Дело № 2-3106/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 мая 2014 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе
председательствующего судьи Зайцевой Н.А.
при секретаре Пальшковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 Липецкой области к ФИО2 ФИО6 о взыскании транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №6 по Липецкой области обратились в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб., налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> коп. руб., указывая, что ответчику был начислен налог на транспортные средства: Москвич-21412, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Фольксваген-Пассат Вариан, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Ауди-А8, государственный регистрационный знак <данные изъяты> 4ДД.ММ.ГГГГг. в сумме <данные изъяты> руб. Кроме того, ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, налог на имущество составляет <данные изъяты> коп. Ответчику направлялось налоговое уведомление со сроком уплаты 01.11.2012г., впоследствии было выставлено требование на сумму <данные изъяты> коп., которое ответчик в добровольном порядке не исполнил. Просили взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца МИФНС России №6 по ЛО ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, объяснив, что первоначально, в связи со сбоем в системе уведомление было ошибочно направлено ответчику по неверному адресу: <адрес>, впоследствии неоднократно направлялось и простым письмом и заказным письмом с уведомлением по месту регистрации ответчика. Однако, уклоняясь от получения указного требования, ответчик задолженность не погасил, в связи с чем истец просил суд восстановить Инспекции срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженностей.
Ответчик ФИО2 завяленные требования не признал, ссылаясь на то, что в спорный период не имел в собственности имущества, подлежащего налогообложению, в связи с истечением срока на обращение с заявлением о взыскании задолженности просил в иске отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд полагает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.357 НК Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с разделом IX Налогового Кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 363 НК РФ). В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ч. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» (с изменениями и дополнениями) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в установленных настоящим Законом с 1 января 2010 г. в следующих размерах: на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил налоговая ставка составляет 15 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. лошадиных сил - 28 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 150 л.с. до до 200 л.с. включительно - 50 рублей с каждой лошадиной силы, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 75 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 250 л.с. - 150 рублей с каждой лошадиной силы; автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно – 40 руб. с каждой лошадиной, свыше 200 л.с.- 80 руб. с каждой лошадиной силы; грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 20 руб.с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 32 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 40 руб. с каждой лошадиной силы, свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 52 руб. с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. – 68 руб. с каждой лошадиной силы; катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью до 100 л.с. включительно-20 руб. (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. - 40 руб. (с каждой лошадиной силы).
В соответствии со ст. 9 Закона Липецкой области от 25.11.2002 г. № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции закона, действовавшей в период с 01.01.2011 г. по 01.01.2013 г.). Согласно ст. 10 Закона. № 20-ОЗ налог полностью зачисляется в областной бюджет.
В силу ч.1 ст.1 ФЗ Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строение, помещения и сооружения (ст. 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991г.)
Согласно ст. 3 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В силу ст. 52 НК Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно ч.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога - письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из материалов делу установлено, что на основании ст. <адрес> «О транспортном налоге в <адрес>», ответчику был начислен налог на транспортные средства: <данные изъяты>
Судом также установлено, что в спорный период ответчик являлся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное в городе Липецке, <адрес>.
На основании п.1 ст.5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ответчику за 2011 год был начислен налог на принадлежащую ему долю в квартире, расположенную по адресу: <адрес> сумме <данные изъяты> коп.
При этом суд критически оценивает доводы истца об отсутствии в его собственности имущества, подлежащего налогообложению. Факт наличия в собственности ответчика транспортных средств и автомобилей по состоянию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден представленными в материалах дела доказательствами, а именно: выпиской УГИБДД УМВД России от № от ДД.ММ.ГГГГ года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты невидимого имущества, № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представленную ответчиком справку оценщика ФИО4 о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки «АЗЛК 21412» находится по адресу: <адрес>, ГК «Колос», ряд 19 место 12 в аварийном состоянии от ДТП 2011 года, суд не может принять в качестве основания выводов о том, что данный автомобиль в спорный период был снят с регистрационного учета. То обстоятельство, что автомобиль находится в аварийном состоянии, которое исключает его использование по прямому назначению, не влечет само по себе освобождение собственника от бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, общая недоимка по налогам, подлежащим уплате ответчиком <данные изъяты>
Суд полагает данный расчет законным и обоснованным, доказательств обратного суду не представлено.
Из материалов дела судом также установлено, что в адрес ответчика были направлено требование об уплате транспортного налога за 2011 год № с предложением уплатить налог в добровольном порядке, однако ответчиком требование об уплате налога не исполнено.
Кроме того, 09.10.2013г. инспекцией повторно было направлено налоговое уведомление № с предложением погасить задолженность по налогам до 29.10.2013г. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России» ФИО1 не получил указанного письма.
В соответствии с п.2 ст.45 НК Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пп.1 и 2 ст.44 НК Российской Федерации, обязанность по уплате налога возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно п.4 ст.57 НК Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В установленные законом сроки истец обратился к мировому судье судебного участка № 21 Советского округа г.Липецка с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска МИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы задолженности было отказано в связи с ненадлежащим извещением ответчика о необходимости уплаты налога.
Как предусмотрено абз.2 ст.52 НК Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, последний обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом.
Если же уведомление не направлялось в адрес налогоплательщика (физического лица) заказным письмом, либо не передавалось иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, у физического лица не возникает обязанность по уплате этого налога.
ДД.ММ.ГГГГ года, а также на имя ФИО2 по адресу: <адрес>37, было направлено уведомление № (вложение также содержало квитанцию и сопроводительное письмо).
ДД.ММ.ГГГГ по указанному требования № об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено погасить имеющуюся задолженность в сумме <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалах дела текстом требования и уведомления, сопроводительным письмом, реестрами почтовой оплаты, реестрами внутренних почтовых отправлений, сведениями сети-интернет со страницы отслеживания почтовых отправлений официального сайта «Почты России».
Тот факт, что направленная истцом корреспонденция не получалась ответчиком, не является основанием для выводов об отсутствии факта надлежащего извещения.
При этом суд критически оценивает доводы ФИО2 о том, что он не знал о наличии задолженности, суммах, подлежащих оплате, а также необходимости получения корреспонденции от имени истца, поскольку они опровергаются материалами настоящего дела, а также иных дел по факту обращений МИФНС №6 с заявлениями (исковыми заявлениями) о взыскании суммы задолженности с ФИО2
Не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований и довод ответчика о том, что по его мнению налог за автомобиль «ФИО5» является чрезмерным и он с такой налоговой ставкой не согласен, поскольку указанный довод не влияет на обязанность гражданина РФ уплачивать налоги, установленные законодательством РФ.
Настаивая на отказе в удовлетворении требований, ответчик ФИО2 ссылался на истечение срока на обращение с исковым заявлением о взыскании суммы задолженности.
Истец же, обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, в обоснование уважительного характера причин пропуска срока, ссылался на неоднократную попытку уведомить ответчика и предоставлением ему срока на добровольную уплату задолженности.
Рассматривая вопрос о пропуске сроков для обращения в суд с требованием о взыскании налога за 2011 год, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительным, пропущенный срок может быть восстановлен.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из вышеуказанных норм права заявление о взыскании недоимки должно было быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как ранее установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ по указанному требования № об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено погасить имеющуюся задолженность в сумме <данные изъяты> коп.
Рассматриваемое исковое заявление поступило в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в пределах установленного законом срока.
При таких обстоятельствах, а также, принимая во внимание неоднократные попытки налоговых органов взыскать с ответчика ФИО2 сумму образовавшейся задолженности, суд считает, что налоговым органом соблюден срок предъявления иска, предусмотренный вышеприведенной правовой нормой и не находит оснований лишения МИФНС России №6 (в лице его представителя) процессуального права на защиту своих прав и свобод.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Оснований для освобождения от уплаты налога или снижения его размера не имеется. Сумма задолженности подлежит взысканию с него в принудительном порядке.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО2 ФИО7 в бюджет Липецкой области через Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 Липецкой области денежные средства в сумме <данные изъяты> коп.; в доход бюджета <адрес> госпошлину - <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) Н.А. Зайцева
Мотивированное решение изготовлено,
в соответствии с ч.2 ст. 108 ГПК РФ, 20.05.2014г.
Решение не вступило в законную силу. Копия верна. Судья:
Секретарь: