ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3101/19 от 15.11.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3101/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2019 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим уточнением, указав, что 12 сентября 2018 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в его страховой и специальный стаж периода работы с 1 января 1991 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте имени «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь». В связи с этим просит признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить вышеуказанный период в его специальный и страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 сентября 2018 г.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, 12 сентября 2018 г. ФИО1 обратился в УПФР в г. Калининграде (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 12 марта 2019 г. № 287007/18 истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального и страхового стажа на дату обращения. Специальный стаж ФИО1 на дату обращения составил 4 года 7 месяцев 14 дней (требуемый 6 лет), страховой стаж 18 лет 2 месяца 28 дней (требуемый 20 лет).

О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 12 марта 2019 г. № 694-06/Д.

Как следует из письма Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 12 марта 2019 г. № 694-06/Д на основании представленных документов в страховой и специальный стаж истца не были включены периоды:

Шахта «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь»:

- с 1 января 1991 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря, поскольку пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительство на территорию РФ из государств-участников СНГ, в том числе из Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с «Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. Юридически значимым обстоятельством для назначения пенсии с применением норм Соглашения является постоянное проживание на территории РФ. Так как истец постоянно проживает на территории Федеративной Республики Германии, зарегистрирован на территории РФ по месту пребывания, а вышеуказанный период работы выработан на территории Республики Казахстан – нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. не применяются и квалифицируются как работа за границей.

Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Из отказа пенсионного органа следует, что ФИО1 в его специальный стаж не был включен период работы с 1 января 1991 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь», в связи с тем, что истец постоянно проживает на территории Федеративной Республики Германии, зарегистрирован на территории РФ по месту пребывания, а данный период работы выработан на территории Республики Казахстан, в связи с чем нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. не применяются и квалифицируются как работа за границей.

Однако суд с таким отказом пенсионного органа согласиться не может в силу следующего.

Так, основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из бывших республик СССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств от 13 марта 1992 г., в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г.

Согласно п. 1 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относит также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из смысла приведенных норм ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в отношении граждан Российской Федерации они не связывают право на пенсионное обеспечение лица с местом жительства на территории Российской Федерации. Постоянное проживание в Российской Федерации является одним из основных условий пенсионного обеспечения для иностранных граждан и других лиц, перечисленных в указанной норме.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н был утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п. 2 данных Правил для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии.

При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.

Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ФИО1 является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом Российской Федерации серии <данные изъяты>, выданным УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

При подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости было представлено пенсионному органу свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выданное

Соответственно, ФИО1 были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации.

При этом судом обращается внимание и на положения ст. 27 Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, согласно которым сам по себе факт регистрации гражданина на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе федеральными законами.

Свой отказ в назначении пенсии ответчик также мотивировал тем, что ФИО1 состоит на консульском учете российских граждан и проживает постоянно на территории Федеративной Республики Германия.

Из представленной суду справки вице-консула Генерального консульства России в Бонне Германии ФИО4 от 27 следует, что ФИО1 выдано разрешение на временное проживание на территории иностранного государства действительное до 25 января 2022 г.

В материалах пенсионного дела истца имеется справка консульства Российской Федерации в Бонне Германии от 12 мая 2018 г. № 731/2018 г., согласно которому, действительно, ФИО1 был поставлен на консульский учет граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, с 4 апреля 2011 г., однако в отличие от регистрации постановка на такой учет носит сугубо добровольный характер, не зависит от сроков и цели пребывания гражданина РФ в иностранном государстве, а также от его иммиграционного статуса.

При этом, согласно представленной представителем истца информации Немецкого федерального фонда пенсионного страхования о пенсии с заверенным переводом подтверждается факт неполучения истцом каких-либо пенсионных выплат в Федеративной Республики Германии.

Таким образом, истец, являясь гражданином РФ, имеющий возможность оформить регистрацию лишь по месту пребывания, не может быть ограничен в праве на назначение пенсии в соответствии с требованиями пенсионного законодательства с применением норм, установленных Соглашением от 13 марта 1992 г.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Подпунктом «а» п. 1 указанного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

- Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Списком № 1 от 22 августа 1956 г. Разделом I «Горные работы» подразделом I «Подземные работы» предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля.

Списком № 1 от 26 января 1991 г. Разделом I «Горные работы» подраздел I «Подземные работы» предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.

При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также «малыми Списками», то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Согласно сведениям, имеющимся в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 10 января 1985 г. принят по направлению подземным электрослесарем 4 разряда в Шахту имени «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь» подземным электрослесарем 4 разряда (<данные изъяты>), 21 июля 1990 г. присвоен пятый разряд подземного электрослесаря <данные изъяты> и 11 октября 1993 г. уволен по собственному желанию (<данные изъяты>).

Данные обстоятельства подтверждаются также архивной справкой о наличии сведений, выданной КГУ «Государственный архив Абайского района» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 26 сентября 2018 г. № М-17014 Фл, архивной справкой о наличии сведений, выданной КГУ «Государственный архив Абайского района» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 18 июня 2018 г. № М-891 Фл, содержащей также сведения о заработной плате за период с 1985 г. по 1989 г., справкой уточняющей характер работы, содержащей сведения о работе истца полный рабочий день на Шахте «Калинина» «Абайкаская» в период с 10 января 1985 г. по 11 октября 1993 г., архивной справкой, выданной КГУ «Государственный архив Абайского района» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 23 октября 2018 г. № М-1112 Юл, содержащей также сведения о заработной плате истца за периоды работы с 1985 г. по 1993 г., за исключением август 1991 г., октябрь 1991 г., май 1992 г. и июнь 1993 г.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь».

Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что сам факт работы истца в названной организации пенсионным органом не оспаривается, а полная занятость истца в спорные периоды его работы с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь» подтверждена архивными и иными документами, представленными в материалы дела.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Как установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 г. № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 г. о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.

Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г. (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

В соответствии с подп. «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г.).

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

Имеющаяся в материалах дела копия трудовой книжки истца соответствуют ее оригиналу, исследованному в судебном заседании.

Все имеющиеся в трудовой книжке записи заверены подписями ответственных за ведение трудовых книжек лиц и печатями организации.

Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Абзацем 2 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, предусмотрено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Условие об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов этих государств, является обязательным для зачета в стаж периодов работы по найму, имевших место после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении периодов трудовой деятельности ФИО1 с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь» в его страховой стаж.

При таком положении, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 12 марта 2019 г. № 287007/18 в части не включения в специальный и страховой стаж ФИО1 периодов его работы с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь» для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Вместе с тем, правовых оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 12 марта 2019 г. № 287007/18 в оставшейся части не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно письменному заявлению ФИО1 обратился за назначением досрочной страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку зачет указанных выше периодов свидетельствует о наличии у ФИО1 специального стажа продолжительностью и страхового стажа более <данные изъяты>, то есть больше половины необходимого специального стажа, то он в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на один год за каждый год такой работы, то есть в года.

Учитывая, что ФИО1 к моменту обращения за пенсией достиг возраста <данные изъяты>, то суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения за ней, так как назначение пенсии носит заявительный характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 12 марта 2019 г. № 287007/18 в части не включения в специальный и страховой стаж ФИО1 периодов его работы с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь».

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и страховой стаж, периоды его работы с 1 января 1991 г. по 31 июля 1991 г., с 1 сентября 1991 г. по 30 сентября 1991 г., с 1 ноября 1991 г. по 30 апреля 1992 г., с 1 июня 1992 г. по 31 мая 1993 г., с 1 июля 1993 г. по 11 октября 1993 г. в должности подземного электрослесаря в Шахте «Калинина» Карагандинского Ордена Октябрьской революции ПО «Карагандауголь».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2019 г.

Судья Н.В. Паршукова