ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-310/10 от 24.06.2010 Таловского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-310/2010г.

Строка 59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

г.п. Таловая 24 июня 2010 года

Таловский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего - судьи Лесных А.В.,

при секретаре Коломийцевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Шахламазова А.О.,

представителя Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района - Романченко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Положения о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района противоречащим закону в части,

установил:

Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения от 14.04.2006 года № 7 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района. Данное Положение представительного органа местного самоуправления содержит коррупциогенный фактор в части определения полномочий контрольно-счетной комиссии на осуществление финансового контроля, противоречащий требованиям действующего законодательства. Пунктом 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ представительному органу местного самоуправления предоставлено право создания органа муниципального финансового контроля и определения круга полномочий созданного контролирующего органа в сфере осуществления контроля за исполнением местного бюджета и подготовки заключения, на годовой отчет об исполнении соответствующего бюджета, проведения экспертизы проекта указанного бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов. В соответствии с данной статьей Бюджетного кодекса РФ представительным органом Хорольского сельского поселения создан орган финансового контроля - контрольно-счетная комиссия Хорольского сельского поселения и определен круг полномочий этого органа, закрепленных в названном положении. Согласно п.4.1 положения контрольные полномочия контрольно-счетной комиссии распространяются на все органы представительной и исполнительной власти Хорольского сельского поселения, предприятия, учреждения, расположенные на территории поселения, вне зависимости от форм собственности, если они получают, используют, перераспределяют и перечисляют средства муниципального бюджета, а так же используют муниципальную собственность, имеют предоставленные налоговые льготы и преимущества. Однако, контрольные и финансовые органы муниципальных образований в соответствии со ст. 270 Бюджетного кодекса РФ имеют право на осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а так же за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств, то есть законом установлены пределы осуществления финансового контроля названными органами.

Сравнительный анализ п.4.1 Положения с федеральными нормами показывает, что при принятии данного пункта представительным органом местного самоуправления неправомерно расширен круг полномочий органа финансового контроля - контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения, в частности осуществления контрольных функций в отношении любых предприятий, организаций и учреждений не зависимо от форм их собственности, которые в своей деятельности используют средства бюджета муниципального образования. В соответствии с пп. «б» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, является коррупциогенным фактором. Учитывая, что п.4.1 Положения противоречит требованиям действующего законодательства и содержит коррупциогенный фактор, а так же представляет членам контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения необоснованно широкие полномочия, что возможно приведет к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов государственной и частной форм собственности, просил признать Положение недействительным в части, а именно п.4.1 как противоречащий Бюджетному кодексу РФ и содержащий коррупциогенный фактор.

В судебном заседании помощник прокурора Шахламазов А.О. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, заявленные требования поддержал, просил суд признать п.4.1 Положения о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района от 14.04.2006 года № 7, недействительным, как противоречащий Бюджетному кодексу РФ и содержащий коррупциогенный фактор.

Представитель Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области глава Хорольского сельского поселения Романченко В.Н. не возражал против заявленных требований, суду пояснил, что на ближайшей сессии Совета народных депутатов будет решаться вопрос о внесении изменений в Положение о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Частями 2 и 3 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право создания органов государственного контроля и определения круга полномочий созданного контролирующего органа в сфере осуществления предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Пределы же осуществления финансового контроля названными органами определены статьей 270 Бюджетного кодекса РФ.

На основании ст. 270 Бюджетного кодекса РФ контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г. предусмотрена принципиальная возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления, осуществляющего контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Система муниципального финансового контроля должна соответствовать требованиям действующего законодательства и государственной финансовой политике.

Согласно пункта 4.1 Положения о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района от 14.04.2006 года № 7, контрольные полномочия контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения распространяются на все органы представительной и исполнительной власти Хорольского сельского поселения, предприятия, учреждения, расположенные на территории поселения, вне зависимости от форм собственности, если они получают, используют, перераспределяют и перечисляют средства муниципального бюджета, а так же используют муниципальную собственность, имеют предоставленные налоговые льготы и преимущества.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит пункт 4.1 Положения о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района от 14.04.2006 года № 7 противоречащим с 14.04.2006 года статье 270 Бюджетного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать пункт 4.1 Положения о контрольно-счетной комиссии Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области от 14.04.2006 года № 7 противоречащими статье 270 Бюджетного кодекса РФ и недействующими с 14.04.2006 года.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.В. Лесных