ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-310/11 от 12.12.2011 Исаклинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре судебного заседания Яшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию представителей муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по образованию Контрольно-счетного органа муниципального образования в соответствии с требованием Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой района при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о бюджете и противодействии коррупции установлено, что Решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области от 17.05.2010 г. № 369 утверждено «Положение о контрольно-ревизионном отделе аппарата Собрания представителей муниципального района Исаклинский» (далее -Положение).

Согласно ч. 1, ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российском Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-сметных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа. Штатная численность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Согласно ст. 9 Федерального закона, от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно абз. 2 ст. 31 БК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно обеспечивает сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Согласно ст. 34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно ч.ч.2, 3, 4, 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции в Российской Федерации одними из основных принципов противодействия коррупции являются: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии с п. "а", ч. 3 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, коррупционным фактором является: широта дискреционных полномочий.

В нарушение указанных требований Положение не содержит норм регулирующих вопросы: состава и структуры контрольно-счетного органа; порядка назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; требований к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; полномочий контрольно-счетных органов, а сам Контрольно-счетный орган муниципального образования не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, отсутствие Контрольно-счетного органа соответствующего требованиям законодательства противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области местного самоуправления и противодействия коррупции в РФ, создает правовую неопределенность в вопросах контроля за расходованием бюджетных средств, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального района на эффективное использование муниципального имущества в интересах муниципального образования и жителей муниципалитета.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд обязать Собрание представителей муниципального района Исаклинский Самарской области устранитьвыявленные нарушения и образовать Контрольно-счетный орган муниципальногообразования в соответствии с требованием Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, и просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика, ведущий специалист-юрисконсульт Собрания представителей муниципального района Исаклинский ФИО2, по доверенности от 08 декабря 2011 года № 94 в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, представила суду отзыв на исковое заявление прокурора и пояснила, что в настоящее время в штате Собрания представителей имеется и укомплектована должность аудитора-ревизора, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. В связи, с чем полагает, что следует отказать прокурору Исаклинского района в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский от 17 мая 2010 года № 369 утверждено «Положение о контрольно-ревизионном отделе аппарата Собрания представителей муниципального района Исаклинский».

В соответствии с ч.2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы осуществляют финансовый контроль, в том числе путем создания собственных контрольных органов.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российском Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Согласно ст. 31 БК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно обеспечивает сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Согласно ч.ч.2, 3, 4, 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции в Российской Федерации одними из основных принципов противодействия коррупции являются: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В нарушение указанных требований Положение утвержденное решением Собрания представителей муниципального района Исаклинский Самарской области от 17 мая 2010 года № 369 не содержит норм регулирующих вопросы: состава и структуры контрольно-счетного органа; порядка назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; требований к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; полномочий контрольно-счетных органов, а сам Контрольно-счетный орган муниципального образования не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, суд приходит к мнению о правомерности доводов истца о том, что отсутствие Контрольно-счетного органа соответствующего требованиям законодательства противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области местного самоуправления и противодействия коррупции в РФ, создает правовую неопределенность в вопросах контроля за расходованием бюджетных средств, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального района на эффективное использование муниципального имущества в интересах муниципального образования и жителей муниципалитета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Исаклинского района Самарской области удовлетворить - обязать Собрание представителей муниципального района Исаклинский Самарской области образовать Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с требованием Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>