РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
13 января 2014 года гор. Лангепас
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Пашинцева А.В., при секретаре Зайцевой М.В., с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, доверенность от 22.10.2013г. №8-5483, представителя ответчика ФИО3, представителя 3 лица ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. №№, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Лангепасскому городскому муниципальному автономному учреждению «Водно-спортивный комплекс «Дельфин», 3 лицо государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре, о признании расчетов пособия по беременности и родам незаконными, обязании произвести перерасчет пособия и выплатить недоплаченные суммы пособия по беременности и родам, взыскании расходов по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в Лангепасский городской суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение «Водно-спортивный центр «Дельфин» г. Лангепас, где работает по настоящее время. До этого с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. она работала у ИП ФИО5 В связи с предстоящим материнством в ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к своему работодателю, предъявив листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, с просьбой оплатить его. В сентябре этого же года она получила расчётный лист, где увидела, что пособие ей выплачивается в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда. За разъяснением она обратилась к своему работодателю. ДД.ММ.ГГГГ ей вручили копию письма из Фонда социального страхования, где указано, что размер пособия истца по беременности и родам составляет <данные изъяты>. С данным решением она не согласилась, и ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением к своему работодателю с просьбой произвести перерасчёт пособия, однако, получила отказ. Истцу пояснили, что за разъяснением работодатель обратился в региональное отделение ФСС РФ по ХМАО-Югре филиал №5. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. был дан ответ, что размер пособия истца по беременности и родам будет составлять <данные изъяты> рублей. Истец считает, что размер пособия, который установил работодатель и подтвердил ГУРО ФСС РФ № противоречит ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29.12.2006г, согласно которому в случае, если средний заработок, рассчитанный за два года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Средний дневной заработок истца, как указано в письме, составляет <данные изъяты>, размер пособия - <данные изъяты> С указанными расчетами не согласна, считает, что среднедневной заработок, рассчитанный из размера минимальной оплаты труда должен составлять <данные изъяты> соответственно, размер пособия должен составлять <данные изъяты>). Недоплата составила <данные изъяты>). Просит признать расчеты размера ее пособия по беременности и родам незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет пособия и выплатить недоплаченную сумму в размере <данные изъяты>, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в иске. Представитель истца ФИО2 указал, что ответчик при сравнении среднего заработка истца с МРОТ, необоснованно не увеличил МРОТ на районный коэффициент.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что пособие по беременности и родам истцу начислено в соответствии с положениями ст. 183 Трудового кодекса РФ, согласно которым при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.Пособие истцу исчислялось в соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности следует руководствоваться Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Согласно части 1.1 статьи 14 Закона, если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. То есть, необходимо рассчитать и сравнить средний дневной заработок исходя из минимального размера оплаты труда и из фактически начисленной заработной платы работника ФИО1: средний дневной заработок из МРОТ составит: (<данные изъяты> средний дневной заработок из фактической заработной платы составит: <данные изъяты> т.е. средний дневной заработок из фактической заработной платы больше, чем из МРОТ. Следовательно, пособие по беременности и родам должно быть исчислено исходя из среднего заработка, полученного из фактической заработной платы данного работника, а именно: (<данные изъяты> р. Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что при условии работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени на момент наступления страхового случая, пособие по беременности и родам назначено и выплачено застрахованному лицу в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что ФИО6 предъявила работодателю к оплате листок нетрудоспособности по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., на основании которого ей было начислено пособие в сумме <данные изъяты>
В силу ст. 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в Федеральном законе РФ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Закон № 255-ФЗ и Положение № 375).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с ч. 1.1. ст. 14 указанного Закона в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Таким образом, доводы истца и ее представителя о том, что пособие по беременности и родам не может быть меньше минимального оплаты труда, признаются судом несостоятельными.
В ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ указано, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.
Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам с. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
В Положении № указано, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (п. 2). Во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения (п. 15).В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6и11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (п. 11.1). В случаях, указанных в пункте 11.1 настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730 (п. 15.3).
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 названного Положения.
При назначении пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, установленные частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ правила применяются, если средний дневной заработок, исчисленный за расчетный период, меньше среднего дневного заработка, исчисленного исходя из МРОТ.
Из содержания статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункта 15 Положения N 375 не следует, что МРОТ для сравнения со средним заработком работника увеличивается на районный коэффициент.
В Законе N 255-ФЗ и Положении N 375 приводятся случаи, когда МРОТ увеличивается на районный коэффициент.
Так, согласно части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ и пункту 22 Положения N 375 при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи 8 названного Закона и пункта 21 Положения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Пунктом 6 статьи 7 Закона N 255-ФЗ также установлено, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 11.1 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 120), в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что при исчислении пособий в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (при отсутствии в расчетном периоде у работника заработка либо в случае, если его средний заработок за полный календарный месяц меньше МРОТ) в силу пункта 11.1 Положения N 375 районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособия - на него нужно умножить исчисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности.
Этот вывод соответствует позиции Фонда социального страхования Российской Федерации, приведенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 14-03-18/05-2129 "О направлении постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 120".
В виду изложенного суд полагает, что доводы представителя истца о том, что при сравнении среднего заработка работника, рассчитанного за расчетный период (в данном случае за 2011 и 2012 годы), в расчете за полный календарный месяц с МРОТ, установленным федеральным законом на день наступления страхового случая, МРОТ увеличивается на районный коэффициент, являются необоснованными.
Из представленных суду документов видно, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работала у ИП ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ принята в Водно-спортивный комплекс «Дельфин» администратором на период отсутствия основного работника, ДД.ММ.ГГГГ. переведена инструктором по спорту в том же учреждении на 0,5 ставки (трудовая книжка истца, приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, при расчете среднего заработка для начисления истцу пособия по беременности и родам в 2013г. должны браться два календарных года, предшествующих году наступления отпуску по беременности и родам - 2011 и 2012. Установлено судом и не оспаривается сторонами, что заработная плата в 2011г. у истца отсутствовала. В 2012 г. истец проработала 5 месяцев. Сумма среднего дневного заработка истца на основании данных о заработной плате за 2011 и 2012 годы составляет <данные изъяты> исходя из следующего расчета: <данные изъяты> Сумма пособия по беременности и родам составляет <данные изъяты>
Средний дневной заработок истца исходя из МРОТ составит <данные изъяты> исходя из следующего расчета: <данные изъяты>
Таким образом, средний дневной заработок ФИО1 исходя из ее фактической заработной платы выходит больше, чем исходя из расчетов с применением минимального размера оплаты труда, которые просит применить истец. Так как средний заработок истца, рассчитанный за указанные периоды в расчете за полный календарный месяц выше минимального размера оплаты труда, установленного законом на день наступления страхового случая, расчет пособия по беременности и родам исходя из минимального размера оплаты труда, как просит истец, не может быть применен, поскольку для этого не имеется законных оснований.
Исходя из вышеизложенного в удовлетворении требований истца о признании расчетов пособия по беременности и родам незаконными, обязании произвести перерасчет пособия и выплатить недоплаченные суммы пособия по беременности и родам следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении основных требований не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и судебных расходов.
На основании и руководствуясь ст.ст. 194, 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Лангепасскому городскому муниципальному автономному учреждению «Водно-спортивный комплекс «Дельфин» о признании расчетов пособия по беременности и родам незаконными, обязании произвести перерасчет пособия и выплатить недоплаченные суммы пособия по беременности и родам, взыскании расходов по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд.
Председательствующий Пашинцев А.В.