ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3109/2021 от 23.11.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-3109/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

при секретаре Короблевой К.С.,

с участием истца ЗАА.,

представителя КГКУ «УСЗН» г.Красноярска – МАВ., действующей на основании доверенности от 25.11.2020 года.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАА к Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждению «Управление социальной защиты» г.Ачинска», Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты» о признании права на льготы, взыскании ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ЗАА обратился в суд с иском к Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждение «Управление социальной защиты» г.Ачинска» ( далее КГКУ «УСЗН» г.Ачинска о признании права на льготы как реабилитированному лицу, взыскании ущерба и компенсации морального вреда, (далее КГКУ «УСЗН» г. Ачинска) с требованиями о возмещении материального и морального вреда в размере 27965,70 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что он в марте 2004 года был поставлен на учет в УСЗН г.Ачинска как лицо с правом льгот, предусмотренных ст.16 ФЗ № 1761-1. 30 июня 2021 г. он обратился к КГКУ «УСЗН» по г. Ачинску о компенсации проезда в сумме 15965,70 руб., в чем ему было отказано. Своим отказом ответчик причинил ему материальный ущерб в данном размере и моральный вред в размере 12 000 рублей., поскольку указанные отказы нарушают его права как реабилитированного лица и ст. 16 ФЗ №1761-1. ( л.д. 3).

25 августа 2021г. и 22 сентября 2021 года, ЗАА обратился в суд с дополнительными исковыми требованиями к ТО КГКУ «УСЗН» г.Ачинска о признании права на льготы как реабилитированному лицу, взыскании материального ущерба в размере 28816,70 руб. в связи с тем, что 12 августа 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о компенсации ему суммы в размере 849 руб. за проезд из г.Ачинска в г.Красноярск и обратно, предусмотренную п.»Д» ст.16 ФЗ №1761-1. 19 августа 2021 года ему было в возмещении суммы отказано.. Таким образом, его права были нарушены. ( л.д. 44, 90).

Определением суда от 29 сентября 2021 года к участию в деле привлечено КГКУ «УСЗН» г.Красноярска, в связи с тем, что отделение «УСЗН» в г.Ачинске не имеет статуса юридического лица, либо филиала. ( л.д. 97).

В судебном заседании истец ЗАА поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования, поскольку ответчик в нарушение действующего законодательства не производит компенсацию проезда на автобусе. В Законе Красноярского края отсутствует указание на компенсацию проезда только 1 раз в год, полагает, что право на компенсацию проезда у него возникло до внесения изменений в законодательство, в связи с чем изменения в законе на него не распространяются. В настоящее время он также просит признать за собой право на получение компенсации за проезд, в связи с чем, он обратился в Ачинский городской суд и также взыскать в его пользу моральный вред именно за нарушение его законных прав. Ранее направленное заявление в суд об отказе от иска в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, он не поддерживает.

Представитель КГКУ «УСЗН» по г.Красноярска по доверенности МАВ с доводами истца не согласилась, представила письменный отзыв ( л.д.20-23),, просила в удовлетворении иска ЗАА отказать, поскольку истцу ЗАА предоставляются меры социальной поддержки как реабилитированному лицу в соответствии с действующим законодательством в полном объеме, без нарушений действующего законодательства, но истцом не верно толкуется закон. Предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется в размере фактической стоимости проезда, но не более 12000 руб один раз в год, о чем указано в Законе Красноярского края от 10.12.2004 года « О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Согласно положения отделение КГКУ «УСЗН» г.Ачинска не является юридическим лицом, ни филиалом. ЗАА в 2021 году было выплачено 12000 руб. в соответствии именно с действующим законодательством. В данном случае им выражается мнение фактически о несогласии с законом Красноярского края.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ЗАА не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе социальная защита, включая социальное обеспечение.

Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законом противоречить не могут.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе, в виде направления на спецпоселение.

В силу пункта 3.4.4.2. Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п (ред. от 31.03.2010) "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан": «Мероприятие 2.5 перечня мероприятий заключается в предоставлении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам (далее в настоящем пункте - адресная материальная помощь на компенсацию расходов на проезд). Право на адресную материальную помощь на компенсацию расходов на проезд имеют реабилитированные лица, имеющие место жительства на территории Красноярского края (далее в настоящем пункте - заявители).

Оказание адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется в размере фактической стоимости проезда, но не более 12 000 рублей, а заявителям, совершившим поездки в населенные пункты Российской Федерации, в которые (из которых) невозможно доехать (выехать) иным видом транспорта, кроме воздушного или водного, адресная материальная помощь на компенсацию расходов на проезд производится в размере фактической стоимости проезда, но не более 25000 рублей, при условии обращения заявителя (уполномоченного представителя заявителя) не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки.

Назначение адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании представленного заявителем или его уполномоченным представителем заявления о выплате адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд (далее в настоящем пункте - заявление) с указанием места следования, реквизитов счета, открытого в российской кредитной организации, или номера почтового отделения и способа направления уведомления о принятом решении (путем почтового отправления, либо направления по адресу электронной почты, либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или на краевом портале государственных и муниципальных услуг), содержащего согласие на обработку персональных данных заявителя. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; 2) копия документа, подтверждающего регистрацию заявителя по месту жительства на территории Красноярского края, или решения суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории Красноярского края в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность заявителя, отметки о регистрации по месту жительства на территории Красноярского края (копия документа, подтверждающего регистрацию заявителя по месту жительства на территории Красноярского края, представляется по собственной инициативе); 3) копия документа, подтверждающего принадлежность заявителя к реабилитированным лицам (представляется по собственной инициативе); 4) оригиналы проездных документов, подтверждающих осуществление поездки по территории Российской Федерации; 5) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя (представляется по собственной инициативе); 6) копия документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя, и копия документа, подтверждающего его полномочия по представлению интересов заявителя (в случае представления документов уполномоченным представителем заявителя).

Уполномоченный орган местного самоуправления регистрирует заявление в день его поступления. В случае если заявление и приложенные документы поступили в уполномоченный орган местного самоуправления в нерабочее время (в том числе в праздничный или выходной день), то они регистрируются в первый рабочий день, следующий за днем их поступления.

Решение о назначении (отказе в назначении) адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд и ее размере принимается уполномоченным органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления путем издания муниципального правового акта на основании протокола комиссии, созданной уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 1 Закона края N 5-1959. Основаниями для принятия решения об отказе в назначении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд являются: заявитель не относится к лицам, имеющим право на адресную материальную помощь на компенсацию расходов на проезд в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта; непредставление заявителем (уполномоченным представителем заявителя) в полном объеме документов, указанных в настоящем пункте (за исключением документов, предусмотренных в подпункте втором (в части документа, подтверждающего регистрацию заявителя по месту жительства на территории Красноярского края), третьем, пятом настоящего пункта); обращение по истечении шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки; выплата заявителю в текущем году компенсации стоимости проезда, совершенного в течение текущего календарного года по территории Российской Федерации к месту следования и обратно, в соответствии с подпрограммой; отсутствие целевых средств краевого бюджета для предоставления адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд в текущем году.

О принятом решении заявитель (уполномоченный представитель заявителя) уведомляется уполномоченным органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня издания муниципального правового акта. Уведомление направляется заявителю (уполномоченному представителю заявителя) способом, указанным в заявлении. В случае принятия решения об отказе в назначении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд в уведомлении указывается основание отказа и порядок обжалования принятого решения.».

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Верховный Суд РФ в п. 8 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" N 10 от 20 декабря 1994 г. (с изменениями) разъяснил, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Как следует из материалов дела и не отрицалось сторонами с 10.03.2004 года ФИО1 является реабилитированным лицом и, имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается представленной в материалы дела, копией удостоверения (л.д. 12).

30 июня 2021 года и 01 июля 2021 года ЗАА обратился в отделение г.Ачинска КГКУ «УСЗН» с заявлениями об оплате за проезд в размере 15965,70 руб. и о предоставлении адресной материальной помощи за проезд по месту следования из г.Ачинска до ст.Кавказской и обратно. (л.д. 36, 40-41).

Согласно протокола назначения №115 от 08 июля 2021 года на основании заявления и представленных билетов, подтверждающих проезд на поезде 30.05.2021 г. по маршруту Ачинск-ст.Кавказская и обратно по 7209,10 руб. за каждый проезд, ЗАА, назначена адресная помощь на компенсацию расходов гражданам по государственной программе в виде компенсации реабилитированным стоимости проезда по территории РФ один раз в год (вид 008) в сумме 12000 рублей (л.д. 38), которая была перечислена КГКУ «УСЗН» на личный банковский счет ЗАА, что им не отрицалось в судебном заседании.. (л.д. 39-41).

12 августа 2021 года ЗАА вновь обратился в отделение <адрес> с заявлением об оплате ему за проезд в размере 849 руб. из <адрес> в <адрес> и обратно ДД.ММ.ГГГГ.

На основании протокола № 20 от 19 августа 2021 года, ЗАА было отказано в предоставлении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, в связи с тем, что в июле 2021 года ему уже выплачивалась компенсация в размере 12000 руб., о чем истцу было направлено письмо. ( л.д. 82).

Решением мирового судьи судебного участка № 3 в г.Ачинске Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГЗАА было отказано в удовлетворении исковых требований о возмещении материального ущерба и морального вреда за проезд в 2020 году. ( л.д. 62-64).

На основании апелляционного определения Ачинского городского суда от 19 апреля 2021 года вышеуказанное решение мирового судьи оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения. ( л.д. 65-67).

Решение вступило в законную силу 19 апреля 2021 года.

На основании определения восьмого кассационного суда от 02 августа 2021, решение мирового судьи судебного участка № 3 г.Ачинска от 18 января 2021 года и апелляционное определение Ачинского городского суда от 19 апреля 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба ЗАА, без удовлетворения. ( л.д. 68-73).

Согласно пункту 3.4.4.2 Подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (Приложение № 1 к государственной программе Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан»), Мероприятие 2.5 перечня мероприятий заключается в предоставлении адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам и осуществляется в соответствии с Порядком предоставления адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам (Приложение № 4 к Подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности») (далее по тексту - Порядок)

Согласно пункту 3 Порядка предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд осуществляется в размере фактической стоимости проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, но не более 12000 рублей, а заявителям, совершившим поездки в населенные пункты Российской Федерации, в которые (из которых) невозможно доехать (выехать) иным видом транспорта, кроме воздушного или водного, адресная материальная помощь на компенсацию расходов на проезд производится в размере фактической стоимости проезда, но не более 25000 рублей, при условии обращения заявителя, его законного представителя либо уполномоченного им на основании доверенности представителя (далее - представитель) не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем окончания поездки.

Таким образом, рассматривая исковые требования ЗАА о его праве на льготы, предусмотренные ст.16 ФЗ № 1761-1, суд приходит в необходимости отказать истцу в удовлетворении данных исковых требований, поскольку считает, что в связи с изменением законодательства его право на получение возмещения расходов за все проезды на транспорте было утрачено, но предоставлено право на получение адресной помощи за проезд один раз в год и в сумме, не превышающей 12000 руб. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что доводы ЗАА несостоятельны о применении норм законодательства, действовавшего на момент возникновения у него права на компенсацию расходов на проезд, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Учитывая, что с заявлениями о компенсации расходов на проезд ЗАА обращался в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» в 2021 г., то подлежит применению законодательство, действующее на дату его обращения.

В связи с чем, КГКУ «УСЗН» были правильно приняты решения по заявлениям ЗАА в соответствии с действующим законодательством, полностью соответствуют положениям нормативных актов Российской Федерации и Красноярского края.

Доказательств причинения морального вреда действиями ответчика, связанных с отказом истцу полного возмещения расходов за проезд, ЗАА, суду не представлено.

В связи с чем, требования истца о признании за ним права на льготы, взыскании материального ущерба и морального вреда, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ЗАА к Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты» г.Ачинска», Краевому государственному казенному учреждение «Управление социальной защиты» о признании права на льготы, взыскании ущерба и компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.Б. Лучина

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.