Ленинский районный суд города Тамбова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд города Тамбова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2012 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.К.
с участием прокурора Круцких В.Н.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310/2012 по заявлению прокурора Ленинского района г. Тамбова о признании недействующими ст.ст.8,9,10,13 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове, а также Приложение № 1, утвержденные решением Тамбовской городской Думы 16.09.2004г. № 576 с 01.05.2009,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился с заявлением о признании недействующими ст.ст. 8, 9, 10, 13 Положения «О
муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», а также Приложение
№ 1, утвержденные решением Тамбовской городской Думы 16.09.2004 № 576 с 01.05.2009.
Прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением действующего законодательства установлено, что Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утвержденное решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 N 5 76, не соответствует федеральному законодательству.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 Д-» 1161, принятого решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 № 704, к вопросам местного значения городского округа - город Тамбов относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В п.п. 28, 30, 34 ч. 1 ст. 7 Устава указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Тамбова в соответствии с разграничением полномочий, определенных настоящим Уставом, обладают полномочиями, в том числе по осуществлению земельного контроля за использованием земель городского округа, по установлению порядка осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города Тамбова.
Решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове».
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ законодатель предусмотрел особенности осуществления муниципального контроля при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся;
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
2) принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 года.
Вышеуказанное Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утвержденное решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576, в настоящее время не соответствует требованиям федерального законодательства.
Согласно ст. 8 Положения плановая проверка в отношении земельного участка, пользователем которого является субъект малого предпринимательства, проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В данном случае, Федеральным законом не предусмотрено разграничение на малое, среднее либо крупное предпринимательство.
В ст. 9 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» установлены основания проведения внеплановых проверок.
Так, внеплановые проверки проводятся:
а) в случае непосредственного обнаружения специалистами Комитета фактов, указывающих на наличие нарушений правил землепользования, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, или получения от органов государственной власти, юридических и физических лиц документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушениях таких правил;
б) для проверки устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
Вышеуказанным Положением не предусмотрена обязанность согласования с органом прокуратуры проведение внеплановой проверки в случае поступления в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах: а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при поступлении в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В ст. 10 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» установлено, что по фактам нарушения целевого и разрешенного использования земель, а также нарушениям земельного законодательства, составляется акт проведения проверки использования земель, подлежащий утверждению председателем Комитета, в котором лицу, допустившему правонарушение, предлагается добровольно устранить его в установленный срок.
В приложении к данному Положению установлена форма акта проведения проверки использования земель.
Вместе с тем, в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ указано, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Форма акта проведения проверки использования земель, установленная Положением «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не соответствует форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 № 141.
В нарушение п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а именно об обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, в ст. 13 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не установлена обязанность по соблюдению прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в обязанности специалистов комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова по Положению «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не включены следующие обязанности:
-проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
-не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
-предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
-знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
-соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
-не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
-перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
-осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
В нарушение ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не указано о правах руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя при проведении проверки, а именно права по:
-получению от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информации, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
-обжалованию действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического липа, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вместе с тем, Тамбовской городской Думой до настоящего времени каких-либо мер по приведению в соответствие с действующим законодательством решения Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576 «Об утверждении Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», не принято.
Вышеуказанными нормами Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утверждённом решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576, нарушаются права и законные интересы физических и юридических лиц (осуществляющих деятельность на территории города Тамбова), в части проведения проверок специалистами комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, в рамках осуществления муниципального земельного контроля.
В судебном заседании ст. пом. прокурора Ленинского района г. Тамбова Круцких В.Н. поддержал заявление в полном объеме, пояснив, что несоответствие ст.ст.8,9,10,13 и Приложения № 1 Федеральному закону № 294 нарушает права проверяемых лиц, в частности индивидуальных предпринимателей. Поскольку в ст.13 Положении не прописаны обязанности, в соответствии со ст.21 Федерального закона № 294-ФЗ не указаны права, значит их можно не соблюдать. Представитель комитета выносит акт, как представитель муниципального контроля, при этом, не соблюдая права проверяемого, не согласовывая проверки с прокурором, не давая отчет своим действиям перед проверяемым, не выдавая акт проверяемому лицу.
Представитель Тамбовской городской Думы Никулин А.В., возражая против заявленных требований, пояснил решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове».
На основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введено понятие муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
В статье 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.
В пункте 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Действующее законодательство, Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не закрепляет обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению информации и исполнению требований органа муниципального земельного контроля, не установлена и соответствующая ответственность. Данные обязанности возлагаются на указанных лиц только в результате действий органов государственного земельного контроля, т.к. они наделены правом привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере использования земли.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее - Положение о государственном земельном контроле) государственный земельный контроль на территории Российской Федерации в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственный земельный контроль за землёй как природным объектом и природным ресурсом в установленной сфере деятельности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Согласно пункту 3 Положения о государственном земельном контроле Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования землёй;
в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с пунктом 9 Положения о государственном земельном контроле государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок:
а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;
в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
Согласно пункту 12 Положения о государственном земельном контроле государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Внеплановые проверки проводятся:
для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На основании пунктов 13 и 14 Положения о государственном земельном контроле юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» разработано в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля») согласно которым, муниципальный земельный контроль - осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Проверка соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.
С учётом, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются к мероприятиям по муниципальному земельному контролю, так как органы местного самоуправления города Тамбова при осуществлении контроля не наделены правом давать обязательные для исполнения предписания, считает, что Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», утверждённое решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 № 576, не противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ и другим федеральным законам, законам Тамбовской области.
Представитель Тамбовской городской Думы Леонов В.В. просил в удовлетворении заявления прокурора отказать, поддержав возражения Никулина А.В.
Представитель комитета земельных ресурсов и землепользователей Никитина Т.В. просила отказать в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Тамбова. Представитель комитета пояснила, что проверки, осуществляемые комитетом, не подпадают под действие федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 положения Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля.
Функции комитета по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа - город Тамбов направлены на обеспечение эффективного управления, рационального использования муниципальной собственности, защиты имущественных интересов городского округа - город Тамбов, обеспечение поступлений неналоговых доходов в бюджет городского округа — город Тамбов, то есть являются контрольными функциями, осуществляемыми в соответствии с нормами и требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов в сфере земельно-имущественных отношений.
Объектом муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и природный ресурс, а также земельные участки, части земельных участков.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для целей вышеназванного закона муниципальный контроль используется в таком понятии, как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Осуществление муниципального земельного контроля направлено на обеспечение соблюдения собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в том числе, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, норм земельного и гражданского законодательства, и не является контрольной функцией по проверке соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области не закреплены полномочия по привлечению к ответственности органами муниципального земельного контроля. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Тамбовской области от 29.10.2003 № 155-3 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» не содержат норм, предоставляющих полномочия соответствующим органам муниципального земельного контроля на составление протоколов в соответствии с административным законодательством, равно как не содержат норм, позволяющих должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, применять к нарушителям земельного законодательства меры административной ответственности.
Функции по муниципальному земельному контролю осуществляются Комитетом не в рамках административного права, а только на основании законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения. Меры реагирования со стороны Комитета на результаты проверок основываются исключительно на требованиях гражданского и земельного законодательства. Считает, что до внесения законодательным органом изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Тамбовской области от 29.10.2003 № 155-3 «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» отсутствуют основания для применения к мероприятиям, осуществляемым Комитетом при проведении муниципального земельного контроля в рамках гражданско-правовых отношений, положений, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, акт проверки, который составляется специалистами комитета по результатам проведения проверок не обладает признаками ненормативного правового акта, не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей проверяемого субъекта, не определяет его меру ответственности, носит информационный характер, содержит лишь выявленные специалистами комитета нарушения использования земельного участка.
Данный акт проверки по своей сути является материальным оформлением результатов проведенного осмотра -арендуемого либо используемого субъектом земельного участка, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на проверяемый субъект каких-либо обязанностей.
Ст.ст.8, 9, 10, 13 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», а также Приложения №1, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 №576 с 01.05.2009 приняты в рамках действующего законодательства и не противоречат Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представитель комитета Разуваев А.В. поддержал возражения представителя Никитиной Т.В., пояснив, что при проведении проверок комитет не праве требовать каких-либо доказательств, давать предписаний, применять меры административного воздействия. Комитет в результате проверки в порядке муниципального контроля лишь отражает в акте определенную информацию, отражая результат материального осмотра. Проверка касается не самого субъекта, как такового, а объекта права, в ходе проверки устанавливаются признаки нарушений земельного законодательства. И только государственный инспектор рассматривает материал поверки и в случае установления наличия события административного правонарушения составляет протокол об административном правонарушении.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В силу п.2 указанной статьи муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением «О комитете земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова» на него возложена функция по земельному контролю за использованием земель городского округа – город Тамбов, обеспечению управления, учета, пользования, владения и распоряжения земельными ресурсами, защите интересов городского округа по вопросам земельных отношений и землепользования.
В целях осуществления эффективного контроля за использованием и охраной земель на территории города решением Тамбовской городской Думы 16 сентября 2004 года № 576 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове».
Прокурор просит признать недействующими с 01.05.2009г. ст.8,9,10,13 указанного Положения и приложение № 1 к нему, как не соответствующие п.2 ст.9, ч.5 ст.10, ч.1 ст.16, п.2 ст.18, ст.21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст.8 Положения плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.
Плановая проверка в отношении земельного участка, пользователем которого является субъект малого предпринимательства, проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Согласно ст.9 Положения внеплановые проверки проводятся:
а) в случае непосредственного обнаружения специалистами Комитета фактов, указывающих на наличие нарушений правил землепользования, установленных Земельным кодексом российской Федерации, или получения от органов государственной власти, юридических и физических лиц документов и иных доказательств, свидетельствующих о нарушениях таких правил;
б) для проверки устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
Согласно ст.10 Положения по фактам нарушения целевого и разрешенного использования земель, а также нарушениям земельного законодательства составляется акт проведения проверки использования земель (Приложение), подлежащий утверждению председателем Комитета, в котором лицу, допустившему правонарушение, предлагается добровольно устранить его в установленный срок.
Согласно ст.13 Положения специалисты комитета, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны:
а)руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», Уставом города Тамбова, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Положением и Положением о комитете земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова;
б) соблюдать законные права и интересы граждан и юридических лиц;
В) принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое и разрешенное использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли;
г) в случае неустранения виновным лицом в установленные в акте сроки нарушений земельного законодательства, негативных последствий совершенного правонарушения, в течение 3-х дней по истечении данного сока направлять в органы, уполномоченные на применение мер административного воздействия, акты проверок и объективные, достоверные материалы по их результатам;
д) оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях земельного законодательства;
е) проводить профилактическую работу по устранению причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в области землепользования.
Приложением к Положению установлена форма акта проведения проверки использования земель в порядке осуществления муниципального земельного контроля.
Нормы Федерального закона № 294 от 26.12.2008г. содержат указание на то, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, не содержат разграничения на малое, среднее или крупное предпринимательство; предусматривают основания проведения внеплановых проверок и необходимость их согласования с органом прокуратуры, а также обязанности специалиста лица, осуществляющего проверку, и права руководителя, иного должностного лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
В п.1 и п.4 ст.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» даны определения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
При этом в нормах ч.3 и ч.4 статьи 1 указанного закона определены изъятия из сферы применения его.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения поверок, не применяются: к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно ч.2 ст.6 Ф названного закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Из чего следует, что положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. Не применяются к мероприятиям по контролю, при которых одновременно соблюдаются два условия: 1) не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 2) на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Положение «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове» не содержит обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению информации и исполнению требований органа муниципального земельного контроля и не устанавливает соответствующей ответственности.
У муниципального образования имеется только возможность согласно акту выявлять земельные правонарушения и предлагать устранить их. При устранении правонарушения в добровольном порядке сообщить в письменном виде в комитет с приложением необходимых документов.
Следовательно, обязательных предписаний, распоряжений не выносится, составляемый по результатам проверки акт не носит властно-распорядительного характера и не влечет каких-либо юридических последствий для проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон Тамбовской области от 29.10.2003г. № 155-№ «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» не предоставляет полномочий органам местного самоуправления привлекать к административной ответственности за совершение земельных правонарушений.
В соответствии с определением государственного контроля (надзора), данным в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26 декабря 2008г., положениями ст.71 Земельного кодекса РФ - это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных настоящим законом, другими федеральными законами, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Соответственно на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязанности могут возлагаться органами государственного контроля, которые наделены правом привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере использования земли.
Таким образом, суд считает, что положения Федерального закона № 294 от 26.12.2008г. с учетом приведенного не применяются к мероприятиям по муниципальному контролю, а поэтому оснований для признания положений ст.ст.8,9,10,13 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», а также Приложения № 1 к Положению недействующими не имеется.
В силу ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Прокурору Ленинского района г. Тамбова в удовлетворении заявления о признании недействующими ст.ст.8, 9, 10, 13 Положения «О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове», а также Приложение № 1, утвержденные решением Тамбовской городской Думы 16.09.2004г. № 576, с 01.05.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Фокина Т.К.
Решение в окончательной форме принято ***
Судья: Фокина Т.К.
Верно. Судья: