ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3108/18 от 30.08.2018 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3108/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2018 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Губановой М.В.,

при секретаре Бочениной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Администрации г. Челябинска, Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании вознаграждения, процентов за невыплату вознаграждения,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы, ФИО1 (председатель КТОС «Ленинский-3»), ФИО2 (председатель КТОС «Ленинский-7»), ФИО3 (председатель КТОС «Ленинский-10»), ФИО12 (председатель КТОС «Ленинский-18»); в Калининском районе г. Челябинска ФИО4 (председатель КТОС «Поселок Плановый»), ФИО5 (председатель КТОС «Университетский»), ФИО6 ( председатель КТОС «Калининский»), ФИО7 (председатель КТОС «Пос. Ворошиловский»), ФИО8 (председатель КТОС «Кирсараи»), ФИО9 (председатель КТОС «Электрометаллург»), ФИО10 (председатель КТОС «Заречный»), ФИО11 (председатель КТОС «Микрорайон № 26»), обратились с исками в суд к Администрации города Челябинска, Калининского района г. Челябинска о взыскании вознаграждения за работу в должности председателей КТОС.

С учетом уточнений исковых требований (л.д. 70-74, 190-210, 120 т. 3, л.д. 157 т. 4) просили:

Взыскать с Администрации г. Челябинска в пользу ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО5 задолженность по выплате вознаграждения за выполнение обязанностей председателей КТОС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 42 953,96 руб. в пользу каждой, проценты за незаконное удержание денежных средств по 14 841,29 руб. (на дату ДД.ММ.ГГГГ) в пользу каждой;

Взыскать с Администрации Калининского района г. Челябинска в пользу ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО9 задолженность по выплате вознаграждения за выполнение обязанностей председателей КТОС за период ДД.ММ.ГГГГ по 45 899,40 руб. в пользу каждой, проценты за незаконное удержание денежных средств по 2 207,26 руб. (на дату ДД.ММ.ГГГГ) в пользу каждой;

Взыскать с Администрации Калининского района г. Челябинска в пользу ФИО8 задолженность по выплате вознаграждения 25 994,98 рублей за ДД.ММ.ГГГГ и 1 595,01 руб. процентов за незаконное пользование денежными средствами на дату ДД.ММ.ГГГГ, в пользу ФИО5 – 1 330,54 руб. задолженности по вознаграждению за ДД.ММ.ГГГГ, процентов 285,60 руб. на ДД.ММ.ГГГГ год;

Взыскать с Администрации г. Челябинска в пользу ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО12 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 165 679,56 руб. задолженности по выплате вознаграждения, 32 749,80 руб. процентов на дату ДД.ММ.ГГГГ, в пользу ФИО11, ФИО10 задолженность за вознаграждение за ДД.ММ.ГГГГ в сумме по 34 368 руб. в пользу каждой.

Мотивировали исковые требования тем, что работали и работают председателями КТОС в Ленинском и Калининском районах г. Челябинска, считают, что у Администраций имеются перед истцами задолженности по положенным к выплате суммам вознаграждений.

В части выплаты вознаграждений на территории г. Челябинска на момент рассмотрения дела не отменено и действует распоряжение Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», которым с ДД.ММ.ГГГГ установлено вознаграждение руководителям органов ТОС, не являющихся юридическими лицами, в размере 3 467 рублей (л.д. 125 т. 2).

Выплаты осуществлялись на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых администрациями соответствующих районов города (например, договор с ФИО3 - л.д. 144-145 т. 3).

С ДД.ММ.ГГГГ Администрации отказались заключать гражданско-правовые договоры с председателями КТОС.

Администрации Ленинского и Калининского районов г. Челябинска, на территории которых действуют ТОС, зарегистрированные Администрацией г. Челябинска, не являются правопреемниками Администраций Ленинского и Калининского районов г. Челябинска, существовавших до исключения из структуры Администрации г. Челябинска Администраций Ленинского и Калининского районов на основании Решения Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Регулирование деятельности ТОС, уставы которых зарегистрированы ранее в Администрации г. Челябинска, не определено Положением о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, утвержденным решением Челябинской городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, поскольку действует распоряжение Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», обязанность по выплате вознаграждения председателям ТОС Ленинского района, г. Челябинска должна быть возложена на Администрацию г. Челябинска с ДД.ММ.ГГГГ.

Устав ТОС под председательством ФИО8 был зарегистрирован до 30.09.2017 года в Администрации г. Челябинска, с 01.10.2017 года зарегистрирован вновь в Администрации Калининского района г. Челябинска.

В части требований к Администрации Калининского района г. Челябинска, представитель истцов ФИО13 пояснила, что Администрация Калининского района г. Челябинска производила выплаты в добровольном порядке, затем выплаты производились частично, потому истцами заявлено требование о выплатах в полном размере в соответствии с размером вознаграждения установленным распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истцов по устному ходатайству ФИО13 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации Калининского района – ФИО14 (л.д. 65 т. 3), представитель Ленинского района – ФИО15 (л.д. 239 т. 2) возражали против удовлетворения исковых требований, представитель Калининского района г. Челябинска предоставила в суд отзыв на исковое заявление (л.д. 106-107 т. 1, л.д. 75-77 т. 3).

Представитель Администрации г. Челябинска в суд не явился, представил отзыв ( л.д. 120, 124, 127, 144-151 т.2).

Третье лицо Комитет финансов г. Челябинска извещен, представитель в суд не явился.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Челябинска, Администрации Калининского района о взыскании вознаграждения председателям КТОС, предусмотренного распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления».

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории (ч. 1).

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ч. 2).

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (ч. 3).

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (ч. 4).

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся установление структуры органов территориального общественного самоуправления; принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов территориального общественного самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления (ч. 7).

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются: территория, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления (ч. 9).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 указанной выше статьи).

П. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Общие положения организации и осуществления территориального общественного самоуправления в границах города Челябинска устанавливаются решениями Челябинской городской Думы (ст. 14 Устава г. Челябинска).

Как установлено судом и не опровергалось представителями Администраций города Челябинска, Ленинского и Калининского районов, истцы в оспариваемые ими периоды являлись избранными председателями КТОС в Ленинском и Калининском районах г. Челябинска.

Уставы ТОС, возглавляемых истцами, зарегистрированы в Администрациях в разное время, ТОС не являлись юридическими лицами.

На момент регистрации уставов ТОС (кроме вновь зарегистрированного устава ТОС «Кирсараи» под председательством ФИО8) Челябинск являлся единым муниципальным образованием.

Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе Челябинского городского округа и статусе и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» Челябинский городской округ, как единое муниципальное образование, был преобразован, в результате чего на территории округа были образованы внутригородские районы, как самостоятельные внутригородские муниципальные образования.

Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, которым ранее действовавшее Положение, утвержденное решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым уставы ТОС регистрировались соответствующим структурным подразделением аппарата Администрации города, признано утратившим силу.

В силу п.п. 5, 11, 12 указанного нового Положения, ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района, в связи с чем, как пояснила представитель истцов ФИО13, и был вновь зарегистрирован устав ТОС под председательством ФИО8 Из пояснений представителя истцов следовало, что остальные ТОС продолжали действовать по ранее зарегистрированным уставам.

До Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, действовало Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было принято Положение о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г. Челябинске (утвержденное решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу п. 11 Положения о порядке целевого финансирования, руководители органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, могут получать вознаграждение по договору гражданско-правового характера, заключенному с администрацией соответствующего района в городе Челябинске за выполнение отдельных видов работ:

1) обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с органом территориального общественного самоуправления и жителями соответствующей территории;

2) организация жителей для проведения субботников в границах территории ТОС по согласованию с администрацией района;

3) оказание содействия в организации и участии жителей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых по планам органов местного самоуправления;

4) оказание содействия в организации и проведении опросов граждан, в границах территории ТОС, а также публичных слушаний;

5) организация и проведение обследований объектов жилищно-коммунального хозяйства (подвалы, чердаки, подъезды и т.д.) в связи со специальными мероприятиями;

6) иных работ.

В соответствии с п. 12 с руководителями органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, устав которого зарегистрирован в установленном порядке, договор может быть заключен при наличии протокола конференции (собрания), подтверждающего полномочия руководителя органа ТОС.

Пункт 13 устанавливает, что размер вознаграждения руководителей органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, определяется правовым актом Администрации города Челябинска в пределах финансовых средств, предусмотренных на очередной финансовый год. Выплата вознаграждения производится администрацией соответствующего района в городе.

Пунктом 14 предусмотрено, что руководители органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, представляют информацию о выполненной работе по форме, утверждаемой администрацией района в городе, и подписывают Акт приема-сдачи выполненных работ.

Пунктом 16 определено, что Администрация района в городе вправе предусматривать при заключении договора с руководителем органа территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, возможность его расторжения в одностороннем порядке в определенных Положением случаях.

Во исполнение п. 13 принято распоряжение Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», действующее с ДД.ММ.ГГГГ и не отмененное до момента рассмотрения дела (л.д. 125 т. 2).

Системный анализ перечисленных выше актов позволяет суду сделать вывод о том, что Положение о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г. Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ предоставляло право, а не обязанность администрации заключить гражданско-правовой договор с председателями КТОС по установленному распоряжением Администрации г. Челябинска размеру вознаграждения.

После того, как Положение о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г. Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, было признано утратившим силу решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (официально опубликованным ДД.ММ.ГГГГ), иного акта, устанавливающего финансовое обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления, действующих без образования юридического лица, в пределах средств, утвержденных на эти цели в бюджете города на очередной финансовый год (в том числе устанавливающего право на заключение гражданско-правовых договоров с председателями КТОС), принято не было.

Ссылка представителя истцов на тот факт, что продолжает действовать распоряжение Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», а потому истцы имеют право рассчитывать на получение вознаграждения, установленного указанным актом, основана на неправильном толковании Распоряжения.

Нельзя согласиться с доводом представителя истцов о том, что указанный акт устанавливает безусловное право на получение вознаграждения в пользу председателей КТОС.

Из содержания Распоряжения не следует, что данный акт устанавливает право либо обязанность администрации по выплате председателям КТОС вознаграждения, распоряжение содержит лишь сведения о размере вознаграждения.

Тот факт, что распоряжение не признано утратившим силу и не отменено, действие его не приостановлено согласно Положению о муниципальных правовых актах города Челябинска, утвержденному решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, не меняет его содержание и не устанавливает обязанности ответчиков производить истцам выплаты вознаграждения в размере, указанном в нем.

Суд не может согласиться и с доводом представителя истцов и самих истцов, заявивших требования к Администрации Калининского района г. Челябинска, полагавших, что требования подлежат удовлетворению, поскольку Администрация Калининского района г. Челябинска частично выплачивала вознаграждения истцам в период: за ДД.ММ.ГГГГ (частичная оплата ФИО5), за ДД.ММ.ГГГГ (вознаграждение частично выплачено ФИО8), то есть признавала обязанность по выплате вознаграждения.

Довод истцов несостоятелен в силу следующего.

В соответствии с Законом Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе" Челябинский городской округ преобразован в округ с внутригородским делением (районами), установлены границы районов, в ст. 8 установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) формируется до ДД.ММ.ГГГГ.

Представительный орган – Совет депутатов Калининского района г. Челябинска избран ДД.ММ.ГГГГ, Устав района зарегистрирован в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ. Решением Совета депутатов Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ создана Администрация Калининского района, начавшая осуществлять деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации предыдущей Администрации, а вновь созданная Администрация не является правопреемником ликвидированной и не принимала на себя исполнение каких-либо обязательств за ликвидированную Администрацию.

Согласно п.п. 13 и 23 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, порядок организации и осуществления ТОС, порядок и условия выделения средств из бюджета внутригородского района для финансирования ТОС определяется уставами внутригородских районов и нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов.

Решением Совета депутатов Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Калининском районе г. Челябинска, которым регулируется порядок организации и границы ТОС. В силу п.п. 81 и 82 указанного Положения Администрация оказывает содействие ТОС, не являющимися юридическими лицами, в предоставлении помещений, средств связи и материальных средств для осуществления деятельности. При этом Администрация может поощрять ТОС, активных его членов в соответствии с Положением о поощрении ТОС, утвержденным правовым актом Администрации Калининского района.

Постановлением Администрации Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ установлены виды поощрения активистам и руководителям ТОС, в том числе и денежное поощрение по итогам работы за год по решению Комиссии. Максимальный размер поощрения составляет 41 604 рубля.

Как установлено судом и не оспорено сторонами, Комиссией по рассмотрению вопросов поощрения принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о поощрении председателей КТОС за активную работу по итогам ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27 736 руб., в том числе поощрение получили ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9

Анализируя в совокупности нормативные акты, регулирующие деятельность ТОС в оспариваемый истцами период, судом не установлено ни одного нормативного правового акта, закона либо договора, которым бы Администрация Калининского района или Администрация г. Челябинска обязаны были выплачивать истцам вознаграждение за работу председателей КТОС.

На основании установленных судом обстоятельств требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Администрации г. Челябинска, Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании вознаграждения, процентов за невыплату вознаграждения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Губанова М.В.