ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2014 от 21.01.2014 Петровского районного суда (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-30/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

с.Петровское                                                                       21 января 2014 года

    Петровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Шарлаимовой В.И., при секретаре Тетеревой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миляева ВФ к администрации Покрово-Чичеренского сельского Совета Петровского района Тамбовской области о взыскании единовременного денежного вознаграждения, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты денежного вознаграждения

У С Т А Н О В И Л:

    Миляев В.Ф. обратилась в Петровский районный суд Тамбовской области с иском к администрации Покрово-Чичеренского сельского Совета Петровского района Тамбовской области о взыскании единовременного денежного вознаграждения, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты денежного вознаграждения. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ года он был избран на должность главы администрации Покрово-Чичеринского сельсовета и на основании Распоряжения № 01-р от 20.03.2008 года он приступил к исполнению своих обязанностей. В связи с избранием главой сельсовета с ним был заключен трудовой договор. На основании Распоряжения главы Покров- Чичеринского сельсовета Петровского района № 3-л от 19.09.2013 года в связи с истечением срока трудового договора исполнение полномочий им были прекращены в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. В день расчета ему не было выплачено денежное вознаграждение в трехкратном размере. По поводу выплаты денежного вознаграждения он (Миляев В.Ф.) обратился с письменным заявлением к главе Покрово-Чичеринского сельсовета. Своим письмом глава Покрово-Чичеринского сельсовета от 27.11.2013 года Бурлакова Н.И. отказала в выплате денежного вознаграждения по той причине, что основанием для такой выплаты должно быть решение представительного органа, а Покрово-Чичеринским сельсоветом народных депутатов не было принято решение, регулирующее порядок и размер выплаты при прекращении полномочий выборного должностного лица. Миляев В.Ф. считает отказ главы Покрово-Чичеринского сельсовета незаконным, необоснованным и противоречащим Конституции РФ, Трудовому Кодексу РФ, федеральному законодательству, а также закону Тамбовской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного лица местного самоуправления в Тамбовской области».

В судебном заседании истец Миляев В.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснил, что он добросовестно исполнял свои обязанности главы Покрово-Чичеринского сельсовета, при увольнении ему были выплачены все необходимые выплаты, кроме трехкратного вознаграждения, выплачиваемого при прекращении полномочий, которые предусмотрены Законом Тамбовской области. Ему, как главе сельского Совета не было известно о том, что сельским Советом должен был быть принят нормативный акт о порядке выплаты указанного денежного вознаграждения. Юридическая служба администрации Петровского района, с которой они тесно работали, не уведомила его о включении данных позиций в Устав Покрово-Чичеринского сельского Совета, не донесли эту информации до них и в Минюсте, куда был сдан Устав для регистрации. В юридической службе им всегда говорили, что нужно внести изменения в Устав и какие именно. Они всегда следовали этим рекомендациям. В Покрово-Чичеренском сельском Совете не было юриста и никто этими вопросами не занимался. Считает, что это не его вина, что отсутствует нормативный акт о выплате денежного вознаграждения. О нарушении своих прав он узнал позже и сразу же обратился с заявлением о выплате вознаграждения, и получил отказ. Просил суд удовлетворить его исковые требования и взыскать с Покрово-Чичеринского сельсовета денежное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей, проценты за просрочку выплаты денежного вознаграждения в размере -<данные изъяты>, а с 11 ноября 2013 года взыскивать по <данные изъяты> коп. за каждый день просрочки до полного погашения задолженности, исходя из расчета 8,25 % годовой ставки рефинансирования и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

    Ответчик - глава Покрово-Чичеринского сельсовета Петровского района Бурлакова Н.И. исковые требования Миляева В.Ф. не признала и пояснила, что действительно Миляев В.Ф. являлся главой Покрово-Чичеринского сельсовета, его полномочия прекратились с истечением срока. В настоящее время она является главой сельсовета. Миляев В.Ф. обращался к ней с заявлением о выплате денежного вознаграждения в размере трех окладов, однако она вынуждена была ему отказать из-за отсутствия нормативного документа, регламентирующего данные выплаты. О том, что при прекращении полномочий главе сельсовета выплачивается денежное вознаграждение не предусмотрено ни в его трудовом договоре, ни в коллективном договоре, ни в Уставе сельсовета, ни в других документах. Кроме этого, отсутствует нормативный акт о порядке выплаты этого вознаграждения, в бюджет сельского Совета эти выплаты не заложены. Ссылка истца на ст. 5 Закона Тамбовской области неправомерна, поскольку в статье говорится, не об обязанности выплатить, а лишь о возможности. Таким образом, у неё нет оснований для выплаты Миляеву В.Ф. денежного вознаграждения в 3-хкратном размере. Все другие необходимые выплаты в связи с прекращением полномочий Миляеву В.Ф. выплачены. Не согласна она и с доводами истца о том, что он приходил, морально страдал, унижался. Миляев В.Ф. обращался к ней только один раз, а за документами приходил его сын. Просила в иске отказать в полном объеме.

    Выслушав истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к следующему:

    В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. «н» ч.1 ст.72, ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации).     

     В соответствии с ч.1 ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ.

    В силу ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

     В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131).

        Согласно ст. 5 Закона Тамбовской области от 02 июля 2008 года № 399-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области» депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе и прекратившему их исполнение, может выплачиваться выходное пособие за счет средств местного бюджета в размере, не превышающем трехкратного предельного денежного вознаграждения, установленного настоящим Законом по соответствующей муниципальной должности на день прекращения исполнения полномочий. Размер и порядок выплаты выходного пособия устанавливаются представительным органом муниципального образования.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации). Требование к трудовым договорам, которые также осуществляют регулирование трудовых отношений, те же самые - не снижать уровень прав и гарантий работника, который установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

    В статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено сочетание государственного и договорного регулирования при выплате выходного пособия. Последний абзац статьи предусматривает договорное регулирование выплаты выходных пособий, в соответствии с которым трудовым договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

    Основанием для прекращения трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ является истечение срока трудового договора.

     Срочный трудовой договор согласно ст. 79 Трудового Кодекса РФ прекращается с истечением срока его действия.

     В судебном заседании установлено, что истец Миляев В.Ф. осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в должности главы Покрово-Чичеринского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно п.п. 2.1 Трудового договора, заключенного между администрацией Покрово-Чичеринского сельсовета, Петровского района в лице главы сельсовета Миляева В.Ф., действующей на основании Устава Покрово-Чичеринского сельсовета, и гражданином Миляевым Виктором Фёдоровичем следует, что настоящий трудовой договор заключен на определенный срок: 5 лет в соответствии с пунктом 2 ст. 23 Устава Покрово-Чичеринского сельсовета. В п.п. 2.2 указано начало работы: 20 марта 2008 года, п.п. 2.3.- окончание работы: день вступления в должность вновь избранного главы Покрово-Чичеринского сельсовета.

    Пунктом 2 статьи 4 Закона Тамбовской области от 25.12.2012 года № 228-З «О выборах глав муниципальных образований в Тамбовской области» установлено, что днем голосования на выборах главы муниципального образования является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок его полномочий.

    Миляев В.Ф. прекратил полномочия главы Покрово-Чичеринского сельсовета Петровского района Тамбовской области 19 сентября 2013 года, то есть в день, когда вступила в должность избранный на выборах глава сельсовета Бурлакова Н.И.

Все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством при увольнении, Миляеву В.Ф. выплачены и истцом не оспариваются.

    Денежное вознаграждение является социальной гарантией главы муниципального образования, которые регулируются специальными нормами права: Уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами при наличии соответствующих средств местного бюджета.

     В трудовом договоре, заключенным с Миляевым В.Ф., гарантии в виде выплаты единовременного денежного вознаграждения в трехкратном размере при прекращении полномочий в связи с истечением срока не были предусмотрены.

Из Устава Покрово-Чичеринского сельсовета Петровского района Тамбовской области, усматривается, что норма, регламентирующая гарантии осуществления деятельности выборного должностного лица местного самоуправления и прекратившего полномочия в связи с истечением срока, отсутствует.

       Размер и порядок выплаты выходного пособия (единовременного денежного вознаграждения) представительным органом муниципального образования Покрово-Чичеринского сельсовета Петровского района не установлен.

      Исходя из выше изложенного следует, что при прекращении полномочий главы Покрово-Чичеринского сельсовета в соответствии с п.2.ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ единовременное денежное вознаграждение в трехкратном размере не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Миляева В.Ф. удовлетворены быть не могут.

       Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

     В иске Миляеву ВФ к администрации Покрово-Чичеринского сельского Совета Петровского района Тамбовской области о взыскании единовременного денежного вознаграждения, компенсации морального вреда и процентов за задержку выплаты денежного вознаграждения- отказать в полном объеме.

      Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ. Апелляционные жалобы могут быть поданы через суд, принявший решение, в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

          Судья                                                                          В.И. Шарлаимова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2014 года

         Судья                                                                            В.И. Шарлаимова