Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, в обоснование своих требований указала, что как супруга инвалида 00 группы, имеющая многодетную семью, в составе которой трое общих детей не достигших возраста 00 лет, обратилась в 00000 году по месту своей регистрации в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении соответствующего жилья или земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно представленной администрацией <адрес> справки № от 00.00.0000 года поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и была включена в очередь под № 00.
С момента выдачи справки и до настоящего времени вопрос представления жилья или земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрации <адрес> не решен.
Неоднократные обращения в администрацию <адрес> с просьбой ускорить решение этого вопроса или оставались без ответа или по ним давались разные чисто формальные отписки без рассмотрения обращений по существу.
Это длится уже более 00 лет. Так спустя 00 года письмом от 00.00.0000 года № начальник отдела архитектуры и градостроительства - главный архитектор отдела архитектуры администрации г. ФИО6 сообщила о том, что рассмотрев обращение, сообщает, что в настоящее время, т. е. по состоянию на 00.00.0000 г. предприятия ООО «(данные изъяты)» разрабатывается генеральный план <адрес>, в связи с чем отвод земельных участков приостановлен.
Возникает вопрос: Какое отношение имеет разработка ООО «(данные изъяты)» генерального плана <адрес> в году к вопросу об улучшении жилищных условий истицы в 0000 году?
Почему её заявление, поданное о представлении жилья или земельного участка для индивидуального строительства администрацией <адрес>, не рассматривалось в течение 00 лет, а в 0000 году без всяких оснований поставлено решение этого вопроса в зависимость от решения производственных задач предприятия, не имеющего никакого отношения к вопросу о представлении жилья или земельного участка, решение которого входит в компетенцию только администрации <адрес>?
На одно из заявлений от 00.00.0000 года дан ответ председателя комитета по городскому хозяйству администрации города ФИО7 от 00.00.0000 года № и главой администрации города ФИО8 от 00.00.0000 года № 00.
Председатель комитета по городскому хозяйству А. сообщил в своем ответе, что он рассмотрел заявление истицы и сообщает, что она состоит на учете в отделе по учету и распределению жилья комитета по гражданскому хозяйству <адрес> на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и очередь среди граждан, состоящих на общих основания на 00.00.0000 г. № 00. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 57 жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения представляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Представление ей жилого помещения вне очереди нарушает права других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Глава администрации города ФИО8 в своем ответе сообщил о том, что он рассмотрел обращение по вопросу представления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и сообщил о порядке представления в собственность граждан земельных участков, установленном <адрес> от 12 марта года № «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», а также о том, какие документы нужно представлять для этого и каким категориям должны относится граждане, в установленном порядке состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье помещениях, представляемых по договорам специального найма.
Из содержания этих ответов следует, что он является простой формальной отпиской, без рассмотрения заявления по существу.
Истица уже поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с 0000 года на основании представленных документов.
Поскольку её семья на тот период не имела никакого жилья (и не имеет по настоящее время), то в своем заявлении, поданном в 0000 году, она просила о представлении жилого помещения или представлении земельного участка для жилищного строительства, т. к. согласно справки от 00.00.0000 года № её поставили на учет, как гражданку, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Но с момента постановки на учет по общему списку и подтверждении постановки в очередь 00, то она вправе была рассчитывать на удовлетворение права в представлении или жилья или земельного участка в период, когда подойдет очередь под № 00. Но шли годы, а администрация <адрес> никаких сведений о том, что подошла очередь на получение жилья или земельного участка не сообщала.
Поэтому истица была вынуждена письменно обращаться к администрации с просьбой сообщить, почему столь длительное время не разрешен вопрос о предоставлении жилого помещения или земельного участка для индивидуального строительства жилья.
Она просила удовлетворить принятое заявление с документами и представить жильё или земельный участок согласно очереди, в которой стояла под № 00.
Но, как следует из ответа председателя комитета по городскому хозяйству А., очередь за 00 лет не придвинулась к ней, а отодвинулась с 00 места на 00 место. Как это произошло? На каком основании? Кому улучшили жилищные условия? Или представили жилье? Или выделили земельный участок? На каком основании?
Письмом от 00.00.0000 г., направленного за подписью начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры <адрес> В. 00.00.0000 г., истице сообщено о том, что <адрес> обращение от 00.00.0000 г. направлено прокурору <адрес> с контролем, т.е. её обращение областной прокуратурой оставлено на контроле.
Заместитель прокурора гор. ФИО9 в письме от 00.00.0000 года сообщил о том, что в соответствии со списком граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ среди всех категорий граждан, в т.ч. имеющих право на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке, её очередь составляет № 00. Вместе с тем, среди граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, без учета числа лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке, очередь составляет № 00.
Ранее в ответах от 00.00.0000 г. и от 00.00.0000 г. на её обращения, поступившие из прокуратуры <адрес>, прокуратурой <адрес> сообщалось, что очередь на момент проверки № среди граждан, стоящих в очереди на общих правах, а ранее до введения в действие жилищного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ г., очередь по общему списку была № 00.
Согласно ответу прокуратуры <адрес> от 00.00.0000 <адрес> проверены доводы обращения об изменении номера очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Установлено, что администрацией города в результате технической ошибки в списке граждан, состоящих на учете, дважды значатся одни и те же фамилии. В настоящее время в связи с исключением повторяющихся фамилий, номер ее очереди в списке граждан, поставленных на учет до 01.03.2005., без учета числа лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, изменился с № на № 00. Кроме того, в связи со снятием с учета двух граждан Б. и Н. номер очереди в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ среди всех категорий, в том числе имеющих право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, изменился с № на № 00.
По информации администрации <адрес> общая очередь граждан, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ - 00 человек, после ДД.ММ.ГГГГ - 00 человек. Прокуратурой <адрес> в администрации запрошена дополнительная информация о предоставленных жилых помещениях гражданам, поставленных на учете в качестве нуждающихся после 01.03.2005г.
В настоящее время прокуратурой <адрес> проводится проверка порядка формирования списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Право на получение жилого помещения во внеочередном порядке у истца имеется в силу норм законодательства РФ.
При этом отсутствие в нормах законодательства РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на получение жилья, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Истец не имеет в собственности жилое помещение, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось.
Обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма нуждающимся возлагается на администрацию в соответствии с принятыми Главой администрации подзаконными актами, которые возлагают на орган местного самоуправления такую обязанность. С 0000 года орган местного самоуправления так и не выполнил возложенную на него обязанность, поэтому у истца только в судебном порядке имеется возможность на восстановление их нарушенных законных прав.
Согласно представленной администрацией <адрес> справки № от 00.00.0000 года истец поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и была включена в очередь под № 00.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
С принятием Жилищного кодекса кроме как очередное и внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма не предусмотрено.
В силу ст. 4 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ, впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Жилищный Кодекс введён в действие с 1.03 2005 г.
Истица, не имея жилья, в соответствии с приведёнными нормами ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения.
Заявленное право, согласно приведённым выше правовым нормам, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учёт в качестве нуждающегося, от времени включения в список внеочередников и должно быть реализовано без указания какого либо срока, т.е. сразу после возникновения соответствующего субъективного права.
На основании вышеизложенного и с учетом дополнения к иску ФИО3 просит обязать ответчика - Администрацию Муниципального образования <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее установленной учетной нормы определив срок предоставления (л.д. ).
В судебное заседание ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, просит иск рассмотреть в её отсутствие (л.д. ).
Представитель истицы ФИО4, действующий по доверенности (л.д. ), её требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, суду дополнительно пояснил, что в 0000 году ФИО3 поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Считает, что жилье должно быть предоставлено ФИО3 сразу после принятия её на учет, т.е. во внеочередном порядке.
В судебном заседании представитель администрации ФИО2, действующая по доверенности (л.д. ), с требованиями не согласна, суду пояснила, что ФИО3 с 0000 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, принята на учет на общих основаниях. В августе 0000 года жилищная комиссия при администрации подтвердила право ФИО3 состоять на учете. В настоящее время очередь истицы 00, а среди всех категорий граждан, поставленных на учет до 01.03.2005г. – 00. В муниципальной собственности нет свободных жилых помещений для заселения, в связи с чем жилье будет предоставлено истице в порядке очередности. Оснований для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с часть 2 статьи 6 6 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В судебном заседании установлено, что в октябре 0000 года на основании личного заявления, ФИО3 принята Администрацией муниципального образования <адрес> на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях (л.д. ). По состоянию на 00.00.0000 г. очередь истицы среди граждан, поставленных на учет на общих основаниях 00, среди граждан общей очереди 00 (л.д. ). Основание и порядок принятия на учет заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Полагая, что она имеет право на внеочередное предоставление жилья, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Как установлено судом, ФИО3 поставлена на учет на общих основаниях, на момент рассмотрения дела очередь истицы 00, в связи с чем жилое помещение по договору социального найма будет ей предоставлено в порядке очередности.
Право на внеочередное получение жилья истица не имеет, к категории граждан, имеющих в соответствии с части 2 статьи 57 ЖК РФ право на предоставление жилья вне очереди, не относится.
Возможности первоочередного предоставления жилья, на что истица указывает в дополнительном исковом заявлении, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований ФИО3
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Ответчики вправе подать в Усольский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда.
Судья П.В. Медведев
Решение по делу вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.