ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2018 от 18.04.2018 Жарковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2 – 30 / 2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Жарковский 18 апреля 2018 года

Жарковский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

с участием пом. прокурора Жарковского района Раковской А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Жарковскому филиалу государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав граждан при предоставлении земельных участков, в т.ч. многодетным семьям, сельскохозяйственным товаропроизводителям, порядка оказания государственных и муниципальных услуг в деятельности Жарковского филиала государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональные центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Прокурор, ссылаясь на положения Конституции РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376.

В ходе проведения проверки 28.02.2018 г. проанализированы административные регламенты о предоставлении муниципальных услуг в области земельных отношений.

При изучении административного регламента «Заключение соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановлением администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 194-па в подразделе 17 установлены требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, услуга предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг.

Пунктом 65 указанного подраздела установлено, что Помещения филиала ГАУ «МФЦ» должно соответствовать требованиям, установленным для многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

Вместе с тем, проверкой установлено, что при входе в здание Жарковского филиала ГАУ «МФЦ» отсутствуют приспособления, предусмотренные для людей с ограниченными возможностями (отсутствует пандус, кнопка вызова).

Аналогичные требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, услуга предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг предусмотрены в административных регламентах: «Заключение соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 194-па, «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 13.06.2017 № 155-па, «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 13.10.2017 № 264-па, «Бесплатное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 24.07.2017 № 195-па, «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование» утвержденный Постановление администрации Жарковского района от 22.05.2017 № 138-па.

В связи с тем, что определить круг лиц, права которых нарушаются, не представляется возможным, прокурор обращается в защите неопределенного круга лиц – инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.

На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать Жарковский филиал ГАУ «МФЦ», расположенный по адресу: <...>, устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения в нем специального приспособления (кнопка вызова) в срок 01.02.2019 года.

В судебном заседании пом. прокурора Жарковского района Раковская А.Е. исковые требования изменила и просила суд обязать государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязать в срок 01 февраля 2019 года устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения специального приспособления (кнопки вызова) в Жарковском филиале ГАУ «МФЦ», расположенном по адресу: <...>. Измененные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явился. От ГАУ «МФЦ» поступил письменный отзыв, из которого следует, что ГАУ «МФЦ» исковые требования признает частично по следующим основаниям:

При осуществлении капитального ремонта здания, где расположен Жарковский филиал ГАУ «МФЦ», в рамках муниципального контракта, заключенного между Администрацией Жарковского района и подрядной организацией, установка пандуса не была предусмотрена, в связи с тем, что филиал расположен на втором этаже. Первый этаж занимает сторонняя организация.

Данное помещение было выделено муниципальным образованием, в рамках Постановления Администрации Тверской области от 01.10.2009 № 415-па «О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области, в 2009-2012 годах», т.е. до введения в действие норм Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Помещение было передано ГАУ «МФЦ» в рамках договора безвозмездного пользования, соответственно собственном здания по прежнему остается МО «Жарковский район».

В части установления кнопки вызова, ГАУ «МФЦ» будут предприняты меры по установке данной кнопки.

Также обращаем Ваше внимание, ГАУ «МФЦ» имеет централизованную систему управления, которая включает в себя центральный офис и 35 филиала в муниципальных образованиях Тверской области, не обладающими статусом юридического лица.

ГАУ «МФЦ» просил суд рассмотреть по существу гражданское дело в отсутствие представителя ГАУ «МФЦ».

В соответствии с п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав помощника прокурора района, изучив отзыв ответчика ГАУ «МФЦ» и материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования железнодорожным воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Во исполнение требований указанного федерального закона разработана и действует система нормативных документов, в том числе СНиП, обязывающих при строительстве и эксплуатации таких зданий обеспечить условия к их доступу маломобильным посетителям.

Согласно Своду правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, к числу которых отнесены:инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Вышеуказанные положения направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидовк объектам социальной инфраструктуры и, в частности, предусматривают обязанность организаций, независимо от организационно-правовых форм и вида собственности, создать условияинвалидамдля беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 13 Правил установлено, что Вход в здание (помещение) многофункционального центра и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, судом установлено, что при входе в здание Жарковского филиала ГАУ «МФЦ» отсутствуют приспособления, предусмотренные для людей с ограниченными возможностями (отсутствует пандус, кнопка вызова), чем нарушается законодательство о социальной защите инвалидов, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Жарковского района Тверской области к государственному автономному учреждению Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить.

Обязать государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обязать в срок 01 февраля 2019 года устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения специального приспособления (кнопки вызова) в Жарковском филиале ГАУ «МФЦ», расположенном по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Жарковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.П. Коршаков