Дело № 2-3103/2021
39RS0001-01-2021-002963-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении фиксированной выплаты к пенсии, включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), в обоснование которых указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости, проживает в сельской местности и имеет стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет. В июле 2019 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении фиксированной выплаты к пенсии, предусмотренной ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако в установлении такой выплаты ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве. В стаж работы в сельском хозяйстве ответчиком не был учтен период ее работы на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прораба, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440.
Однако с таким решением пенсионного органа она не согласна, поскольку вышеуказанным Списком предусмотрены, в том числе рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на строительстве сельскохозяйственных производственных объектов организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство. Кроме того, спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прораба решением суда № 2-1001/12 от ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж по Списку № 2 от 26.01.1991. Указала, что выполняемая в спорный период работа в должности старшего прораба была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (птицеводство).
На основании изложенного, истец просит признать решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прораба, обязать произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 50п от 03.03.2021 принято решение о реорганизации Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в форме присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/390601001), расположенного по адресу: <...>.
31.05.2021 юридическое лицо – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении.
Протокольным определением суда от 02.06.2021 произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ее представитель по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
С ДД.ММ.ГГГГ трудовые пенсии на территории РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.20015 – Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно за работу с тяжелыми условиями труда по решению Таганрогского городского суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о проверке расчета страховой пенсии ответчиком дан ответ, в котором истцу сообщено, что стаж работы в сельском хозяйстве с учетом «нестраховых» периодов ухода за детьми составил 27 лет 06 месяцев 22 дня, в связи с чем оснований для назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере не имеется.
При этом, как указано в ответе, в стаж работы в сельском хозяйстве не учтен период работы истца на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прораба, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующей с 1 января 2019 г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 (далее – Список № 1440).
В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года. Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке. Из положений части 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и утвержденного Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. Списка следует, что не все работники сельского хозяйства имеют право на повышение пенсии с учетом фиксированной выплаты, а только те, чья работа в сельском хозяйстве постоянно была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различных факторов, обусловленных спецификой и характером труда в сельском хозяйстве. Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка. При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений п. п. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.При этом, при установлении наличия у работника стажа в сельском хозяйстве обстоятельствами, подлежащими обсуждению и доказыванию являются также: занятость на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, в период работы до 1 января 1992, после указанной даты не только занятость на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, но и начисление (уплата) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.Согласно трудовой книжке истца в период с 30.06.1994 по 31.07.1999 она работала на Таганрогской птицефабрике в должности старшего прораба.Указанная в трудовой книжке в спорный период работы должность «старшего прораба» не предусмотрена вышеуказанным Списком. Сам по себе факт работы истца на предприятии (Таганрогской птицефабрике), занятом сельским хозяйством независимо от занимаемой должности, профессии или специальности не является основанием для предоставления права на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. Концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях и т.п. Такое правовое регулирование, определяющее условия предоставления льготы в пенсионном обеспечении (повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности), осуществлено в пределах компетенции законодателя и делегированных им Правительству Российской Федерации полномочий.Действительно, в разделе наименование профессий, должностей, специальностей поименованы «рабочие всех наименований», занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство). В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 367 с 1 января 1996 г, к «рабочим» относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. К рабочим, в частности, относятся продавцы, кассиры торгового зала, контролеры (кроме транспортных и контролеров узла связи, которые относятся к категории других служащих), почтальоны, телефонисты, телеграфисты, операторы ЭВМ, дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа и т.п. К «руководителям» относятся работники, занимающие должности руководителей организаций, структурных подразделений (управлений, департаментов, отделов, цехов, участков и др.) и их заместители (директора, начальники и заведующие всех наименований, управляющие, председатели, капитаны, производители работ, главные бухгалтеры, главные инженеры, мастера и тому подобные). Таким образом, занимаемая истцом в спорный период должность «старшего прораба (производителя работ)» относится к руководителям (руководящим должностям), ввиду чего, оснований для отнесения занятости истца по данной профессии старшего прораба к "рабочим всех наименований, занятым растениеводством (животноводством), в том числе, на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов", не имеется. Кроме того, при определении стажа в сельском хозяйстве необходимо устанавливать связь профессии, должности с работой или производством в сельском хозяйстве, указанном в первом разделе Списка. Между тем, такое производство сельского хозяйства как «птицеводство» поименовано в разделе 2 Списка. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области № 2-1001/12 от 16.02.2012, которым спорный период работы истца на Таганрогской птицефабрике в должности старшего прораба включен в специальный стаж по Списку № 2 от 26.01.1991 для назначения досрочной пенсии, в рассматриваемом случае не может являться основанием для включения спорного периода работы в сельский стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Следует также учесть, что не все условия для повышения фиксированной выплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ истцом соблюдены. Как указано выше, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается лицам на весь период их проживания в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Следовательно, необходимыми условием для установления повышения фиксированной выплаты являются: проживание в сельской местности, наличие стажа не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, а также не осуществление лицом работы и (или) иной деятельности, в период которой данное лицо подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Между тем, как следует из представленных материалов пенсионного дела, в том числе трудовой книжки, на ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла трудовую деятельность в СНОКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», дата расторжения трудового договора – ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ООО «СК Волна», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время также является работающим пенсионером, что является самостоятельным основанием для отказа в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные исковые требования истца в части включения в "сельский стаж" периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего прораба, возложения обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2021 года.
Судья Е.А. Нартя