Дело № 2-3102/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Зониной И.Н.,
при секретаре Корольковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии с учетом справки о заработной плате за период работы с 1986-1991 г.г. от 07.11.1997 г. №, выданной Коллективным предприятием по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что ФИО1 обратился в УПФР в г. Калининграде с устным обращением о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости. Для определения расчетного размера пенсии просил принять справку о заработной плате за период работы с 1986-1991 г.г. от 07.11.1997 г. №, выданную Коллективным предприятием по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники в г. Ташкенте (далее – справка о заработной плате). Однако УПФР в г. Калининграде было принято решение не принимать к определению расчетного размера пенсии в целях оценки пенсионных прав сведения о заработной плате по указанной справке, т.к. заявителем не представлены сведения о переименовании предприятия, отсутствует указание на денежные единицы о выдаче заработной платы. С данным решением не согласны, считают его незаконным, поскольку Пенсионный фонд обязан принять к определению расчетного размера страховой пенсии по старости сведения о заработной плате, содержащиеся в справке о заработной плате, и произвести перерасчет назначенной пенсии с ее учетом. В решении указывается, что документы по переименованию организации на хранение не сданы. Истец считает, что при таких обстоятельствах отсутствует вина заявителя в том, что работодателем не сохранены в установленном законом порядке сведения о заработной плате, о переименовании организации, что препятствует ему в настоящее время реализовать свое право на получение пенсии в установленном законом порядке и размере. Согласно ст. 11 международного соглашения от 13.03.1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991г. принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации. С учетом этого отказ в принятии справки о заработной плате для учета и назначения страховой пенсии по старости незаконен. Кроме того, представленная ФИО1 справка о заработной плате за период с 1986-1991 г.г. имеет все необходимые реквизиты, отсутствие указания на денежные единицы (рубли) не может влиять на отказ в перерасчете назначенной ФИО1 страховой пенсии. Национальная валюта была введена в Узбекистане после увольнения сотрудника с предприятия, т.е. после 1991 г., поэтому оснований сомневаться, что заработная плата начислялась именно в рублях, не имеется. Просили признать незаконным решение УПФР в г. Калининграде о непринятии сведений о заработной плате для определения расчетного размера страховой пенсии в целях оценки пенсионных прав, обязать Пенсионный фонд принять к определению расчетного размера трудовой пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в справке о заработной плате за период работы с 1986-1991 г.г.
В судебном заседании прокурор Литасова О.В., ФИО1 заявленные исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, просили их удовлетворить, произвести перерасчет назначенной страховой пенсии с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Калининграде по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, так как на заседании комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан 23 октября 2015 г. было установлено, что в прибывшем пенсионном деле из Республики Узбекистан на ФИО1 имеются справки о заработной плате № от 07 ноября 1997 г. за период с ноября 1986 г. по ноябрь 1991 г., где не указана валюта, в которой производилось начисление и выплата заработной платы; справка № от 16.12.1997 г. за период работы с марта 1992 г. по декабрь 1995 г., которая дана в национальной валюте и справка № от 10.04.1996 г. за период с января 1990 г. по ноябрь 1992 г., где не указана валюта, в которой производилась выплата заработной платы. При анализе вышеуказанных справок установлено, что все справки были учтены при подсчете заработка при назначении пенсии в республике Узбекистан в 1997 г. Из распечаток прибывшего пенсионного дела видно, что суммы заработной платы в программном комплексе ПФ Республики Узбекистан соответствуют суммам, указанным в справках по зарплате, что позволяет сделать вывод, что они все указаны в национальной валюте Республики Узбекистан. Суммирование заработной платы в разной валюте не допускается, поэтому, та справка, которая является предметом спора, не имеющая указание на национальную валюту, принята быть не может.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 22 июля 2015 г. ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в городе Калининграде с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., заключенного между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, приложив соответствующие документы, подтверждающие трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР.
Согласно трудовой книжке ФИО1 работал в должностях контрольного мастера, старшего контрольного мастера, начальника производственного участка, начальника участка цеха механических машин с 01.07.1970 г. по 30.09.1991 г. на Ташкентском опытном заводе по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники.
В архивном пенсионном деле Республики Узбекистан имеется справка по заработной плате от 07.11.1997 г. №, выданная Коллективным предприятием по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники за период работы с 1986-1991 г.г.
Вместе с тем на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (по Ленинградскому району) от 23 октября 2015 года № справка по заработной плате за 1986-1991 годы № не принята для назначения страховой пенсии по старости, так как в ней не указаны денежные единицы (рубли), предусмотренные разъяснением Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. № 1-369-18 и не представлена справка о переименовании Ташкентского опытного завода по ремонту и техническому обслуживанию техники в Коллективное предприятие по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники.
Отказывая в принятии вышеуказанной справки № от 07.11.1997 г., должностные лица Управления Пенсионного фонда РФ по г. Калининграду исходили из того, что при проверке обоснованности выдачи справки, предоставлении сведений о переименовании предприятия, указания денежных единиц выдачи заработной платы, выдаче справки по заработной плате за период работы с 01.07.1971 г. по 31.12.1986 г. были направлены соответствующие запросы в Государственный архив города Ташкента Республики Узбекистан, Центральный междуведомственный архив документов личного состава города Ташкент и Центральный государственный архив республики Узбекистан, согласно ответам на которые документы Ташкентского опытного завода по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники на хранение в архивы не поступали.
Истец не согласился с данным отказом, считает его незаконным по тем основаниям, что представленная ФИО1 справка о заработной плате за период с 1986-1991 г.г. имеет все необходимые реквизиты, отсутствие указания на денежные единицы (рубли) не может влиять на отказ в начислении ФИО1 страховой пенсии с учетом данной справки. Национальная валюта в Республике Узбекистан была введена после распада СССР, т.е. после 1991 г., когда истец на предприятии уже не работал, что однозначно свидетельствует о начислении выплате заработной платы в рублях. Также само по себе принятие управлением Пенсионного фонда в Республике Узбекистан названной справки и назначении ему пенсии с ее учетом не позволяет ПФР в г. Калининграде повторно проверять ее обоснованность, в том числе в части, касающейся переименования предприятия.
Вместе с тем ответчик поддерживает свою позицию, изложенную в решении комиссии от 23.10.2015 г., считает необходимым указание в справке о заработной плате денежных единиц, а также предоставление документов о переименовании предприятия.
Дав оценку доводам истца, возражениям ответчику, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Размер страховой пенсии пенсионеров устанавливается индивидуально и зависит от продолжительности трудового стажа и величины среднемесячной заработной платы до 01.01.2002 г., возраста, группы инвалидности (для инвалидов), наличия иждивенцев, суммы страховых взносов, обязательных для уплаты работодателем с 01.01.2002г. в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер страховой пенсии по старости определяется на основании статьи 15 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» по формулам с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и с 1 января 2015 года. Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являются Российская Федерация и республика Узбекистан, для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 настоящего Соглашения.
Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Вывод представителя УПФ РФ в г. Калининграде о том, что в справке о заработной плате ФИО1 за период его работы с 1986-1991гг. его доход указан в национальной валюте Республики Узбекистан, основан на предположениях.
Как видно из названной справки, в нее внесены сведения из ведомостей о выплате заработной платы за период с 1986 г. по 1991 г., на типографском бланке имеются сведения о денежных единицах «рубли».
До 1991 г. Республика Узбекистан (Узбекская ССР) входила в состав СССР, где была единая платежная система, и в качестве платежной единицы признавались рубли.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Узбекистан от 31.08.1991 г. «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» Республика Узбекистан вправе вводить свою денежную единицу - национальную валюту.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.11.1993 г. № 550 с 15 ноября 1993 года на территории Республики Узбекистан введены в обращение «сум-купоны» в качестве платежного средства, параллельно с рублем образца 1961-1992 г.г.
Согласно п. 14 указанного Постановления денежные выплаты населению (заработная плата, оплата труда, пенсии, стипендии, пособия, компенсация на детей и другие денежные выплаты) за месяцы, предшествующие введению в обращение «сум-купонов», выдаются только в рублях.
Указом Президента Республики Узбекистан от 16.06.1994 г. № УП-870 с 01 июля 1994 года введена в обращение национальная валюта Республики Узбекистан - «сум», которая является единственным законным платежным средством на территории Республики.
Из анализа приведенных норм следует, что заработная плата ФИО1 могла начисляться в 1986-1991 г.г. только в рублях.
Доводы представителя ответчика о том, что при назначении пенсии ФИО1 в Республике Узбекистан учитывались справки о заработной плате с разной валютой, в результате чего сотрудники пенсионного органа могли переводить сведения, указанные в справках в национальную валюту, отвергаются судом, как бездоказательные.
Из анализа представленных документов суд считает, что в Пенсионный фонд были представлены документы, косвенно подтверждающие размер фактического заработка на конкретном предприятии, в соответствии с той валютой, которая действовала в период работы заявителя, позволяющие Пенсионному фонду принять ее как основание к расчету размера страховой пенсии ФИО1 по заработной плате за спорной период.
При этом суд отмечает отсутствие вины ФИО1 в том, что работодателем не сохранены в установленном законом порядке сведения о заработной плате, что при ликвидации предприятия документы в архивы сданы не были (согласно ответам из соответствующих архивов). Указанные обстоятельства препятствуют ФИО1 в настоящее время реализовать свое право на расчет страховой пенсии по старости из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы.
Обоснованными являются и доводы истца о том, что оснований требовать от ФИО1 документы о переименовании предприятия не имеется, т.к. согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
С учетом изложенного отказ ответчика в принятии справки от 07.11.1997 г. № 35 для расчета при назначении страховой пенсии по старости ФИО1 является незаконным.
Как следует из материалов дела, ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 23 указанного закона, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Так как ФИО1 с письменным заявлением не обращался, ему был дан отказ на основании его устного обращения, то право на перерасчет назначенной страховой пенсии у него возникнет лишь с 1-ого числа месяца, следующего за днем вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Калининграде (межрайонное), выраженный в письме от 18.01.2016 г. №, о перерасчете пенсии ФИО1.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Калининграде (межрайонное) произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с учетом представленной справки о заработной плате за период работы с 1986-1991 г.г. от 07.11.1997 г. №, выданной Коллективным предприятием по ремонту и техническому обслуживанию вычислительной техники с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, а именно с 22 августа 2016 г.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2016 г.
Судья И.Н. Зонина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>