РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2011 года п. Краснокаменск
Курагинский районный суд в составе судьи Горбовой А.М.,
с участием прокурора Варыгина Р.Н. при секретаре Фистиной Н.А., Курагинский районный суд в составе судьи Горбовой А. М. при секретаре Фистиной Н. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310-2011 по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации п.Краснокаменск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в 1500 метрах южнее поселка Краснокаменск, в карьере Восточный, площадью 8500 квадратных метров,
установил:
прокурор Курагинского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации п.Краснокаменск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в 1500 метрах южнее поселка Краснокаменск, в карьере Восточный, площадью 8500 квадратных метров.
В исковом заявлении указано, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.22 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами, иными нормативно-правовыми актами РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. В соответствии со ст.8 ФЗ РФ №89 от 24 июня 1998 года и ст.14 ФЗ № 131 от6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Наличие несанкционированных свалок является нарушением п.2 ст.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 30 марта 1999 года (содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам). Содержание территории п.Краснокаменск не отвечает требованиям санитарных правил, в соответствии с которыми твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки, поля компостирования), (п. 3.2 СП №4690-88).
Прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснив, что организация вывоза отходов на территории населенного пункта поселок Краснокаменск производится с нарушением санитарных норм, на несанкционированную свалку. Фактически не только карьер Восточный, но и вся прилегающая к нему территория, площадью 8500 квадратных метров, завалены мусором и бытовыми отходами, все это находится в полутора километрах от населенного пункта. Организация свалки для утилизации мусора находится в компетенции района. По судебному решению на Курагинский район возложена обязанность организовать утилизацию мусора в районе. Во исполнение этого решения Администрация Курагинского района до того времени, когда будут оборудованы усовершенствованные свалки, отвечающие современным требованиям, организовала вывоз мусора и твердых бытовых отходов в г.Минусинск, заключен соответствующий договор, согласно которому все поселения района обязаны вывозить мусор и твердые бытовые отходы в Минусинск. Акт выбора и обследования земельного участка под строительство свалки от 2002 года и проект расположения свалки, на которые ссылается представитель ответчика, не являются достаточными основаниями для складирования мусора в карьере и вокруг карьера «Восточный». Необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию усовершенствованной свалки или полигона, все это относится к компетенции района, но не муниципального образования.
Представитель ответчика, Администрации п.Краснокаменск ФИО1 исковые требования прокурора не признала, пояснив, что в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов, но не деятельность по обращению с отходами. Организация утилизации и переработки отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Органом местного самоуправления района, на который возлагается обязанность по утилизации и переработке отходов, не организована деятельность по утилизации и переработке отходов, не проведены необходимые мероприятия по строительству свалки на отведенном земельном участке в карьере «Восточный». Ими организован сбор и вывоз мусора на отведенный для этих целей земельный участок. То обстоятельство, что отведенный под свалку мусора земельный участок не соответствует предъявляемы требованиям, необходимо отнести к бездействию Администрации района, их вины в этом нет, поскольку организация утилизации мусора отнесена к компетенции района. В подтверждение доводов представлена документация: проект расположения свалки твердых бытовых отходов и акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 16 мая 2002 года, подписанный руководителями районных служб. Вывоз мусора в Минусинск повлечет такие затраты, с которыми население не согласится и будет вывозить мусор самостоятельно в неотведенные места.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему. В
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.22 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами, иными нормативно-правовыми актами РФ, соблюдение которых является обязательным для всех. В соответствии со ст.8 ФЗ РФ №89 от 24 июня 1998 года и ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 30 марта 1999 года, п.п. 3.3, 3.4 СанПин 42-128-4690-88 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест от 5 августа 1988 года №4690-88, ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89 от 24 июня 1998 года создание объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы; отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать определенным требованиям. В соответствии с ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы утилизации и переработки бытовых отходов отнесены к ведению района. Представителем ответчика не оспаривался факт организации вывоза бытовых отходов с территории п.Краснокаменск в карьер «Восточный» в полутора километрах от населенного пункта.
Таким образом, организация вывоза бытовых отходов осуществляется с нарушением действующего законодательства, в неотведенное для этой цели место, то есть на несанкционированную свалку. Доводы о наличии акта выбора и обследования земельного участка под строительство и проекта расположения свалки твердых бытовых отходов на отработанном отвале №3 карьера «Восточный-1» не могут быть приняты, поскольку вышеуказанные документы являются первичными документами при отводе земельного участка для строительства свалки или полигона. Фактически строительство свалки не осуществлялось, акта ввода в эксплуатацию не имеется. Вопросы строительства свалки или полигона отнесены к компетенции района. Доводы о невозможности вывоза мусора в Минусинск по причине больших затрат, не могут являться основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку обязанность по организации вывоза бытовых отходов возложена на ответчика законом. По смыслу закона организация вывоза бытовых отходов должна осуществляться в специально отведенные места, полигоны (усовершенствованные свалки, поля компостирования).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Курагинского района к Администрации п.Краснокаменск в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Администрацию п.Краснокаменск ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, площадью 8500 квадратных метров, расположенную в 1500 метрах южнее п.Краснокаменск в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в вышестоящий суд через суд, вынесший решение.
СУДЬЯ: