ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2017 от 16.02.2017 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2017 года п. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., при секретаре Колесниковой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район». Просит признать незаконными действия администрации МО «Муйский район» по назначению на должность начальника юридического отдела МО «Муйский район» КМВ распоряжением руководителя администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ Обязать администрацию МО «Муйский район» устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения с КМВ трудового договора с соблюдением гарантий, предусмотренных ст. 84 ТК РФ.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать незаконными действия администрации МО «Муйский район» по назначению на должность начальника юридического отдела МО «Муйский район» КМВ распоряжением руководителя администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ Запретить КМВ исполнять обязанности начальника юридического отдела МО «Муйский район».

В судебном заседании старший помощник прокурора Муйского района Республики Бурятия Русакова Г.Г., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме с учетом их уточнения. Суду пояснила, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ХВА о несоответствии квалификационным требованиям КМВ, которой установлено, что КМВ занимает ведущую должность муниципальной службы - начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район» на основании распоряжения руководителя администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ, не имея высшего юридического образования. По данному факту 11.11.2016 г. прокуратурой направлено представление об устранении нарушений закона, которое не удовлетворено. Сторона работодателя считает, что КМВ соответствует квалификационным требованиям, поскольку имеет высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы более 2-х лет, а также соответствие занимаемой должности подтверждено решениями аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ С данным ответом истец не согласен. КМВ окончил в 1994 <адрес> институт инженеров железнодорожного транспорта, ему присвоена квалификация «инженер путей сообщения». Высшего юридического образования КМВ не имеет. В соответствии с п.п. 1.6., 1.8. должностной инструкции начальник юридического отдела должен знать основы права, Федеральный Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, другие федеральные, республиканские и местные нормативные акты, необходимые для исполнения служебных обязанностей, установленных данной инструкцией. Пунктом 2.2 Инструкции предусмотрено, что начальник юридического отдела осуществляет правовую экспертизу проектов муниципальных нормативных актов, и других актов правового характера, подготавливаемых специалистами администрации, организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности администрации. Предъявление квалификационных требований к гражданам, занимающим муниципальную должность, в обязанности которых входит проведение правовой, в том числе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, является одной из мер профилактики коррупции, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Кроме правовой экспертизы нормативных правовых актов в обязанности КМВ входит обеспечение соблюдения законности в деятельности администрации и защита ее правовых интересов, обеспечение руководства правовой работой в администрации, разъяснение действующего законодательства, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовка и передача необходимых материалов в судебные и арбитражные органы, представление интересов администрации в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, ведение судебных и арбитражных дел, возглавление работы по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, руководство работой отдела. Кроме того, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Согласно протоколу аттестационной комиссии от 14.05.2015 года в ходе аттестации КМВ заданы вопросы: «какие отношения регулируют гражданское законодательство, изменения в Закон о муниципальной службе, гарантии для жителей районов, приравненных к Крайнему Северу, трудности в работе отдела, гарантии для муниципального служащего». В протоколе заседания отсутствуют ответы аттестуемого, чем нарушены требования п. 5 Положения об аттестации муниципальных служащих администрации МО «Муйский район», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ Более того, КМВ не заданы вопросы, позволяющие выяснить знание им положений ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, в связи с чем не представляется возможным установить факт наличия у аттестуемого необходимых для замещения должности знаний. Вместе с тем без знания указанных нормативных актов он не может надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности. Таким образом, аттестационная комиссия пришла к необоснованному выводу о соответствии его занимаемой должности муниципальной службы. В силу ст. 16 ФЗ № 25-ФЗ на муниципальную службу не вправе поступать граждане, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом и иными правовыми актам. Кроме того, КМВ принят на работу приказом от ДД.ММ.ГГГГ На момент принятия согласно штатному замещению от ДД.ММ.ГГГГ юридического отдела в структуре администрации не было, следовательно, должности начальника юридического отдела также не было. Должностная инструкция начальника юридического отдела разработана только ДД.ММ.ГГГГ, квалификационные требования на момент принятия его на работу не были утверждены должностной инструкцией. Приказом Министерства труда № 37 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, согласно которому для начальника юридического отдела необходимо высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Положение о юридическом отделе до настоящего времени на сайте не размещено. Прокуратурой неоднократно принимались меры прокурорского реагирования по фактам несоответствия нормативно-правовых актов закону. Положение об администрации МО «Муйский район» до настоящего времени не приведено в соответствие с требованиями ФЗ № 131-ФЗ, поскольку в Положении об администрации изложено всего 8 конкретных полномочий, тогда как в статье 15 закона-36 вопросов местного значения, часть из которых находится в исключительном ведении представительного органа. Начальником юридического отдела не приняты меры к приведению данного нормативно-правового акта в соответствие с Законом. 28.01.2016 г. прокурором внесено представление по нарушению требований закона при передаче имущества МО ГП «Северомуйское». Решение 667 от 24.11.2015 г. о внесении изменений в Устав муниципального образования также подготовлено КМВ 29.02.2016 г. внесено представление, по результатам рассмотрения КМВ привлечен к дисциплинарной ответственности, по протесту прокурора решение 667 отменено. Прокуратурой внесено представление от 29.02.2016 г. о приведении решения 661 от 24.11.2015 г. в соответствие с законом. Представление прокурора удовлетворено, в решение внесены изменения. Нарушение интересов муниципального образования выражается в том, что КМВ не может качественно и в полном объеме исполнять свою должностную инструкцию, а также представлять и защищать интересы муниципального образования. Обращение прокурора в защиту интересов администрации МО «Муйский район», неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения привлечения на муниципальную службу компетентных граждан, формирования квалифицированного кадрового состава, в целях наиболее полного и качественного решения вопросов местного самоуправления. Просит признать незаконными действия ответчика по назначению на должность начальника юридического отдела КМВ, запретить КМВ исполнять обязанности начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район».

Представитель ответчика по доверенности Перменова Д.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что КМВ соответствует квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами для замещения должности начальника юридического отдела, в частности наличию высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы не менее двух лет. На момент трудоустройства в администрацию МО «Муйский район» КМВ имел высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы более 13 лет. КМВ подтвердил соответствие занимаемой должности в ходе проведения аттестационных процедур: ДД.ММ.ГГГГ в Совете депутатов МО «Муйский район» в должности главного специалиста - юриста, ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Муйский район» в должности начальника юридического отдела. Согласно пункту 10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Но это должно быть исключением из правил, а не общим правилом. Просит отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании заинтересованное лицо КМВ просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. Он имеет высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы более 16 лет, то есть имеет достаточное образование и достаточный стаж муниципальной службы, что полностью соответствует требованиям частей 2 и 3 ст. 8 Закона РБ «О муниципальной службе в Республике Бурятия», ч. 2 раздела 2 Закона РБ «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия», пунктам 1.2 и 1.3 должностной инструкции начальника юридического отдела. Требование о запрете исполнять обязанности начальника юридического отдела незаконно, поскольку не соответствует Трудовому кодексу РФ. Определений о запрете работнику исполнять обязанности Трудовой кодекс РФ не содержит. Понятие запрета занимать должности дает Уголовный кодекс РФ. Расторжение трудового договора с ним возможно при наличии вступившего в законную силу приговора суда. Тем более нельзя требовать запрета занимать должность без указания сроков. Даже от осужденного нельзя требовать запрета занимать определенную должность, как того требует прокурор, а возможно лишь запретить исполнять определенные функции или круг должностей, на который распространяется запрещение. Все представленные истцом документы никаких полезных сведений по существу спора не несут. Документы подписаны кем угодно, только не начальником юридического отдела. Никаких серьезных претензий руководитель администрации к работе отдела и его начальнику не имел. Совершенно некорректно выглядит заявление представителя прокуратуры о том, что на момент занимаемой должности начальника юридического отдела на 1 апреля 2014 года в администрации не существовало юридического отдела. Решением Совета депутатов МО «Муйский район» от 27.03.2014 № 546 утверждена структура администрации района, согласно которой введен юридический отдел. Просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Бурятия.

Законом Республики Бурятия от 07.09.2007 N 2427-III «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» должность начальника отдела отнесена к ведущей должности муниципальной службы.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.

Статьей 8 Закона Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» установлены аналогичные требования.

Решением Совета депутатов МО «Муйский район» № 546 от 27.03.2014 г. утверждена структура администрации МО «Муйский район», согласно которой создан юридический отдел.

Распоряжением администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в штатное расписание, согласно штатному замещению на работников администрации МО «Муйский район» с 01.04.2014 г. имеется должность начальника юридического отдела.

Таким образом, изучив указанные документы и оценив показания свидетелей Ш. и Р., подтвердивших создание юридического отдела и внесение изменений в штатное замещение, суд признает необоснованными доводы представителя истца о том, что при принятии КМВ на должность начальника юридического отдела данного отдела не существовало.

Судом установлено, что на основании распоряжения руководителя администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГКМВ принят в порядке перевода на муниципальную должность муниципальной службы начальником юридического отдела администрации МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день с КМВ заключен трудовой договор .

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы в муниципальном образовании «Муйский район» должность начальника отдела отнесена к ведущей должности муниципальной службы.

Согласно квалификационным требования, утвержденным постановлением администрации МО «Муйский район» № 225 от 28.04.2015 г., для замещения ведущих должностей муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование; не менее 2 лет стажа муниципальной службы или не менее 2 лет стажа работы по специальности.

Согласно результатам аттестации муниципальных служащих администрации МО «Муйский район» от 14.05.2015 г. КМВ соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Из материалов дела следует, что 13 октября 2016 года в прокуратуру Муйского района обратился ХВА о проведении проверки в отношении начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район» КМВ, не имеющего высшего юридического образования.

Согласно ответу руководителя администрации МО «Муйский район» от 06.12.2016 г. на представление прокурора Муйского района об устранении нарушений закона следует, что КМВ соответствует квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами для замещения должности начальника юридического отдела, в частности наличию высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы не менее 2 лет.

Пунктами 1.2., 1.3. должностной инструкции должность начальника юридического отдела относится к ведущей должности, на указанную должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и не менее 2 лет стажа муниципальной службы или не менее 2 лет стажа работы по специальности.

Вместе с тем данная должностная инструкция утверждена руководителем администрации МО «Муйский район» 15 мая 2015 года. Кроме того, квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Муйский район», утверждены только 28 апреля 2015 года.

Таким образом, в нарушение требований законодательства при принятии КМВ на должность начальника юридического отдела 1 апреля 2014 года указанные квалификационные требования и должностная инструкция начальника юридического отдела не были утверждены.

Более того, для замещения муниципальной должности начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район» необходимо наличие высшего профессионального образования.

КМВ, назначенный на должность начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район», не соответствует данным квалификационным требованиям, поскольку не имеет высшего юридического образования.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 2431-III «О муниципальной службе в Республике Бурятия» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом.

Следовательно, на муниципального служащего КМВ распространяются требования нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, установлены следующие требования к квалификации начальника юридического отдела: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

КМВ получил высшее образование по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», присвоена квалификация «инженер путей сообщения – строитель», данный факт подтверждается дипломом Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта. Высшего юридического образования КМВ не имеет, что не оспаривается ответчиком и заинтересованным лицом.

Ссылку ответчика на пункт 10 указанного квалификационного справочника суд находит необоснованной, поскольку в данном пункте указано об исключении, не относящемся к требованиям о наличии высшего профессионального образования.

Суд считает, что работник при замещении должности муниципальной службы должен соответствовать квалификационным требованиям по занимаемой должности. Назначение на муниципальную должность начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район» лица, не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым к указанной муниципальной должности, в части обязательного наличия высшего профессионального образования, противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленному ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из пункта 2.2 должностной инструкции следует, что начальник юридического отдела осуществляет правовую экспертизу проектов муниципальных нормативных актов, приказов, инструкций, положений и других актов правового характера, подготавливаемых специалистами администрации, визирует их, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов; организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности администрации; осуществляет ведение судебных и арбитражных дел; представляет интересы администрации в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов.

Суду истцом предоставлено достаточно доказательств того, что начальник юридического отдела КМВ, не имея высшего юридического образования, не обладая профессиональными знаниями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, нарушает интересы муниципального образования, а также права лиц, отвечающих квалификационным требованиям для замещения муниципальной должности начальника юридического отдела.

Кроме того, отсутствие высшего юридического образования лишает возможности КМВ в соответствии со ст. 55 КАС РФ представлять интересы муниципального образования в судах при рассмотрении административных дел, тем самым в полном объеме защищать интересы МО «Муйский район».

Согласно штатному замещению на работников, представленному ответчиком, в администрации МО «Муйский район» в настоящее время имеются вакантные должности муниципальной службы, которые могут быть предложены КМВ

Таким образом, суд приходит к выводу, что назначение КМВ на должность начальника юридического отдела администрации МО «Муйский район» противоречит закону, в связи с чем, ответчик обязан устранить допущенные нарушения.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о признании незаконными действий ответчика по назначению на должность начальника юридического отдела КМВ подлежат удовлетворению.

В части установления судом запрета КМВ исполнять обязанности начальника юридического отдела необходимо отказать в иске. При этом суд обязывает ответчика устранить нарушения законодательства о муниципальной службе по назначению на должность начальника юридического отдела КМВ, поскольку данная обязанность лежит на работодателе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования «Муйский район» по назначению на должность начальника юридического отдела администрации муниципального образования «Муйский район» КМВ распоряжением руководителя администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования «Муйский район» устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе по назначению на должность начальника юридического отдела администрации муниципального образования «Муйский район» КМВ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Д.Ч. Санданова

Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2017 года.

Судья Д.Ч. Санданова