Дело № 2-63/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.
при секретаре Бабаевой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Самусенко Ивана Михайловича к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области о признании права на досрочную пенсию и понуждении к назначению досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Самусенко И.М. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области, оформленным протоколом от 03.07.2017 г. № 113819, ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия в представленных документах сведений о его работе с. Бутовске Клинцовского района Брянской области, и отсутствия 5 лет проживания или работы на территории и зоны проживания с правом на отселение. При этом, в период его проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение не был засчитан следующий период – с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г. – период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области. Между тем, в вышеуказанный период он был зарегистрирован и проживал по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. Бутовск, Адрес то есть на территории, попавшей в зону поражения после аварии на Чернобыльской АЭС и относившейся сначала к зоне проживания с правом на отселение, а потом к зоне с льготным социально-экономическим статусом, откуда позднее добровольно и выехал. Также в указанный период времени он осуществлял трудовую деятельность в качестве бурильщика Центральной Гидрогеологической экспедиции Управления «Геоминвод» на территории ряда населенных пунктов Клинцовского района Брянской области и других районов данного региона. Считает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
Просит суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области, оформленное протоколом от 03.07.2017 г. № 113819, об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия в представленных документах сведений о работе его в с. Бутовске Клинцовского района Брянской области и отсутствия 5 лет проживания или работы на территории и зоны проживания с правом на отселение; обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области включить ему в период проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, дающей право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости, период его проживания с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г. на территории зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение в период с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г.; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения его с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области.
Истец Самусенко И.М. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Калашников А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, уточнив их. Просил суд признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 20.07.2017 года об отказе в установлении пенсии Самусенко И.М. по причине отсутствия права, принятое на основании решения (рекомендации) Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области, оформленного протоколом от 03.07.2017 №113819, в части отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия в представленных документах сведений о его работе в с. Бутовске Клинцовского района Брянской области, и отсутствия 5 лет проживания или работы на территории и зоны проживания с правом на отселение, обязать ответчика включить истцу в период проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, дающей право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости, период его проживания с 26.04.1986 по 30.10.1991 на территории зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области, признать за Самусенко И.М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение (ст. 13, ст. 33 и ст. 37 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях») в период с 26.04.1986 по 30.10.1991, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 26.10.2018 года – со дня обращения с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области. При этом пояснил обстоятельства, изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области Екатеринушкина И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск Самусенко И.М. не признала. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. При этом, в обоснование своей позиции сослалась на доводы, изложенные в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 03.07.2017 г. № 113819.
Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 24.03.2017 года Самусенко И.М. обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении пенсии по старости с 24.03.2017 (55 лет) с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
При этом, Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области в соответствии с протоколом от 03.07.2017 г. № 113819, было рекомендовано отказать Самусенко И.М. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия в представленных документах сведений о его работе с. Бутовске Клинцовского района Брянской области, и отсутствия 5 лет проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Так, комиссией было установлено, что согласно представленной трудовой книжке Самусенко И.М. в указанный период имеет место работа в Центральной Гидрогеологической экспедиции Управления «Геоминвод» (Центр Гидроминресурсы г. Одинцово) с 03.09.1985г. по 22.03.1996г. Со слов Самусенко И.М. по направлению вышеуказанной организации он работал вахтовым методом в Брянской области Клинцовского района, в с. Бутовск. Управлением направлен запрос в УПФР РФ №5 по г. Москве и Московской области (Одинцовский район) с просьбой проверить факт работы в загрязненной зоне. В установленный Законом трехмесячный срок акт документальной проверки не поступил. В связи с этим, период проживания в зоне с правом на отселение, установленный Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, не подтвержден. В связи с этим сделан вывод о том, что из-за отсутствия 5 лет проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, право на снижение возраста на 5 лет у Самусенко И.М. отсутствует.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 20.07.2017 года Самусенко И.М. было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия соответствующего права.
26.10.2018 года Самусенко И.М. снова обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области с заявлением о разрешении вопроса о назначении ему досрочной пенсии по старости с учетом снижения возраста.
Согласно ответу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 23.11.2018 года оснований для отмены решения от 20.07.2017 года об отказе в установлении пенсии по старости досрочно не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно пункту 11 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
В соответствии со ст. 37 данного Федерального закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, то есть, с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
В судебном заседании установлено, что территория села Бутовск Клинцовского района Брянской области после аварии на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне проживания с правом на отселение. С 21.10.2015 года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что истцом доказан факт его проживания в зоне проживания с правом на отселение в период с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г.
Так, из пояснений истца Самусенко И.М. следует, что в период с 26.04.1986 по 30.10.1991 он был проживал по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. Бутовск, Адрес , то есть на территории, попавшей в зону поражения после аварии на Чернобыльской АЭС и относившейся сначала к зоне проживания с правом на отселение, а потом к зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом в указанный период времени он осуществлял трудовую деятельность в качестве бурильщика Центральной Гидрогеологической экспедиции Управления «Геоминвод» на территории ряда населенных пунктов Клинцовского района Брянской области и других районов данного региона.
Согласно справкам Медведовской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области от 07.11.2016, от 20.02.2019 Самусенко И.М. был зарегистрирован и проживал по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. Бутовск, ул. Адрес с 26.04.1986 года по 30.10.1991 года.
Факт проживания истца в зоне проживания с правом на отселение подтверждается также удостоверением серии АЮ № 053249 от 23.03.2017, выданным Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, согласно которому в период с 26.04.1986г. по 30.10.1991г. Самусенко ИМ. являлся проживавшим, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области, копией похозяйственной книги №2 за 1986-1990 г.г., лицевым счетом №163, копией домовой книги за 1979-1992 г.г., данными военного билета истца МН № 2820488 с отметкой о принятии на учет в спорный период времени в Клинцовском районе Брянской области, а также показаниями свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства.
Так, свидетель Скварко Н.А., допрошенный по поручению Ленинского районного суда г. Пензы Клинцовским городским судом Брянской области, пояснил, что знаком с Самусенко И.М. со школьной скамьи, они вместе учились и росли с 1967 года. Ему известно, что Самусенко И.М. в период с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г. проживал в с.Бутовск, а работал вахтовым способом: две недели был в командировках, две недели в с.Бутовск. Работа у него протекала в разных областях, в том числе и в Красногорском районе Брянской области. При этом, когда в межвахтовый период Самусенко И.М. находился в с.Бутовск, где они виделись почти каждый день. Самусенко И.М. проживал в с.Бутовск Клинцовского района Брянской области примерно до 1992-1993 г.г., после чего уехал в г. Пензу, там женился и проживает до настоящего времени.
Свидетели К.В., К.В. и Б.Е., допрошенные по поручению Ленинского районного суда г. Пензы Клинцовским районным судом Брянской области, также подтвердили тот факт, что Самусенко И.М. в период с 26.04.1986 г. по 30.10.1991 г. проживал по адресу: Брянская область, Клинцовский район, с. Бутовск, ул. Адрес
Давая оценку показаниям свидетелей, суд принанимает их в качестве обоснования своих выводов, поскольку оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, свидетели были предупреждены об уголовной ответственности в соответствии со статьями 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, показания получены в соответствии с требованиями закона, последовательны, конкретны, однозначны, не имеют существенных противоречий, согласуются между собой и с другими материалами дела.
Таким образом, факт проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение.
Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Самусенко И.М. в период с 26.04.1986 по 30.10.1991 проживал в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области, находящемся на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд приходит к выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории и понуждении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области включить истцу спорный период в период проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При этом, доводы представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области об отсутствии доказательств проживания истца в зоне проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в спорный период, являются голословными и противоречат собранными по делу доказательствам.
Требование ответчика об обязательном подтверждении истцом его работы в период с 26.04.1986 по 30.10.1991 на территории зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области не соответствуют нормам закона, поскольку ответчиком не учитывается то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством для назначения досрочной страховой пенсии по старости достаточно факта проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, что в данном случае подтверждено истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В данном случае, поскольку истец достиг возраста 57 полных лет, его общий трудовой стаж составляет более 35 лет, а в судебном заседании нашел свое подтверждение факт проживания истца в период с 26.04.1986 по 30.10.1991 на территории зоны проживания с правом на отселение, требования Самусенко И.М. соответствуют положениям ст. 13, ст. 33 и ст. 37 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд считает возможным удовлетворить требования истца, признав за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение в период с 26.04.1986 года по 30.10.1991 года, а также обязав ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 26.10.2018 года (со дня обращения его с заявлением в УПФР).
Вместе с тем, по мнению суда, требования истца о признании незаконным решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 20.07.2017 года об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия права, в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия в представленных документах сведений о его работе в с. Бутовске Клинцовского района Брянской области, и отсутствия 5 лет проживания или работы на территории и зоны проживания с правом на отселение, не подлежат удовлетворению, поскольку на момент 20.07.2017 года Самусенко И.М. не достиг требуемого возраста 57 полных лет, а кроме того, факт проживания истца в спорный период на территории зоны проживания с правом на отселение нашел свое подтверждение только в ходе судебного заседания.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самусенко Ивана Михайловича удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области включить Самусенко Ивану Михайловичу в период проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период проживания Самусенко Ивана Михайловича с 26.04.1986 года по 30.10.1991 года на территории зоны проживания с правом на отселение в с. Бутовск Клинцовского района Брянской области.
Признать за Самусенко Иваном Михайловичем право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение в период с 26.04.1986 года по 30.10.1991 года.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области назначить Самусенко Ивану Михайловичу досрочную страховую пенсию по старости с 26.10.2018 года.
В остальной части иск Самусенко Ивана Михайловича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года.
Судья О.В. Богатов