РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2020 г. с.Еланцы
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мардаевой Г.С.,
в присутствии истца ФИО1, помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О., представителей ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия 3 года и ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-32/2020 по иску прокурора Ольхонского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района в защиту интересов ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к администрации Ольхонского районного муниципального образования (далее - ОРМО) о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-рл о прекращении трудового договора с ФИО1 по п.2 ст.27.1 Федерального закона от 02э03.20107 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; восстановлении ФИО1 в ранее занимаемой должности – главный специалист по работе административной комиссии комитета по развитию территории, ЖКХ, транспорту; взыскании в пользу ФИО1 заработной платы за время вынужденного прогула в размере 135718,40 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования просила удовлетворить. Пояснила, что ранее не указала в 2016 и 2017 года сведения о своем имуществе по невнимательности.
Помощник прокурора Егорашев А.О. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении иска просили отказать в полном объеме. Поддержали доводы. изложенные в письменных возражениях.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 №25-ФЗ установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, а также требования к служебному поведению муниципального служащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 №25-ФЗ (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
Обсуждая вопрос о применении норм трудового права и норм права, регулирующих порядок прохождения и прекращения муниципальной службы к правоотношениям, связанным с прохождением муниципальной службы, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона №25-ФЗ предусмотрено, что предметом регулирования указанного выше Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Из положений частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ следует, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, к правоотношениям, регулирующим порядок прохождения и прекращения муниципальной службы, нормы трудового права Российской Федерации, закрепленные в Трудовом кодексе Российской Федерации, применяются с учетом особенностей регулирования этих правоотношений Федеральным законом № 25-ФЗ.
В силу пункта 7.1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
Такая же обязанность для муниципальных служащих закреплена в ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ. При этом установлено, что указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13(1) Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз (ред. от 08.10.2019) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, представляют в порядке, сроки и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими области.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Аналогичные последствия в случае непредоставления работодателю перечисленных сведений предусмотрены в отношении муниципального служащего пунктом 7.1 ст. 81 ТК РФ, частью 5 ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона №25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ принята в администрацию Ольхонского районного муниципального образования на должность главного специалиста по организационному обеспечению организационного отдела.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность главного специалиста – ответственного секретаря административной комиссии.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№а-р указанная должность переименована на главный специалист по работе административной комиссии комитета по развитию территории, ЖКХ, транспорту.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена с занимаемой должности в связи с утратой доверия, по пункту 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-рл. Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих от ДД.ММ.ГГГГ.
Из служебной записки главного специалиста управления обеспечения деятельности и контроля аппарата администрации ОРМО ФИО6 мэру ОРМО ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведенного анализа представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 выявлено, что в сведениях за отчетный период 2018 года ФИО1 отражены земельные участки по адресу: 1) <адрес>;
3) <адрес> При этом в сведениях за отчетный период 2017 вышеуказанные земельные участки не указаны. Также в сведениях за отчетный период 2018 года по отраженному объекту недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес> указана площадь 56,1 кв.м. При этом в сведениях за отчетный период 2017 года по вышеуказанному адресу указана площадь 108,0 кв.м.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р назначено проведене проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального служащего главного специалиста по работе административной комиссии Комитета по развитию территории, ЖКХ и транспорта администрации ОРМО ФИО1
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым пункт 1 дополнен словами «за период 2016, 2017, 2018 годы».
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р проверка продлена в срок на 90 календарных дней.
Управлением обеспечения деятельности и контроля аппарата администрации ОРМО направлено обращение Губернатору Иркутской области о необходимости направления запроса в кредитные организации о счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав.
Из служебной записки руководителя аппарата администрации ОРМО ФИО8 к мэру ОРМО ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального служащего главного специалиста по работе административной комиссии Комитета по развитию территории, ЖКХ и транспорта администрации ОРМО ФИО1 выявлено, что в сведениях за отчетный период 2018 года ФИО1 отражены 4 земельных участка, при этом в сведениях за отчетный период 2017 вышеуказанные земельные участки не указаны. Также в сведениях за отчетный период 2018 года по отраженному объекту недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес> указана площадь 56,1 кв.м. При этом в сведениях за отчетный период 2017 года по вышеуказанному адрес указана площадь 108,0 кв.м. В выписке из ЕГРН на имевшиеся у истца объекты недвижимости отражены все объекты недвижимости, в том числе, которые ФИО1 забыла указать. ФИО1 предложено предоставить материалы проверки в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
От ФИО1 затребованы письменные пояснения, из которых следует следующее.
Из пояснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «по земельным участкам: в 2017 году не указала земельные участки в сведениях в виду того, что поджимали сроки для сдачи справки, поэтому упустила внести данные земельные участки в сведения. По площади недвижимого имущества: ошибочно указала площадь 108,0 кв.м, фактически площадь 56,1 кв.м».
Из пояснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «земельный участок с кадастровым №, площадью 7039 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> 14.06.2016».
Из пояснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год упустила внести земельные участки. В разделе «Сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях» мной не были отражены сведения в связи с тем, что у меня не было информации по заполнению этого раздела, но мною были приложены к справкам о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 и 2017 годы формы 2-НДФЛ».
Согласно ст. 27.1 Федерального закона №25-ФЗ, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст.ст.14.1 и 15 настоящего Федерального закона. Взыскания, предусмотренные ст.ст.14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
Согласно ст.15 Федерального закона №25-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст.15 Федерального закона №25-ФЗ непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с п.п. 1.2, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273 "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие (занимающие) должности, в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона №25-ФЗ муниципальный служащий обязан: представлять в порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 2 Указа Президента РФ от 23.06.2014 №460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.
В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2015 г. №18-2/10/П-7073 были разработаны Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленные в рамках реализации подпункта "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и во исполнение подпункта "б" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30 октября 2013 г. №Пр-2689.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентировано, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 27.1 Федерального закона №25-ФЗ установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ОРМО и урегулированию конфликта интересов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на повестке дня решался вопрос по принятию решения комиссии по результатам проверки в отношении муниципального служащего ФИО1
В результате данной проверки за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что за отчетный период 2018 года ФИО1 отражены 4 земельных участка: 1) <адрес> При этом в сведениях за отчетный период 2017 вышеуказанные земельные участки не указаны.
Также в сведениях за отчетный период 2018 года по отраженному объекту недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес> указана площадь 56,1 кв.м. При этом в сведениях за отчетный период 2017 года по вышеуказанному адрес указана площадь 108,0 кв.м.
Кроме вышеуказанных объектов недвижимости, в выписке из ЕГРП, дополнительно отражен земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> При этом, в сведениях за 2016-2017 годы вышеуказанный земельный участок не отражен.
В декларациях за 2016-2017 года не указаны разделы по сведениям о счетах в банках и иных кредитных организациях ФИО1
В ответе РО ГИБДД МО МВД России «Эхирит-Булугасткий» дополнительно отражен автомобиль марки Москвич 412, без госномера. ФИО1 данный автомобиль не отражен в сведениях.
Не отраженные в сведениях ФИО1 дополнительные данные были выявлены по информациям на основании запросов в ходе проверки.
На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пояснила, что автомобиль Москвич давно принадлежит другому человеку, налоги на эту машину не приходят.
По факту несоответствия по остаткам по кредитному договору ФИО1 пояснила, что цифры были ею округлены.
По итогам голосования: 1) о применении к муниципальному служащему ФИО1 мер юридической ответственности? Проголосовали «За» - единогласно. 2) Считаете ли Вы, что есть нарушение законодательства? Проголосовали «за» - единогласно. 3) Предлагаем меру юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия? Проголосовали «за» - 4 человека, «против» - человека.
Рекомендовано мэру ОРМО о применении к муниципальному служащему ФИО1 меру юридической ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Факт нарушения требований о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленного ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», истцом в судебном заседании не оспаривался, подтверждается материалами дела.
Согласно статье 13 Федерального закона №25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных Федеральным законом №25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Как отмечалось, в соответствии со статьей 15 Федерального закона №25-ФЗ граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 5 статьи 15 Федерального закона №25-ФЗ, непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона №25-ФЗ, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона №25-ФЗ.
Частью 1 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона №25-ФЗ. Данная норма является общим правилом и предусматривает перечень взысканий за совершение коррупционных правонарушений (несоблюдение любых ограничений и запретов, требований, установленных законодательством в сфере противодействия коррупции).
В части 2 указанной выше статьи устанавливается специальная мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 (нарушение запретов на муниципальной службе) и 15 (непредставление сведений о доходах) Федерального закона №25-ФЗ, - увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Доводы истца о нарушении сроков наложения взыскания суд находит необоснованными исходя из следующего.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 в этой части пояснил, что при решении вопроса о сроках наложения взыскания на муниципального служащего ФИО1 была получена консультация из управления по антикоррупционной деятельности при Правительстве Иркутской области.
Согласно Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусмотрев, что муниципальный служащий подлежит увольнению на основании части 2 статьи 27.1 в связи с утратой доверия, в части 6 этой же статьи закреплено правило, согласно которому взыскание применяется в порядке и в сроки, которые установлены названным Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Так, в Законе Иркутской области от 19.09.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» в части 2 статье 13(3), регламентировано, что взыскание, указанные в части 1 настоящей статьи, налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, совершенного муниципальным служащим, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Таким образом, применение срока взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение в течение одного месяца не противоречит Закону Иркутской области.
Доводы истца о несоблюдении ответчиком всесторонности исследования фактических обстоятельств дела при разрешении вопроса о применении к истцу взыскания следует признать несостоятельными, поскольку опровергаются протоколом заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчиком на заседании комиссии доложены результаты проверки соблюдения муниципальным служащим ФИО1 ограничений и запретов, исполнения ею обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», заслушаны выступления присутствующих, в том числе ФИО1
Обсуждая личность ФИО1 комиссией установлено, что с приходом истца административная комиссия активизировалась, что указывает об удовлетворительной работе истца; комиссией также установлено, что выявленные нарушения свидетельствуют об их неоднократности; истцом указывались не точные сведения, так например, при заполнении сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях, об обязательствах имущественного характера ФИО1 вносились округленные данные, без подтверждения сведений из банка, о чем ФИО1 указывала на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает во внимание, что ФИО1 в целом характеризуется ответчиком положительно, о чем свидетельствует характеристика на истца. Вместе с тем, предшествующее поведение ФИО1 в период декларационной кампании свидетельствует о неоднократном допущении аналогичного проступка. Кроме того, со стороны ФИО1 уточненная справка о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, не подавалась. В письменных объяснениях ФИО1 не дано конкретного ответа на заданные вопросы, в судебном заседании ФИО1 так же не дано четкого ответа о причинах представления неполных сведений.
Изложенная ФИО1 причина не указания 4 земельных участков в пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ, а именно о том, что поджимали сроки для сдачи справки, в пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она упустила внести земельные участки и высказанная на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ и в настоящем судебном заседании – забыла указать по невнимательности, свидетельствует, что неотражение вышеуказанного имущества возникло не вследствие ошибок и иных причин, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка, а по причинам, зависящим от самого служащего.
Изложенная ФИО1 в пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ причина неуказания в отчетном периоде за 2016 год земельного участка, площадью 7039 кв.м в связи с прекращением права собственности ДД.ММ.ГГГГ не снимает с истца обязанности указать данное имущество в последующем, поскольку земельный участок, площадью 7039 кв.м ДД.ММ.ГГГГ был размежёван на 2 земельных участка, с площадью 2000 кв.м и 5039 кв.м, поставлен в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет и оформлено право собственности ФИО1
ФИО1 в пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ указана причина не отражения сведений о наличии счетов в банках и иных кредитных организациях, а именно что не было информации по заполнению этого раздела, но была приложена справка 2-НДФЛ. Однако приложенная справка 2-НДФЛ не подтверждает наличие открытых на имя истца счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, об обязательствах имущественного характера.
Таким образом, предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей указывают на неоднократность коррупционных правонарушений, допущенных ФИО1
Представители ответчиков в судебном заседании обращали внимание суда на тот факт, что ФИО1 имеет несколько действующих счетов и вкладов в различных банках, открытых с 2005 года, по которым осуществлялось движение денежных средств, ряд из которых подлежали декларированию в соответствующие отчетные периоды. Суд соглашается с возражениями ответчика в этой части, поскольку, что муниципальный служащий поступая на службу должен достоверно знать о своем имуществе, счетах, обязательствах имущественного характера, и представлять достоверные и полные сведения согласно основным обязанностям муниципального служащего.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением муниципальных служащих в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).
Правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой муниципальной службы, поступая на которую, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей.
Давая системный анализ указанных норм права, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд учитывает, что предоставление сведений о себе и членов своей семьи для муниципального служащего является одной из непреложных обязанностей, не исполнение которой, исходя из характера совершенного проступка, его тяжести, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующих результатов исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, соблюдения муниципальным служащим других ограничений и запретов, влечет, в том числе увольнение служащего с муниципальной службы.
При наложении взыскания ответчиком учтены тяжесть совершенного правонарушения, которое является одним из коррупционных правонарушений, предшествующее поведение муниципального служащего, обстоятельства при которых оно было совершено.
Нарушений порядка и срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком не допущено.
Неточность в представленных сведениях возникли по причинам, зависящим от самого служащего ФИО1 Истцом в установленный законодательством срок не были представлены уточненные и достоверные сведения. До начала проверки служащим ФИО1 не была сообщена либо добровольно предоставлена соответствующая информация, при этом ФИО1 не обращалась по месту службы с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
По указанным основаниям, суд соглашается с применением работодателем крайней меры дисциплинарной ответственности, несмотря на то, что у истца отсутствуют ранее наложенные дисциплинарные взыскания, ФИО1 положительно характеризуется, поскольку несоблюдение муниципальным служащим определенных запретов и обязанностей влечет за собой последствия, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ольхонского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Афанасьева