ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3108/2016 от 27.04.2016 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-3108/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


27 апреля 2016 года
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе:

председательствующего судьи Сарваровой Т.К.,

при секретаре судебного заседания Сунагатовой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа судебных расходов. В обоснование указав, что истец ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и оплачивал ответчику, как управляющей компании, коммунальные услуги.

Данный дом находится на обслуживание у управляющей компании ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ».

Ответчик ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» является исполнителем коммунальных услуг в поставке коммунальных ресурсов, а истец ФИО1 соответственно - потребителем коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в соответствии с положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (ред.от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Однако, в период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении истца было отключено горячее водоснабжение, при этом истец, как потребитель, в нарушение требований ст. 117 Правил, не был заблаговременно и письменно предупрежден о планируемом отключении горячего водоснабжения.

Как следует из журнала заявок ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ», отключение горячего водоснабжения в доме истца носило плановый характер в связи с плановыми работами.

Поскольку ответчик отключил подачу горячего водоснабжения в жилой дом, где проживает истец, с нарушением требований ст. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, то оказал тем самым коммунальную услугу не надлежащего качества.

Не надлежащим оказанием коммунальной услуги, повлекшим нарушение прав потребителя, ответчик причинил истцу моральный вред.

В результате оказания ненадлежащей услуги, в том числе был нарушен обычный уклад жизни истца и созданы бытовые неудобства.

Истец, просит суд признать незаконным действия ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» по приостановлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в пользу истца с ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей за нарушение прав потребителя, выразившееся в предоставлении ненадлежащего качества коммунальной услуги в период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 167 ч. 5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении ими копий решения суда.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.

В силу ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфы» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, за необоснованностью, указала, что законом не предусмотрено индивидуальное уведомление каждого потребителя при отключении горячего водоснабжения по всему дому. В период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ было отключено горячее водоснабжение по всему дому и носило плановый характер. Жители данного дома были заблаговременно уведомлены, жалобы от жильцов по этому поводу не поступало, то есть жильцы дома заблаговременно были проинформированы. Поскольку на доске объявлений было вывешено объявление, которое представлено в материалы дела.

В судебное заседание представитель третьего лица МУП «Уфимские инженерные сети г. Уфы» не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, суду представлено возражение на исковое заявление.

В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Суд считает, что нежелание лица непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об их уклонении от участия в состязательном процессе, и не может влечь неблагоприятные последствия для суда, в связи с чем, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Таким образом, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явки.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».

Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.

В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".

Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Закону РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником 1/4 доли квартиры по адресу: <адрес> на основании договора передачи в общую долевую собственность (л.д.9).

Судом установлено, что управляющей организацией, обслуживающей жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Многоквартирный жилой дом <адрес>, в котором расположена квартира истца, подключен к централизованным сетям холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и оборудован соответствующими внутридомовыми инженерными системами.

ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» является исполнителем коммунальных услуг при поставке коммунальных ресурсов в соответствии с положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года.

ФИО1 обращаясь в суд с данным иском в порядке защиты прав потребителей, ссылается, что недобросовестными действиями ответчика ему причинен моральный вред, а инициирование судебной тяжбы повлекло затраты, связанные с оплатой юридических услуг по составлению искового заявления, представительских расходов.

В ходе судебного заседания было установлено, что в период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме в <адрес>, в котором расположена квартира истца было отключено горячее водоснабжение, что не оспорено представителем ответчика.

Как усматривается из искового заявления и показаний представителя истца в судебном заседании истец, как потребитель, в нарушение требований ст. 117 Правил, не была заблаговременно и письменно предупреждена о планируемом отключении горячего водоснабжения.

Как следует из журнала заявок ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ», отключение горячего водоснабжения в доме истца носило плановый характер в связи с плановыми работами.

Согласно журнала заявок в программном комплексе «Централизованная диспетчерская служба» ДД.ММ.ГГГГ с 9.00 ч. по 11.00 часов зафиксировано плановое отключение горячего водоснабжения для работ по монтажу и ремонту насоса ЦН ГВС (л.д.12 оборот).

Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта "в" пункта 3, пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам и предусматривает снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов, либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Абзацем 2 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам определено, что допустимая продолжительность перерывов подачи горячей воды составляет 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-0).

Согласно п.117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений.

По общему правилу, доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на продавце (исполнителе, изготовителе).

Ответчиком в материалы дела представлен текст объявления, которое было размещено в подъездах <адрес>, представлены сведения о том что, жильцы дома были информированы о приостановлении подачи горячего водоснабжения в период времени с 09.00 часов по 11.00 часов ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом, путем вывешивания информации в общедоступном месте, кроме того данная информация содержится на официальном сайте ОАО «Управление жилищного хозяйства Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» и на сайте Администрации ГО <адрес>.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом не установлен факт нарушения прав потребителя, а также принимая во внимание, что доводы истца в ходе рассмотрения своего подтверждения не нашли, суд оснований для удовлетворения требований ФИО1 к ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» о защите прав потребителей, компенсации морального вреда, штрафа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Уфы РБ.

Судья: Т.К.Сарварова