ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-310/2016 от 10.10.2016 Новошешминского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-310/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Новошешминск

10 октября 2016 года - резолютивная часть

11 октября 2016 года - мотивированное решение

Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Закирова Р.Х., при секретаре судебного заседания Астраханцевой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес> Республики Татарстан» о приостановлении деятельности образовательного учреждения до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новошешминского района Республики Татарстан обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа») о приостановлении деятельности до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, указав в качестве третьего лица Исполнительный комитет Новошешминского муниципального района РТ, и приведя в обоснование своих доводов следующие обстоятельства:

МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» осуществляет свою деятельность на основании Устава при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности, допустив грубое нарушение требований ФЗ «Об образовании».

Указанное нарушение носит длящийся характер, так как ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении данной школы, которую Новошешминский районный суд РТ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признал виновной и подверг наказанию в виде предупреждения.

Однако образовательное учреждение до настоящего времени соответствующей лицензии не получило, отсутствуют также акт ввода здания школы в эксплуатацию, заключения отдела по Надзорной деятельности по Новошешминскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, ТО Управления Роспотребнадзора РТ.

Данная школа является единственным общеобразовательным учреждением в <адрес> Республики Татарстан по реализации общеобразовательных программ среднего образования. В силу статьи 27 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры должны обеспечить защиту прав, свобод несовершеннолетних, при выявлении нарушения их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Татарстан Гарифуллин Р.Р. поддержал заявление по существу изложенных обстоятельств.

В судебном заседании директор МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ» – ФИО1 пояснила, что в <адрес> старое здание школы располагалось по <адрес>, и лицензия на осуществление учебной деятельности имелась со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года. По результатам проведенной экспертизы здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки было признано аварийным, не пригодным для проведения в нем учебных занятий, и с завершением постройки в селе нового здания школы они вынуждены были начать учебный процесс ДД.ММ.ГГГГ без наличия лицензии. Новое здание получило адрес: <адрес>, необходимо было поменять имеющуюся лицензию, но школу открыли в торжественной обстановке с участием председателя Госсовета Республики Татарстан М, а правоустанавливающих документов на здание в полном объеме для подачи переоформления не имелось. Из-за того, что в подвале появилась вода, у них не приняли здание, что препятствовало в дальнейшем для получения лицензии. Они предпринимают весь комплекс зависящих от них мер, получили свидетельства о государственной регистрации и внесении в ЕГРЮЛ, постановке на налоговый учет о государственной регистрации права, устав школы, технический паспорт на здание, кадастровый паспорт земельного участка и здания, право собственности на здание, окончили дренажные работы, акт проверки лабораторных исследований, протокол радиационного обследования, ДД.ММ.ГГГГ им одобрен официально ввод здания в эксплуатацию и осталось получить данный документ, после чего останется оформить в срочном порядке лицензию и все согласовательные меры для этого проведены. Вода в подвале опасности ранее для учебного процесса не представляла, сейчас ее нет, и наоборот приостановление деятельности школы создаст опасность для учащихся, т.к. необходимость продолжения их образования останется, а в <адрес> даже такси не ходят, т.к. с дороги в прошлом году сняли асфальтовое покрытие, пытались его обратно уложить, но оно провалилось и в условиях бездорожья обеспечить перевозку всех учеников за км. в <адрес> необходимого количества автобусов не имеется, также как и свободных помещений в других школах.

Представитель Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ – ФИО2 суду пояснил, что в настоящее время грунтовых вод в подвале <адрес> средней общеобразовательной школы нет, опасность для учеников отсутствует, как и ранее ее не было. Обеспечение же продолжения их образования в случае приостановления деятельности школы могло представлять опасность из-за бездорожья, необходимости совершать многочисленные автобусные перевозки и фактически было не исполнимо.

Представитель третьего лица - ООО Ш» ФИО3 суду пояснил, что дренажные работы в школе завершены и выдано в <адрес> заключение об окончании строительства, с получением документа директором школы на руки отпадут препятствия для получения лицензии.

Свидетели Х, Г суду показали, что участвовали в комиссии при приемке здания школы в эксплуатацию и опасности для учащихся в связи с имеющейся водой в подвале не выявили.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Основным документом, регулирующим деятельность «<адрес> средней общеобразовательной школы» является ее Устав, утвержденный постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, из которого следует, что предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного общего образования в интересах человека.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Исполнительный комитет Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, функции учредителя выполняет муниципальное учреждение «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан».

В соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗ РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10 июля 1992 года право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Наряду с этим, вышеизложенные обстоятельства не освобождают от обязанности МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа» обеспечить доступ гражданам РФ на получение общедоступного и бесплатного образования.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Лицензирование представляет собой разновидность установленного законом ограничения прав и свобод граждан, в частности, предусмотренного ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации права каждого на свободное использование своих способностей и принадлежащего ему имущества для связанной с извлечением прибыли и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) определяется Законом. Требование о лицензировании образовательной деятельности установлено п. 6 вышеназванной статьи, а также п. 3 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Судом было установлено, что в нарушение приведенных норм ответчик осуществляет образовательную деятельность, не имея необходимой лицензии на такую деятельность.Фактическое осуществление ответчиком образовательной деятельности не оспаривается директором школы.

Также школа эксплуатируется в нарушение ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, предписывающей эксплуатацию объекта завершенного строительства только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то есть, документа, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации, до настоящего времени объект капитального строительства данной школы считался в эксплуатацию не сданным, т.к. документ, подтверждающий его приемку, отсутствует. Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, приостановить соответствующую деятельность до устранения причин создания опасности.Суд может отказать в приостановлении деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.

В части 1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным актом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

В Законе «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В ст.1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

В иске прокурора Новошешминского района ставится вопрос приостановлении деятельности учебного заведения на основании отсутствия лицензии на образовательную деятельность без учета обстоятельств, в связи с которыми данная лицензия отсутствует, и без предложения механизма реального обеспечения учеников данной школы права на получение гарантированного Конституцией РФ образования.

В соответствии со статьей 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в подтверждение своей позиции.

Из иска прокурора и представленных им в судебном заседании доказательств не следует, что деятельность ответчика без лицензии создает опасность причинения вреда в будущем для учеников данной школы и не определенного круга лиц.

Представители надзорных органов, входящих в комиссию по приемке здания школы в эксплуатацию, отрицали опасность имевшейся в подвале школы воды для учебного процесса в целом, а также здоровья и жизни учащихся.

Как следует из извещения от ДД.ММ.ГГГГ об окончании строительства, представленного представителем ответчика ФИО1, строительство, реконструкция объекта капитального строительства, устранение всех нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, оформление документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, а также применением строительных материалов, - фактически окончено.

Согласно дополнительного соглашения к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, за муниципальным учреждением за номером от ДД.ММ.ГГГГ, за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя образовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Новошешминский муниципальный район, <адрес>, зарегистрирована школа на мест, за правообладателем Исполнительным комитетом Новошешминского муниципального района РТ в собственности за номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Новошешминский муниципальный район, <адрес>,зарегистрировано нежилое помещение школа на мест, с кадастровым номером

Требования прокурора по своему содержанию основываются на отсутствии лицензии у ответчика, что не соответствует требованиям статьи 1065 ГК РФ и интересам учащихся.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Татарстан, поддерживающий иск, не представил доказательств возможности обеспечить продолжение образования для учащихся школы иным безопасным путем и не опроверг утверждения ответчика об отсутствия данной возможности путем доставки учеников в другую школу.

Таким образом, суд не находит достаточных оснований для принятия крайних мер и приостановления общеобразовательной деятельности МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» и создания препятствий для получения жителями <адрес> полноценного образования, считая, что вышеуказанная новая школа с учетом комплекса мер по устранению воды в подвале для образовательного процесса опасности не представляет.

При этом, прокуратура Новошешминского района РТ в интересах неопределенного круга лиц при реализации требований статьи 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при защите прав свобод и интересов несовершеннолетних наделана полномочия привлечь виновных к допуску МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» к образовательной деятельности без лицензии к административной ответственности для ускорения процесса получения данной лицензии.

В соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное в совокупности и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа Новошешминского района Республики Татарстан» о приостановлении деятельности образовательного учреждения до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение вступило в законную силу: «____» ____________ 2016 года.