Дело № 2-30/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Борогонцы |
Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Стрекаловского И.В., с участием истца – заместителя прокурора Усть-Алданского района РС (Я) ФИО1, при секретаре Копыриной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» о признании незаконным и отмене приказа генерального директора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» (далее – ООО УК «Сайдыы», Управляющая компания, Ответчик) о признании незаконным и отмене приказа генерального директора.
В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства поступило обращение ААА. о несогласии с изданным ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО УК «Сайдыы» приказом №, которым установлена плата за въезд на территорию полигона твердых бытовых отходов <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.
Ссылаясь на положение Федерального закона № 458-ФЗ, которым утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, просил признать незаконным и отменить приказ генерального директора ООО УК «Сайдыы» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год».
На судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила удовлетворить его в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ООО УК «Сайдыы» не явился, ТТТ направил возражение, которым указывая на то, что ООО УК «Сайдыы» не осуществляет утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, а в соответствии с условиями Договора, заключенного с МО «<данные изъяты>» проводит мероприятия по эксплуатации и содержанию на должном уровне арендуемого земельного участка, просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Суд, заслушав пояснение истца, исследовав материалы дела, возражение ответчика, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, по итогам проведенной прокуратурой района проверки за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании письменного обращения ААА от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №, установлено, что генеральным директором ООО УК «Сайдыы» издан приказ за № «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год», которым на ввоз и размещение ЖБО, ВО, ТБО на территории свалки ООО УК «Сайдыы» за 1 рейс для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для физических свыше 3 тонн установлена плата в размере <данные изъяты> рублей.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принят акт прокурорского реагирования за №, направленный на отмену незаконного акта.
Вместе с тем, указанный приказ должен быть признан незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 4.17 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено общее понятие полигона захоронения отходов, согласно которому полигон – это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Под размещением отходов подразумевается хранение и захоронение отходов, то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Из преамбулы оспариваемого приказа, прейскурант цен на ввоз и размещение ЖБО, ВО, ТБО на территории свалки ООО УК «Сайдыы» был основан на п. 3.2.1 Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ исходя из расчета возмещения затрат Управляющей компании, связанных с содержанием арендуемого земельного участка, в том числе: обустройство прилегающей территории, затрат на оплату труда работников.
Согласно Договору аренды №, заключенному между Муниципальным образованием «<данные изъяты>» в лице главы ННН с одной стороны, и ООО УК «Сайдыы» с другой, арендодателем на возмездной основе ООО УК «Сайдыы» предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Доводы возражения о том, что Управляющая компания не осуществляет утилизацию, обезвреживание, захоронение ТБО не соответствует условиям Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, пунктом 3.2.1 которого установлена обязанность арендатора, в том числе: эффективно использовать находящийся в аренде земельный участок в соответствии с его целевым назначением. Земельный участок в данном случае, согласно п. 1.2 Договора аренды предоставлен с разрешенным использованием под полигон твердых бытовых отходов (свалка).
Основы регулирования тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, устанавливались действовавшим на момент издания оспариваемого приказа Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона, регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ установление надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования; опубликование информации о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; запрос информации у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе информацию по вопросам применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458 (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.
В силу положения ст. 24.8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов относятся к видам предельных тарифов, подлежащих регулированию в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, поскольку Управляющая компания не обладает самостоятельными полномочиями по установлению тарифов на предоставление услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и надбавок к ним, а издание приказа ООО УК «Сайдыы» с превышением полномочий вопреки требованиям действующего законодательства может повлечь за собой нарушение прав потребителей на доступность услуг организаций коммунального комплекса, требования прокурора района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Так в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 6 000 рублей.
В силу положения п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей с ответчика ООО УК «Сайдыы», не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Приказ генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Сайдыы» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении тарифов въезда на свалку ООО УК «Сайдыы» на 2018 год».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Усть-Алданский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий судья п/п И.В. Стрекаловский
Копия верна с подлинным:
Председательствующий судья И.В. Стрекаловский