ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2018 от 16.02.2018 Усть-алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-30/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Борогонцы

Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Стрекаловского И.В., с участием истца – заместителя прокурора Усть-Алданского района РС (Я) ФИО1, при секретаре Копыриной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» о признании незаконным и отмене приказа генерального директора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» (далее – ООО УК «Сайдыы», Управляющая компания, Ответчик) о признании незаконным и отмене приказа генерального директора.

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства поступило обращение ААА. о несогласии с изданным ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО УК «Сайдыы» приказом , которым установлена плата за въезд на территорию полигона твердых бытовых отходов <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на положение Федерального закона № 458-ФЗ, которым утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, просил признать незаконным и отменить приказ генерального директора ООО УК «Сайдыы» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год».

На судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила удовлетворить его в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО УК «Сайдыы» не явился, ТТТ направил возражение, которым указывая на то, что ООО УК «Сайдыы» не осуществляет утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, а в соответствии с условиями Договора, заключенного с МО «<данные изъяты>» проводит мероприятия по эксплуатации и содержанию на должном уровне арендуемого земельного участка, просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Суд, заслушав пояснение истца, исследовав материалы дела, возражение ответчика, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, по итогам проведенной прокуратурой района проверки за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании письменного обращения ААА от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим , установлено, что генеральным директором ООО УК «Сайдыы» издан приказ за «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год», которым на ввоз и размещение ЖБО, ВО, ТБО на территории свалки ООО УК «Сайдыы» за 1 рейс для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для физических свыше 3 тонн установлена плата в размере <данные изъяты> рублей.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принят акт прокурорского реагирования за , направленный на отмену незаконного акта.

Вместе с тем, указанный приказ должен быть признан незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом 4.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено общее понятие полигона захоронения отходов, согласно которому полигон – это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Под размещением отходов подразумевается хранение и захоронение отходов, то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Из преамбулы оспариваемого приказа, прейскурант цен на ввоз и размещение ЖБО, ВО, ТБО на территории свалки ООО УК «Сайдыы» был основан на п. 3.2.1 Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета возмещения затрат Управляющей компании, связанных с содержанием арендуемого земельного участка, в том числе: обустройство прилегающей территории, затрат на оплату труда работников.

Согласно Договору аренды , заключенному между Муниципальным образованием «<данные изъяты>» в лице главы ННН с одной стороны, и ООО УК «Сайдыы» с другой, арендодателем на возмездной основе ООО УК «Сайдыы» предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Доводы возражения о том, что Управляющая компания не осуществляет утилизацию, обезвреживание, захоронение ТБО не соответствует условиям Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3.2.1 которого установлена обязанность арендатора, в том числе: эффективно использовать находящийся в аренде земельный участок в соответствии с его целевым назначением. Земельный участок в данном случае, согласно п. 1.2 Договора аренды предоставлен с разрешенным использованием под полигон твердых бытовых отходов (свалка).

Основы регулирования тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, устанавливались действовавшим на момент издания оспариваемого приказа Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона, регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ установление надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования; опубликование информации о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; запрос информации у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе информацию по вопросам применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458 (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.

В силу положения ст. 24.8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов относятся к видам предельных тарифов, подлежащих регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, поскольку Управляющая компания не обладает самостоятельными полномочиями по установлению тарифов на предоставление услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и надбавок к ним, а издание приказа ООО УК «Сайдыы» с превышением полномочий вопреки требованиям действующего законодательства может повлечь за собой нарушение прав потребителей на доступность услуг организаций коммунального комплекса, требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Так в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 6 000 рублей.

В силу положения п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей с ответчика ООО УК «Сайдыы», не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Приказ генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Усть-Алданский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья п/п И.В. Стрекаловский

Копия верна с подлинным:

Председательствующий судья И.В. Стрекаловский