Дело №2-310/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
с. Б-Березники 22 июля 2015 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Анашкиной Н.А.,
при секретаре Коробовой Е.М.,
с участием помощника прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Шакурова Р.Р.,
Главы администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А.Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Имярекова В.С. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
установил:
И.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Большеберезниковского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований федерального законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в нарушении п. 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, вследствие бездействия администрации сельского поселения не исполняются полномочия и обязанности органа местного самоуправления, предусмотренные Федеральными Законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не осуществляется регулярное распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные факты являются основанием для обращения с заявлением о признании бездействия администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также влечет за собой не соблюдение интересов государства и достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора района Шакуров Р.Р. поддержал рассматриваемое заявление по основаниям, изложенным в нем, и просил удовлетворить. В судебное заседание представитель администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия – глава администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А.Т.М. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования признала в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит рассматриваемое заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Невыполнение администрацией Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права неопределенного круга лиц на эффективное решение вопросов местного значения, обеспечение качественными энергетическими услугами по доступным ценам. Наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, в частности, решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит уменьшить объем используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы.
В этой связи, и.о. прокурора района, обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий. В судебном заседании установлено, что администрация Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не исполняет возложенную на нее действующим законодательством обязанность по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом, в соответствии с Уставом Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района администрация Чернопромзинского сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган Чернопромзинского сельского поселения), наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя, прежде всего, из интересов самого населения.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В силу части второй статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2015) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Проанализировав вышеперечисленные нормативные акты, исследовав материалы дела, суд находит, что бездействие администрации Чернопромзинского сельского поселения, заключающееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации признается незаконным, на администрацию Чернопромзинского сельского поселения возлагается обязанность – распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 01.09.2015 года, а также в последующем регулярно обеспечивать распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление и.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, заключающееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязать администрацию Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 01.09.2015 года, а также в последующем регулярно обеспечивать распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
судья Большеберезниковского районного суда
Республики Мордовия Н.А.Анашкина
Дело №2-310/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
с. Б-Березники 22 июля 2015 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Анашкиной Н.А.,
при секретаре Коробовой Е.М.,
с участием помощника прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Шакурова Р.Р.,
Главы администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А.Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Имярекова В.С. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
установил:
И.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Большеберезниковского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований федерального законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в нарушении п. 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, вследствие бездействия администрации сельского поселения не исполняются полномочия и обязанности органа местного самоуправления, предусмотренные Федеральными Законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не осуществляется регулярное распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные факты являются основанием для обращения с заявлением о признании бездействия администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части не осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также влечет за собой не соблюдение интересов государства и достижение общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании помощник прокурора района Шакуров Р.Р. поддержал рассматриваемое заявление по основаниям, изложенным в нем, и просил удовлетворить. В судебное заседание представитель администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия – глава администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А.Т.М. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования признала в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит рассматриваемое заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Невыполнение администрацией Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности нарушает права неопределенного круга лиц на эффективное решение вопросов местного значения, обеспечение качественными энергетическими услугами по доступным ценам. Наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является критерием эффективности управления, в частности, решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Отсутствие указанной программы не позволит уменьшить объем используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является социально экономически значимой, что следует из обязательного содержания такой программы.
В этой связи, и.о. прокурора района, обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий. В судебном заседании установлено, что администрация Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не исполняет возложенную на нее действующим законодательством обязанность по разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При этом, в соответствии с Уставом Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района администрация Чернопромзинского сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган Чернопромзинского сельского поселения), наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму решения населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя, прежде всего, из интересов самого населения.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В силу части второй статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2015) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Проанализировав вышеперечисленные нормативные акты, исследовав материалы дела, суд находит, что бездействие администрации Чернопромзинского сельского поселения, заключающееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации признается незаконным, на администрацию Чернопромзинского сельского поселения возлагается обязанность – распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 01.09.2015 года, а также в последующем регулярно обеспечивать распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление и.о. прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, заключающееся в не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в части не распространения на регулярной основе социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязать администрацию Чернопромзинского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 01.09.2015 года, а также в последующем регулярно обеспечивать распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
судья Большеберезниковского районного суда
Республики Мордовия Н.А.Анашкина
1версия для печатиДело № 2-310/2015 ~ М-300/2015 (Решение)