ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3106/14 от 11.09.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-3106/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2014 года

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

судьи Ветровой С.В.

при секретаре Ковуневе А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района в интересах ФИО1 к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Красносельского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации – Костромской области, в лице администрации Костромской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области. Свои требования мотивировал тем, что ФИО1 <дата> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Красносельского районного суда Костромской области от <дата> мать ФИО1 – ФИО2 лишена в отношении нее родительских прав. Согласно справке о рождении от <дата> сведения об отце С.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата> ФИО1 направлена в организацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последующем направлена в ОГКОУ «Судайская школа-интернат» (приказ от <дата>-ОП. С <дата> по <дата> ФИО3 являлась воспитанницей ОГКОУ Никольская школа-интернат, расположенной по адресу: <адрес> находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время ФИО1 не обучается (отчислена из состава обучающихся ОГБПОУ «Костромской промышленный техникум» <дата>), постоянной регистрации не имеет, зарегистрирована по месту пребывания с <дата> по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского района Костромской области. Согласно справке главы администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского района Костромской области от <дата>, ФИО1, ее матери ФИО2 жилое помещение не предоставлялось. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от <дата>, КГФ ГП «Костромаоблтехинвентаризация» от <дата>, недвижимое имущество за ФИО2, ФИО1 не зарегистрировано.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Касаткина М.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в настоящее время жилого помещения не имеет, в доме, где временно зарегистрирована, проживает бывший сожитель матери, сама мать проживает в г. Волгореченске в общежитии, иногда живет у нее, там же в основном ее вещи, так как по месту регистрации проживать невозможно. Иногда живет у сестры, которая совместно в другом живет у его родителей в Костроме. Брат, с которым заключен договор на жилое помещение в настоящее время находится в местах лишения свободы.

Представитель администрации Костромской области на основании доверенности ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме, полагала, что в данном случае отсутствуют основания для предоставления жилого помещения, прокурором не доказан факт нуждаемости, администрация области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку строительства и закупку жилья не ведет, в собственности жилых помещений не имеет.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент строительства Костромской области о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Департамент финансов Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в своем отзыве на исковое заявление полагали, что требования прокурора обязать администрацию Костромской области обеспечить жильем ФИО1 в первоочередном порядке, то есть вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, просили рассмотреть дело без участия представителей департамента.

Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в своем отзыве на исковое заявление сообщил, что благоустроенные изолированные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, находящиеся на территории Красносельского района Костромской области, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, просил рассмотреть дело без участия представителей департамента.

Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) предусмотрена обязанность обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в редакции от 28.12.2012, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3).

С учетом указанных норм права суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу и не уполномочена на предоставление жилых помещений вышеуказанной категории лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1, в соответствии с записью о рождении от <дата>, родилась <дата>, <адрес> Мать – ФИО2 решением Красносельского районного суда от <дата> лишена родительских прав в отношении дочери, сведения об отце ребенка указаны со слов матери.

Таким образом, истец ФИО1 имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Межрайонного комитета социальной защиты населения опеки и попечительства от <дата> (с учетом изменений, внесенных в приказ <дата>), несовершеннолетняя ФИО1 направлена в ОГКОУ «Судайская школа-интернат». С <дата> ФИО1 являлась воспитанницей ОГКОУ Никольская школа-интернат, впоследствии завершила обучение в ОГБПОУ КПТ «Кострмоской промышленный техникум» <дата> в связи с отчислением.

ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, ранее также была временно зарегистрирована в данном жилом помещении с <дата> по <дата> год – по месту проживания, с <дата> по <дата> год – по месту проживания.

Данное жилое помещение находится в доме, который согласно выписке из реестра муниципальной собственности Сидоровского сельского поселения находится в муниципальной собственности, муниципальная собственность на жилой дом в установленном порядке не зарегистрирована, что не влияет на исход рассмотрения дела, поскольку данное право возникло до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

<дата> на данное помещение заключен договор социального найма с ФИО1, <дата> года рождения, члены семьи совместно с нанимателем не вселялись.

В соответствии с заключением межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от <дата>, проживание ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес> признано невозможным. Суд полагает, что указное заключение не противоречит материалам дела, поскольку отсутствие регистрации в указанном жилом помещении на момент приобретения статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие постоянной регистрации на момент рассмотрения дела в данном жилом помещении свидетельствует об отсутствии права на постоянное проживание ФИО1 в данном жилом помещении

Согласно справке ГП Костромаоблтехинвентаризация от <дата>, уведомлений Управления Росреестра от <дата>, в собственности у ФИО1, ФИО2 жилых помещений не имеется.

Таким образом, истец ФИО1 не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения, либо собственником жилого помещения, в связи с чем, не может быть признана обеспеченной жильем.

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата>, ФИО1 включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).

Учитывая, что ФИО1 в настоящее время временно зарегистрирована в Красносельском районе Костромской области, исходя из ее обращения в прокуратуру жилье желает получить в Красносельском районе, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Красносельского района удовлетворить.

Обязать субъект Российской Федерации Костромская область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО1 <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ветрова С.В