ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3106/2023 от 08.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД 26RS0002-01-2023-004243-15

Дело № 2-3106/2023

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 августа 2023 года г. Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гогжаевой К.С.,

с участием: прокурора Пахомовой А.В., Решетняка Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «МИКРОН» о понуждении к исполнению требований законодательства,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АО «МИКРОН», в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по урегулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-п, путем согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – Территория АО «МИКРОН», состоящего на учете за <номер обезличен>-П.

В обоснование указано следующее. Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа соблюдения требований Федерального закона от <дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности АО «МИКРОН» выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.п.1 и2 ст.69.2 Закона №7-ФЗ).

В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>.

Установлено, что ответчик эксплуатирует объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Территория АО «МИКРОН», состоящий на учете за <номер обезличен>-П, т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом от <дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, вступившим в силу 27.06.2020, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области окружающей среды.

В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Ставропольского края, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоду НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).

Вместе с тем, проверкой установлено, что Общество, имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Территория АО «Микрон», состоящий на учете за <номер обезличен>-П, в период с <дата обезличена>, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.

Согласно информации природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, указанные в перечне хозяйствующие субъекты, в том числе АО «МИКРОН», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

В соответствии со ст.22, 45, 131, 139 ГПК РФ, ст. 21, п.4 ст.27, ст.35 Федерального закона от <дата обезличена><номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации» ставропольский межрайонный природоохранный прокурор просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании помощник ставропольского межрайонного прокурора Пахомова А.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Решетняк Ю.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, представил отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом и в срок, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном суду отзыве просил исковые требования удовлетворить.

Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ставропольского межрайонного прокурора.

Судом установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа соблюдения требований Федерального закона от <дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности АО «МИКРОН» выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Согласно запросу Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры <номер обезличен> от <дата обезличена>, ответу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края <номер обезличен> от <дата обезличена> АО «МИКРОН», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

Федеральный закон от <дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно статье 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности является одним из принципов охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Установлено, что ответчик эксплуатирует объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Территория АО «МИКРОН», состоящий на учете за <номер обезличен>-П, т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральный закон от <дата обезличена> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Пунктом 3 статьи 19 Закона №96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, вступившим в силу 27.06.2020, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области окружающей среды.

В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Ставропольского края, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоду НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).

Доводы ответчика относительно разработки в 2021 году проекта НДВ и отчета по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух <дата обезличена>, утвержденный Приказом <номер обезличен> от <дата обезличена>, планирование и проведение технологических изменений по производственному процессу не превышающие 10 % от всего объема, в связи с чем работы по разработке проекта НМУ были приостановлены, а также смена директора в 2022, планирование переорганизации производственного процесса на июнь-июль 2023 года суд находит несостоятельными.

В соответствии с приказом Минприроды России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Каких-либо оснований, освобождающих АО «МИКРОН» от исполнения требований федерального законодательства, по делу не установлено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

При этом суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ определить ответчику трехмесячный срок для исполнения решения суда с даты вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое требование прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «МИКРОН» (ОГРН 1022601931110, ИНН 2635035803) не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.19999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-П, путем согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – территория АО «МИКРОН», состоящего на учете за <номер обезличен>-П.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2023.

Судья Т.Н. Никитенко