ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3104 от 16.12.2010 Минусинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Минусинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Минусинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-3104/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Полуэктовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратился в суд с исками к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Красноярского края и обязать перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в г.Минусинске не ниже социальной нормы – 11 квадратных метров и в сумме необходимой для приобретения жилья ФИО1 в г.Минусинске не ниже социальной нормы с учетом состава семьи 3 человека, признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска в связи с непредоставлением жилых помещений и обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилые помещения площадью не менее 11 квадратных метров и предоставить их по договорам социального найма ФИО2, ФИО3 и ФИО4, обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение, состоящее не менее чем из 2 комнат площадью не менее 11 кв.м. на каждого члена семьи с учетом состава семьи 3 человека и предоставить его по договору социального найма ФИО1. Свои требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются лицами из числа детей-сирот. У ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда он находился в малолетнем возрасте умерли родители и он проживал с бабушкой. 14.11.2008г. ФИО1 вступил в брак, летом 2009 года ФИО1 обратился в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди и предоставил необходимые документы, однако документы в Министерство образования и науки Красноярского края для включения его в соответствующий список были направлена лишь в марте 2010 года. В начале 2010 года он закончил Институт информатики и телематики Хакасского Госуниверситета, 05.02.2010г. у него родился ребенок, в настоящее время он с супругой и ребенком проживают у бабушки, собственного жилья не имеют. У ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда она находилась в малолетнем возрасте умерла мать, отец решением суда был лишен родительских прав, с 2000 года и до совершеннолетия она проживала в семье опекунов. В 2006 году она обратилась в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди и предоставила необходимые документы, в 2007 году она закончила ГОУ «ПУ-61» в г.Минусинске, включена в список в Министерстве образования и науки Красноярского края, однако жилье ей не предоставлено, собственного она не имеет. У ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. мать была в 1999 года признана безвестно отсутствующей, отец неизвестен. С 1999 года она проживала у опекуна, в 2007 году обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска для постановки на учет и включения в список детей-сирот для внеочередного получения жилья, в 2008 году закончила ГОУ «ПУ-61», однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, собственного она не имеет. У ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда она находилась в малолетнем возрасте умерла мать, а отец был лишен родительских прав, с того времени она проживала у опекуна, в 20005 году окончила Хакасский Госуниверситет, неоднократно обращалась в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска для предоставления жилья, однако жилье ей предоставлено не было, собственного она не имеет.

Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство, определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство Финансов Красноярского края.

В судебном заседании прокурор Дозорцева М.В., истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3 исковые требования полностью поддержали.

Истица ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о поддержании исковых требований и о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска ФИО5 исковые требования не признала. Не оспаривая права истцов на получение по договорам найма жилых помещений, суду пояснила, что приобретение жилья для последующего предоставления его по договорам социального найма детям-сиротам осуществляется администрацией г.Минусинска лишь при поступлении денежных средств на эти цели из краевого бюджета, приобретать жилье для этих целей за счет средств городского бюджета администрация возможности не имеет. В 2010 году на приобретение жилья детям сиротам из краевого бюджета в ноябре поступили лишь денежные средства на приобретение жилья для ФИО1, для приобретения жилья остальным истцам денежные средства из краевого бюджета не поступали. КУМИ г.Минусинска был объявлен открытый конкурс на размещение муниципального заказа по приобретению жилого помещения площадью не менее 11 кв.м. в г.Минусинске для ФИО1, однако в связи с отсутствием заявок конкурс не состоялся, жилое помещение в муниципальную собственность приобретено не было и денежные средства в связи с окончанием финансового года будут возвращены в краевой бюджет. Поскольку возможности приобрести жилье для последующего предоставления истцам администрация г.Минусинска не имела, предъявленные к ней исковые требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, требования в части приобретения для ФИО1 и предоставления ему жилого помещения состоящего не менее чем из двух комнат и с учетом состава его семьи 3 человека являются необоснованными, поскольку обязанность по предоставлению жилья имеется лишь перед самим ФИО1, на членов его семьи не распространяется.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных суду отзывах (л.д.22,47, 85, 123) ответчик требования не признал. Свою позицию мотивировал тем, что на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих жилого помещения» указанные полномочия переданы исполнительным органам местного самоуправления. Министерство образования и науки Красноярского края такими полномочиями не наделено, имеет лишь организационно-распорядительные полномочия, которые не являются функциями обеспечения жилыми помещениями. В частности оно лишь осуществляет учет сирот, нуждающихся в жилом помещении, из расчета состоящих на учете лиц в текущем году, ежегодно закладывает субвенцию для осуществления в последующем финансовом году органами местного самоуправления госполномочий по обеспечению жилыми помещениями и заключает с органами местного самоуправления соглашения по реализации этих полномочий. Свои обязательства Министерство последовательно исполняет, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, денежные средства для обеспечения их жильем будут заложены в законе Красноярского края «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». В случае, если средств субвенций на осуществление государственных полномочий недостаточно для обеспечения нуждающихся сирот жилыми помещениями, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. На федеральным законодательством, ни краевым не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному сироте, Министерство образования и науки не имеет полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности и является не надлежащим ответчиком, в связи с чем исковые требования в части предъявленных к нему требований удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства Финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей.

Так у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда он находился в малолетнем возрасте умерли родители и он проживал с бабушкой в г.Минусинске. 14.11.2008г. ФИО1 вступил в брак, летом 2009 года ФИО1 обратился в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди, в 2010 году закончил Институт информатики и телематики Хакасского Госуниверситета, был поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края, как нуждающийся в жилье. 11.11.2010г. на основании дополнительного соглашения от 22.10.2010г. между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией г.Минусинска из краевого бюджета были выделены денежные средства в сумме 334000 рублей для приобретения жилого помещения площадью не менее 11 кв.м. и последующего его предоставления по договору социального найма ФИО1, 26.10.2010г. был объявлен открытый конкурс на размещение муниципального заказа на приобретение, однако жилое помещение приобретено так и не было. В настоящее время ФИО1 с супругой ФИО6 и сыном ФИО7 05.02.2010г.р. проживают у бабушки в г.Минусинске, собственного жилья не имеют.

У ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда она находилась в малолетнем возрасте умерла мать ФИО8, отец ФИО9 решением Лузского районного суда Кировской области от 07.08.2000 года был лишен родительских прав, с 2000 года и до совершеннолетия она проживала в семье опекунов в г.Минусинске. В 2006 году она обратилась в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска с целью постановки на учет в список детей-сирот для предоставления жилья вне очереди и предоставила необходимые документы, в 2007 году она закончила ГОУ «ПУ-61» в г.Минусинске, включена Министерством образования и науки Красноярского края в список нуждающихся в жилье, однако жилье ей не предоставлено, собственного она не имеет.

У ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. мать ФИО10 решением Минусинского горсуда от 20.09.1999 года была признана безвестно отсутствующей, отец неизвестен. С 1999 года она проживала у опекуна, в 2007 году обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска для постановки на учет и включения в список детей-сирот для внеочередного получения жилья, в 2008 году закончила ГОУ «ПУ-61» в г.Минусинске, включена Министерством образования и науки Красноярского края в список нуждающихся в жилье, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, собственного она не имеет, проживает в съемной квартире.

У ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., когда она находилась в малолетнем возрасте умерла мать Чучалина Н..В., а отец ФИО12 решением Кировского районного суда г.Красноярска от 01.03.2005г. был лишен родительских прав. С того времени ФИО4 проживала у опекуна в г.Минуиснке, в 2005 году окончила Хакасский Госуниверситет, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье неоднократно обращалась в отдел опеки и попечительства администрации г.Минусинска для предоставления жилья, была включена Министерством образования и науки Красноярского края в список нуждающихся в жилье, однако жилье ей предоставлено не было, собственного она не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, постановлением главы г.Минусинска №222-п от 29.04.1999г. об установлении опеки над несовершеннолетним ФИО1, свидетельством о заключении брака Гороховым Д.С, свидетельством о рождении ФИО7, решением Лузского районного суда Кировской области от 07.08.2000г. о лишении родительских прав ФИО9, свидетельством о смерти ФИО8, постановлением главы г.Талнаха №660 от 29.10.1997г. об установлении опеки над ФИО2, постановлением главы администрации г.Минусинска №564-П от 10.11.1996г. о назначении выплат опекуну ФИО2, решением Минусинского горсуда от 20.09.1999 года о признании безвестно отсутствующей ФИО10, постановлением главы администрации Улуг-Хемского кожууна Тывы №146 от 20.11.1995г. о назначении опеки над ФИО3, постановлением главы г.Минусинска №435-п от 12.08.1999 г. о назначении выплат опекуну ФИО3, свидетельством о смерти ФИО11, решением Кировского районного суда г.Красноярска от 01.03.2005г. о лишении родительских прав ФИО12, постановлениями главы г.Минусинска №547-п от 18.12.1998г. и №365-п от 22.04.2005г. об установлении опеки над ФИО4 и выплате денежных средств её опекуну, сведениями Минусинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами ФИО1, ФИО2 и ФИО3 и ФИО4, справкой администрации г.Минусинска о постановке истцов на учет в качестве для предоставления жилья вне очереди, справками учебных заведений и дипломами об их окончании.

В соответствии с ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

На основании ст.ст.5, 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005г. №25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа не имеющих жилого помещения. В соответствии с пунктами 2-5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказом на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством РФ по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

Согласно п.3.22 Положения «О  Министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 N 42-п в компетенцию Министерства входит обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" администрация г.Минусинска наделена на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

24.03.2010г. между Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией г.Минусинска заключено соглашение №5 о взаимодействии по реализации вышеуказанного закона Красноярского края и предоставлении субвенций на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого администрация г.Минусинска обязалась приобретать жилые помещения и предоставлять их по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации г.Минусинска, на которую возложены государственные полномочия по обеспечению истцов жилыми помещениями, выражающееся в необеспечении истцов до настоящего времени жилыми помещениями, является незаконным. В результате этого бездействия нарушено гарантированное истцам законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, суд полагает необходимым возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилые помещения площадью и предоставить их по договорам социального найма истцам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

Согласно Решению Минусинской городской думы №10-85р от 13.07.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Минусинске» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 11 кв.м. на каждого члена семьи, поэтому предоставляемые истцам жилые помещения должны не менее 11 кв.м..

Исковые требования в части предоставления жилого помещения ФИО1, исходя из состава его семьи, включающего супругу и ребенка суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку меры социальной поддержки, гарантированные государством распространяются лишь на самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, факт наличия у ФИО1 в настоящее время семьи не может являться основанием для предоставления жилого помещения им на тех же условиях. При нуждаемости в жилом помещении они вправе разрешить данный вопрос по другим основаниям.

Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация г.Минусинска вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований предъявленных к Министерству образования и науки Красноярского края. Суд полагает, что Министерство образования и науки, в отличие от органа местного самоуправления (администрации г.Минусинска), не наделено полномочиями обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В рамках вышеуказанных Закона о наделении, Положения о Министерстве образования и науки, оно осуществляет лишь организационно-сопроводительные полномочия: осуществляет учет детей, нуждающихся в жилом помещении, из расчета состоящих на учете ежегодно закладывает субвенцию для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению их жильем, заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий. Как установлено судом, свои обязанности в отношении истцов Министерство исполнило, а полномочий по перечислению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности оно не имеет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по непредоставлению жилых помещений ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилые помещения площадью не менее 11 квадратных метров и предоставить их по договорам социального найма ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Изготовлено 29.12.2010г.

Копия верна

Судья Д.В.Лощаков