ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3105/20 от 01.12.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-3105/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск 1 декабря 2020 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Боднарчука О.М.,

при помощнике судьи Плетневой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Норильска к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Норильска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском об устранении нарушений природоохранного законодательства к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения исполнения законодательства, направленного на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территориях государственных заповедников, установлено, что территории заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский» загрязнены отходами, образовавшимися от деятельностью охотников, полярников и геологических экспедиций. Отходы состоят из останков коррозируемых металлоконструкций и пришедших в негодность металлоконструкций, металлических емкостей, автомотосредств, разрушающихся строений изб и зимовий, а также металлических бочек, баков, разъеденных ржавчиной, в части которых остаются горюче-смазочные материалы. С учетом уточнения исковых требований, прокурор просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Большой Арктический» в границах земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2 (единое землепользование общей площадью 41692220000 кв.м.), а именно:

на участке «Диксонско-Сибиряковский», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010304:87 (площадью 1899800300 кв.м.) в точках координат: N72o43'36,09" Е79o06'40,29", N72o49'53,71" Е78o38'19,60", N72o53'14,78" Е78o43'36,01", N72o55'57,50" Е78o50'41,18", N72o59'37,67" Е78o59'45,00", N73o04'00,29" Е79o07'09,95", N73o02'59,78" Е79o15'44,11", N73o00'29,70" Е79o22'29,50", N72o45'48,07" Е79o31'53,10";

на участке «Острова Карского моря», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010203:23 (площадью 109065300 кв.м.) в точках координат: N77o30'29,40" Е82o10'51,62", N77o28'05,88" Е82o19'25,78"; на участке «Пясинский» земельные участки с кадастровыми номерами: 84:01:0020202:9 (площадью 6910941400 кв.м.), 84:01:0020203:23 (площадь 3048604100 кв.м.) в точках координат: N74o05'02,14" Е86o50'21,15", N74o11'40,73" Е86o48'17,56", N74o05'48,21" Е86o45'54,18", N74o27'31,64" Е86o43'01,15", N73o55'48,12" Е86o50'40,02", N73o53'04,35" Е87o11'43,17", N75o25'20,59" Е88o57'52,00";

на участке «Архипелаг Норденшельда», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010202:38 (площадью 2423083900 кв.м) в точках координат: N77o10'35,11" Е96o27'40,46", N76o35'23,97" Е97o37'37,79";

на участке «Нижняя Таймыра», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020102:4 (площадью 15817391900 кв.м) в точках координат: N76o12'38,72" Е99o02'27,24", N75o17'80,20" Е97o50'15,50";

в районе полярной станции «Бухта ФИО1» в точках координат: N75o17'80,20" Е97o50'15,50".

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 1 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Путоранский» в границах земельного участка с кадастровым номером 88:01:0110001:1 (площадью 5239304259 кв.м.) в районе устья реки Амнундакта по берегам озера Аян.

В судебном заседании прокурор Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» ФИО2 исковые требования не признала по доводам возражений, указывая о пропуске срока на обращение в суд с указанным иском и отсутствии бюджетного финансирования для исполнения решения суда. Также полагала, что ФГБУ «Заповедники Таймыра» является ненадлежащим ответчиком по спору.

Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился. Направил письменные возражения на иск, указывая, что Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку не является собственником участков, на которых выявлены отходы, действующим законодательством на Министерство не возложена обязанность по их ликвидации. Несанкционированная свалка не является объектом накопленного вреда окружающей среде.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и рационального использования Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В направленным отзыве на исковое заявление Министерство природных ресурсов и рационального использования Красноярского края требования прокурора к ответчикам поддержало в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив исковое заявление и исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, прокуратурой г. Норильска в октябре 2019 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территориях государственных заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский».

В ходе проверки установлено, что территории заповедников «Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский» загрязнены отходами, образовавшимися от деятельностью охотников, полярников и геологических экспедиций. Отходы состоят из останков коррозируемых и пришедших в негодность металлоконструкций, металлических емкостей, автомотосредств, разрушающихся строений.

Наиболее опасными из отходов для природной экосистемы заповедников являются находящиеся на них металлические бочки, баки, разъеденные ржавчиной. В части емкостей остаются нефтепродукты, т.е. горюче-смазочные материалы.

В частности, на территории заповедника «Путоранский» в летний период 2019 года обнаружено 417 металлических бочек из-под хранения ГСМ, из них 100 бочек с нефтепродуктами. Указанные отходы сконцентрированы в районе южной стороны озера Аян и под воздействием времени и природных осадков продолжают активно утрачивать свою целостность, что может стать причиной разлива нефтепродуктов на почву и в водные объекты особо охраняемых природных территорий.

Двухсотлитровые металлические бочки из-под ГСМ также выявлены по территориям Большого Арктического заповедника, а именно: на острове ФИО3 на участке «Диксонско-Сибирский»; на побережье Пясинского залива и залива Хутуда на участке «Пясинский»; в устье реки Таймыра и левом берегу реки Шренк на участке «Нижняя Таймыра» (бочки разбросаны по всей территории недействующей базы геологов, в которых остается около 2-3 тонн ГСМ).

Также на территории заповедника «Таймырский» в районе полярной станции у бухты «ФИО1» имеются брошенные металлические бочки и 3 бака объемом 3 м3 с остатками ГСМ.

Отсутствие длительное время действий к ликвидации вышеуказанных отходов ведет к загрязнению почв и воздействию на весь животный и растительный мир природных заповедников.

Образование отходов происходило в 1970-1980 гг., до создания государственных заповедников.

С указанного времени меры по фактической очистке особо охраняемых природных территорий не принимались.

Государственные задания, программы по сохранению и поддержанию государственных заповедников в естественном состоянии (очистке их от накопленного окружающей среде вреда) Минприроды России не выдавались.

Указанные обстоятельства подтверждается представленными материалами прокурорской проверки, включая сведения ФГБУ «Заповедники Таймыра», подготовленное по результатам рейдовых осмотров и полевых научно-исследовательских работ, а также самими ответчиками не оспаривались.

Обращения ФГБУ «Заповедники Таймыра» от 16.04.2014 в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и от 13.06.2019 в Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ОППТ и Байкальской природной территории по вопросу ликвидации указанных отходов по существу не разрешены.

По результатам проверки прокурором г. Норильска 31.10.2019 директору ФГБУ «Заповедники Таймыра» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов животного мира для решения вопроса по очистке территории, о чем также проинформирован Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООО ПТ и Байкальской природоохранной территории (от 28.10.2019 исх. № 06-14/370, от 25.12.2019 исх. № 06-14/475, от 01.06.2020 исх. № 02/264), а также Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора (от 31.10.2019 № 06-14/389).

Вместе с тем, убедительных и достоверных доказательств ликвидации к настоящему времени отходов на указанных в исковом заявлении земельных участках ответчиками не представлено и суть их возражений сводится исключительно к отсутствию обязанности по их ликвидации, что нельзя правомерным.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Пунктами 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Статьей 95 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрено, что земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий, находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, включены заповедники: «Путоранский» (№ 71), «Таймырский» (№ 79), «Большой Арктический» (№ 15).

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2056-р данные заповедники закреплены за ФГБУ «Заповедники Таймыра» и находятся в ведении Минприроды России.

Приказом Минприроды России от 13.08.2012 № 237 «О реорганизации подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственных учреждений» реорганизованы в форме слияния три подведомственные Минприроды России федеральные бюджетные учреждения «Государственный природный заповедник «Большой Арктический», «Государственный природный заповедник «Путоранский» и «Государственный природный биосферный заповедник «Таймырский». Права и обязанности реорганизованных учреждений переходят к вновь возникшему в результате реорганизации федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция заповедников Таймыра».

Пунктом 1 Устава ФГБУ «Заповедники Таймыра» в редакции, утвержденной приказом Минприроды России от 16.07.2019 № 465, определено, что ФГБУ «Заповедники Таймыра» осуществляет управление государственными природными заповедниками «Большой Арктический», «Путоранский», государственным природным биосферным заповедником «Таймырским», государственными природными заказниками федерального значения «Пуринский» и «Североземельский» и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью осуществления охраны природных территорий в целях создания биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, а также содействие научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Учредителем указанного учреждения является Правительство РФ. Полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти – Минприроды России (п. 3 Устава).

Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация (п. 4 Устава, п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Земельные участки в границах заповедников предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Устава, п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ).

На собственников земельных участков ч. 4 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы нефтепродуктов относятся к отходам III класса опасности.

Частью 1 статьи 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 80.2 указанного Федерального закона в случаях, установленных Правительством РФ, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» закреплено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях организации таких работ на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, проводит непосредственно Минприроды России.

Анализируя требования законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и давая оценку установленным судом обстоятельствам, в том числе длительности непроведения в установленном законом порядке инвентаризации и обследования территорий, на которых в прошлом осуществлялась деятельность полярных, геологических экспедиций и имеются брошенные постройки, техника и значительное количество различных отходов III класса опасности, продолжительное время подвергающихся коррозийным процессам, что может стать причиной разлива нефтепродуктов, неразработке программ по организации работы по их ликвидации и отсутствию соответствующего финансирования, то есть фактически непринятия ответчиками на протяжении длительного времени в пределах своих полномочий мер по должной охране и очистке особо охраняемых природных территорий Арктической зоны, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по ликвидации выявленных отходов на ФГБУ «Заповедники Таймыра» и Минприроды России, признавая их надлежащими ответчиками по данному спору.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с указанным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

С учетом требований ст. 196, 200 ГК РФ, длящегося характера нарушений природоохранного законодательства и выявлении их прокурором в октябре 2019 года, доводы ФГБУ «Заповедники Таймыра» о пропуске срока для обращения в суд с указанным исковым заявлением, являются несостоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

При рассмотрении вопроса об определении сроков исполнения судебного решения, суд, исходя их фактических обстоятельств дела и реальной исполнимости, считает необходимым определить срок выполнения работ по ликвидации отходов с территории государственного природного заповедника «Путоранский» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, с территории государственного природного заповедника «Большой Арктический» - в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из правил ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд взыскивает с ФГБУ «Заповедники Таймыра», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета денежные средства в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Норильска об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Большой Арктический» в границах земельного участка с кадастровым номером 84:01:0000000:2 (единое землепользование общей площадью 41692220000 кв.м.), а именно:

на участке «Диксонско-Сибиряковский», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010304:87 (площадью 1899800300 кв.м.) в точках координат: N72o43'36,09" Е79o06'40,29", N72o49'53,71" Е78o38'19,60", N72o53'14,78" Е78o43'36,01", N72o55'57,50" Е78o50'41,18", N72o59'37,67" Е78o59'45,00", N73o04'00,29" Е79o07'09,95", N73o02'59,78" Е79o15'44,11", N73o00'29,70" Е79o22'29,50", N72o45'48,07" Е79o31'53,10";

на участке «Острова Карского моря», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010203:23 (площадью 109065300 кв.м.) в точках координат: N77o30'29,40" Е82o10'51,62", N77o28'05,88" Е82o19'25,78"; на участке «Пясинский» земельные участки с кадастровыми номерами: 84:01:0020202:9 (площадью 6910941400 кв.м.), 84:01:0020203:23 (площадь 3048604100 кв.м.) в точках координат: N74o05'02,14" Е86o50'21,15", N74o11'40,73" Е86o48'17,56", N74o05'48,21" Е86o45'54,18", N74o27'31,64" Е86o43'01,15", N73o55'48,12" Е86o50'40,02", N73o53'04,35" Е87o11'43,17", N75o25'20,59" Е88o57'52,00";

на участке «Архипелаг Норденшельда», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0010202:38 (площадью 2423083900 кв.м) в точках координат: N77o10'35,11" Е96o27'40,46", N76o35'23,97" Е97o37'37,79";

на участке «Нижняя Таймыра», земельный участок с кадастровым номером 84:01:0020102:4 (площадью 15817391900 кв.м) в точках координат: N76o12'38,72" Е99o02'27,24", N75o17'80,20" Е97o50'15,50";

в районе полярной станции «Бухта ФИО1» в точках координат: N75o17'80,20" Е97o50'15,50".

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ликвидировать в течение 1 лет с момента вступления решения суда в законную силу отходы с территории государственного природного заповедника «Путоранский» в границах земельного участка с кадастровым номером 88:01:0110001:1 (площадью 5239304259 кв.м.) в районе устья реки Амнундакта по берегам озера Аян.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.М. Боднарчук

Мотивированное решение суда изготовлено 07.12.2020.