Панкрушихинский районный суд Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Панкрушихинский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-31/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Панкрушиха 23 марта 2012 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Кирьяновой И.Н., при секретаре Коротких Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании засчитать период работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что он начал свою педагогическую деятельность с 15 августа 1983 года. Приказом № № от 04 июля 1994 года он был назначен директором Центра технического и эстетического творчества с 04 июля 1994 года, в данной должности проработал до 14 октября 2002 года. 26 сентября 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поскольку его специальный стаж составляет более 25 лет. Решением комиссии № № от 17 ноября 2011 года не были включены в педагогический стаж период работы: с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года в должности директора Центра технического и эстетического творчества, с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года в должности директора Центра детского творчества, с 01 января 2011 года по 26 сентября 2011 года в должности директора Центра детского творчества. С такой постановкой вопроса нельзя согласиться, так как работа в должности директора Центра связана с педагогической деятельностью, поскольку в указанный период времени он не только руководил учреждением, но и занимался с детьми, ему была установлена нагрузка сначала 16 недельных часов по совместительству, а затем 12 недельных часов, что подтверждается тарификационными списками, лицевыми счетами, и соответствующей справкой. Считает, что периоды его работы с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года в должности директора Центра технического и эстетического творчества и в период с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года в должности директора Центра детского творчества связана с педагогической деятельностью. Поэтому спорный период работы должен быть включен в стаж для назначения ему пенсии за выслугу лет. С учетом включения периодов работы с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года в должности директора Центра технического и эстетического творчества, с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года в должности директора Центра детского творчества, с 01 января 2011 года по 26 сентября 2011 года в качестве директора Центра детского творчества, он полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Истец просит обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края засчитать в стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периоды работы с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года в должности директора Центра технического и эстетического творчества, с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года в должности директора Центра детского творчества, с 01 января 2011 года по 26 сентября 2011 года в качестве директора Центра детского творчества. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 26 сентября 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края в его пользу понесенные судебные расходы в размере 0,0 рублей, в том числе, расходы по оплате государственной пошлины 0,0 рублей, расходы по оплате юридических услуг 0,0 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, дополнительно пояснив, что занимается педагогической деятельностью с 15 августа 1983 года. В период работы директором Центра детского творчества, он выполнял работу педагога дополнительного образования. Приказы о том, что он по совместительству с работой директора Центра детского творчества выполнял работу педагога дополнительного образования, не издавались. В отпуск он ходил как директор Центра. Но его вины в этом нет, приказы издавал не он, а председатель комитета по образованию. В 2002 году он узнал, что работа в должности директора учреждения дополнительного образования не включается в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, поэтому с 14 октября 2002 года он перешел на работу в качестве педагога дополнительного образования, в данной должности работает и в настоящее время. По состоянию на 01 января 2011 года его педагогический стаж составлял 17 лет. В настоящее время его педагогический стаж составляет более 25 лет, поэтому он имеет право на назначение льготной пенсии по старости.
Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что работая в должности директора учреждения дополнительного образования для детей, ФИО1 по совместительству работал педагогом дополнительного образования. Несмотря на то, что совместительство не было оформлено приказом, работа ФИО1 педагогом является совместительством, так как часы педагога он вел в свободное от основной работы время. Он вел кружок картенгистов. В данном кружке занятия проводились в рабочие дни после 19 часов и в воскресенье, то есть за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Выполнение ФИО1 педагогической работы подтверждается: тарификационными списками, из которых следует, что его заработная плата складывалась из заработной платы директора Центра и заработной платы за ведение часов педагога, приказами, из которых следует, что он вел 16 недельных часов, в последствии 12 недельных часов, архивной справкой, в которой указано, что истец работал по совместительству. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что 26 сентября 2011 года в ГУ – Управление ПФР в Панкрушихинском районе Алтайского края обратился ФИО1 с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что в период с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года ФИО1 работал в должности директора Центра технического и эстетического творчества. Указанное наименование учреждения не соответствует разделу «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года ФИО1 работал в должности директора Центра детского творчества. Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа в должности директора учреждения дополнительного воспитания для детей засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, только до 01 ноября 1999 года. Поэтому периоды работы ФИО1 с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года не были засчитаны в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости. В соответствии с п.12 Правил работа в должностях в учреждениях дополнительного образования для детей за периоды работы начиная с 01 января 2011 года засчитывается в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости при наличии одновременно двух условий: на 01 января 2011 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. У ФИО1 по состоянию на 01 января 2011 года специальный стаж составляет 15 лет 10 мес. 24 дня. Поэтому работа ФИО1 в должности директора Центра детского творчества в период с 01 января 2011 года по 14 октября 2002 года не включена в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии по старости. Работа ФИО1 в должности преподавателя дополнительного образования в Центре Детского творчества в период с 14 октября 2002 по 26 сентября 2011 года также не включена в специальный стаж, поскольку на 01 января 2011 года у него отсутствовал специальный стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев. Осуществление педагогической деятельности ФИО1 в период его работы директором Центра технического и эстетического творчества и директором Центра детского творчества с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года могло быть засчитано в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, если бы он работал педагогом дополнительного образования по совместительству. Но при проверке документов в Центре детского творчества и в комитете по образованию администрации Панкрушихинского района она не обнаружила приказов о том, что ФИО1 принят на работу в качестве педагога дополнительного образования по совместительству. В тарификационных списках указано, что он вел часы учебной нагрузки, но эти часы он вел не по совместительству, а по совмещению с основной работой, получая за это доплату. В решении об отказе в установлении пенсии ФИО1 от 17 ноября 2011 года ошибочно указано, что в период с 14 октября 2002 года по 26 сентября 2011 года ФИО1 работал директором Центра детского творчества. В этот период он работал педагогом, что подтверждается записями в его трудовой книжке.
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, по основаниям, изложенным представителем ответчика ФИО3, дополнительно пояснив, что работа по совместительству выполняется на основании приказа о приеме на работу по совместительству и отдельного трудового договора, наряду с трудовым договором, действующим по основному месту работы, в котором указывается о работе по совместительству. Работа по совместительству может выполняться как по месту основной работы, так и в другом учреждении, на предприятии. Оплата труда по совместительству осуществляется пропорционально отработанному времени. Совмещение профессий является одним из условий трудового договора, заключенного с работником по основному месту работы. Совмещение профессий производится одновременно с выполнением основной работы. За совмещение профессий производится доплата. Поскольку на выполнение ФИО1 работы педагога дополнительного образования не издавались приказы о приеме его на работу по совместительству, и с ним не заключался отдельный трудовой договор, ведение им часов педагогической нагрузки во время его работы в должности директора Центра детского творчества, является совмещением должностей, за что ему производилась соответствующая доплата.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В суде установлено, что 26 сентября 2011 года ФИО1 обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края от 17 ноября 2011 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с тем, что при требуемом стаже не менее 25 лет он отработал 15 лет 11 месяцев 12 дней. При этом не включены в льготный стаж периоды работы истца с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года, с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года, с 01 января 2011 года по 26 сентября 2011 года.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп.19 п.1 ст.27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам пп.19 п.1 ст.27 указанного выше закона с 12 ноября 2002 года определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, при этом в специальный стаж засчитывается работа в должностях и учреждениях, предусмотренных разделами «Наименование учреждений» и «Наименование должностей».
При исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ за периоды до 01 января 2002 года в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это значит, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми, исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01 января 2002 года.
Право на пенсию за выслугу лет работникам народного образования: за периоды работы до 01 ноября 1999 года определялось в соответствии со Списками профессий и должностей работников народного образования, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года определялось Списком должностей и Правилами исчисления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Из копии трудовой книжки ФИО1 следует, что в период с 04 июля 1994 года по 14 октября 2002 года он работал в должности директора Центра технического и эстетического творчества.
Согласно постановлению администрации Панкрушихинского района Алтайского края № 47 от 28 февраля 2007 года постановлено Центр технического и эстетического творчества считать переименованным в учреждение дополнительного образования детей «Панкрушихинский районный Центр детского творчества» с 04 июля 1994 года.
Период работы ФИО1 с 04 июля 1994 года по 03 октября 1994 года в должности директора Центра технического и эстетического творчества не может быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку наименование учреждения – Центр технического и эстетического творчества не соответствует Списку профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
В соответствии с пп.«в» п.8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 в льготный стаж засчитывается работа в должности директора в учреждениях дополнительного образования только за период до 01 ноября 1999 года. Поэтому период работы ФИО1 в должности директора Центра детского творчества с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года не может быть засчитан в льготный стаж.
Согласно п.12 указанных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года работа в должностях, указанных в 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка. Поэтому период работы ФИО1 в должности директора Центра детского творчества с 01 января 2011 по 14 октября 2002 года не может быть засчитан в льготный стаж, так как по состоянию на 01 января 2011 года данный стаж составляет 15 лет 10 месяцев 24 дня.
Из копии архивной справки следует, что ФИО1 работал директором Центра детского творчества Панкрушихинского района Алтайского края и вел 16 недельных часов по совместительству с 01 сентября 1999 года по 01 октября 2002 года, с 01 октября 2002 года по 14 октября 2002 года вел 12 недельных часов.
Из справки комитета по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края следует, что ФИО1 в период с 01 сентября 1999 года по 01 сентября 2001 года работал в должности директора Центра детского творчества. На основании тарификационных списков, составленных на 1999-2000, 2000-2001 учебные годы, затарифицирована учебная нагрузка в количестве 16 недельных часов педагога дополнительного образования на весь период.
Статья 87 КЗоТ РСФСР, действовавшая до 01 января 2002 года, предусматривала, что работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
В силу ст.282 ТК РФ, вступившего в законную силу с 01 января 2002 года совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, таки у других работодателей.
В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ч.1ст.285 ТК РФ).
В соответствии со ст.60-2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата (ст.151 ТК РФ).
Из копии акта № № документальной проверки достоверности сведений, представленных для назначения пенсии, составленного специалистом экспертом по оценке пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР в Панкрушихинском районе ФИО3, следует, что за период работы ФИО1 с 04 июля 1994 года по 13 октября 2002 года, в комитете по образованию администрации Панкрушихинского района и в Центре детского творчества отсутствуют приказы о том, что ФИО1 принят на работу в должности педагога дополнительного образования по совместительству, нет приказов о предоставлении отпуска как педагогу дополнительного образования, имеются приказы о его отпуске как директора, в тарификационных списках ФИО1 указан только как директор, в лицевых счетах его должность указана как директора.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями тарификационных списков за 1999-2000, 2000-2001 учебные годы, представленных истцом, в которых напротив его фамилии указана занимаемая должность – директор.
Выписка из приказа свидетельствует о том, что по документам архивного фонда комитета администрации Панкрушихинского района по образованию установлено наличие приказа об оплате педагогической нагрузки в 1999-2000 учебном голу директору Центра детского творчества ФИО1 в количестве 16 недельных часов.
Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1 вел часы учебной нагрузки не по совместительству, а по совмещению как директор Центра детского творчества, за что получал соответствующую доплату. Поэтому период работы с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года не может быть засчитан в льготный стаж.
Каких либо доказательств того, что работая директором Центра детского творчества в период с 01 ноября 1999 года по 14 октября 2002 года, ФИО1 по совместительству работал педагогом дополнительного образования, он суду не представил.
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из представленных стороной ответчика выписок из лицевого счета застрахованного лица следует, что ФИО1 зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 11 октября 1999 года и на его лицевом счете отсутствуют льготные периоды работы, поскольку по состоянию на 01 января 2011 года его льготный стаж был менее 16 лет 8 месяцев, как того требует п.12 Правил. Поэтому период работы истца с 01 января 2011 года по 26 сентября 2011 года зачету в льготный стаж не подлежит.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в с.Панкрушиха Алтайского края, то есть на 26 сентября 2011 года его стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости составлял менее 25 лет, поэтому нет правовых оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Панкрушихинском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязании засчитать период работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, отказать в связи с их необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда через Панкрушихинский районный суд.
Председательствующий И.Н. Кирьянова
Мотивированное решение суда составлено: 28 марта 2012 года
Председательствующий И.Н. Кирьянова