Дело № 2-310/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
с участием представителя истца Казановой Ю.В.,
представителя ответчика Бакушиной Д.Ю.,
при секретаре Сычуговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности, указывая на то, что прокуратурой установлено, что на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края имеется десять автомобильных дорог, зарегистрированных более года назад в качестве бесхозяйных: подъезд к СНТ КЭТУС «Сортировочная», протяженностью ,0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ АО «АСЗ» (сад №), протяженностью 0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Энергетик», протяженностью 0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Сокол», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Партизанские дачи», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Ленинского РОВД», протяженностью 0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Галичный ОАО Амурлитмаш», протяженностью ,0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Галичный - км Машзавод», протяженностью ,0 м, кадастровый №; подъезд к аэропорту , протяженностью 0 м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Коллективные сады № «Березовка» ОАО «Спецстроймеханизация 2», протяженностью м, кадастровый №. До настоящего времени право муниципальной собственности за муниципальным образованием на автомобильные дороги не зарегистрировано, что не в полной мере служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования, не обеспечивает выполнение требований законодательства о местном самоуправлении в части управления собственностью, исполнения полномочий, влечет за собой невозможность планирования расходов бюджета муниципального образования и проведения контроля расходования бюджетных средств, выделенных на содержание муниципальной собственности, так как отсутствие оформленного права собственности затрудняет процедуру расходования бюджетных средств, что в свою очередь может привести к ненадлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также потенциальную возможность повреждения имущества, оспаривания прав на указанное имущество. Все подъездные дороги пролегают за территориями садоводческих некоммерческих товариществ и аэропорта (фактически соединяя дорожную сеть и территорию различных населенных пунктов, в т.ч. товариществ), в связи с чем, не могут быть отнесены к общей собственности членов садоводческих некоммерческих товариществ. Дороги используется не только членами товариществ, пользователями услуг аэропорта, но и жителями иных населенных пунктов, сотрудниками экстренных служб, в связи с чем являются дорогами общего пользования. Просит признать право муниципальной собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края на указанные выше автомобильные дороги.
В судебном заседании помощник прокурора Казанова Ю.В. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского Бакушина Д.Ю., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и пояснила, что поскольку исходя из положений Закона Хабаровского края от 26.12.2012 № 257 «О перечне муниципальных районов Хабаровского края, в состав которых входят межселенные территории, и перечне населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, входящих в состав муниципальных районов Хабаровского края» Комсомольский муниципальный район межселенной территории не имеет, постольку оснований признавать право собственности на указанные в иске автомобильные дороги не имеется. Кроме того, часть дорог ведет к заброшенным СНТ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных указанным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 3, частей 1 -3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
По смыслу приведенных положений автомобильная дорога общего пользования местного значения - это автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам.
Из положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ следует, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения (городского и сельского поселений либо муниципального района). Такое отнесение осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из остальных трех групп, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления (органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно сведениям, содержащим в Едином государственном реестре недвижимости, с августа 2020 года в качестве бесхозяйных приняты на учет следующие объекты недвижимости: сооружения - автомобильные дороги: подъезд к СНТ КЭТУС «Сортировочная», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ АО «АСЗ» (сад №), протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Энергетик», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Сокол», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Партизанские дачи», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Ленинского РОВД», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Галичный ОАО «Амурлитмаш», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Галичный - км Машзавод», протяженностью м, кадастровый №; подъезд к аэропорту , протяженностью м, кадастровый №; подъезд к СНТ «Коллективные сады № «Березка» ОАО «Спецстроймеханизация-2», протяженностью м, кадастровый №.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 № 100-пр «О Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» указанные автомобильные дороги не отнесены к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» указанные дороги не отнесены к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
По сообщению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 19 мая 2022 года в ходе проведения выездных проверок, а также на основании поступивших обращений граждан, выявлено и зарегистрировано в ЕГРН как бесхозяйные десять автомобильных дорог общей протяженностью метров. Администрацией муниципального района подготовлены документы для предъявления исковых заявлений о признании права муниципальной собственности в отношении 10 бесхозяйных объектов.Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете на дорожную деятельность в 2022 году, составил тыс. рублей, в том числе объем бюджетных средств, передаваемых из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений муниципального района на осуществление дорожной деятельности в 2022 году, запланирован в размере тыс. рублей.Из вышестоящих бюджетов средства не предусмотрены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края в нарушение вышеприведенных положений Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по истечении года со дня постановки спорных объектов недвижимости на государственный учет в качестве бесхозяйных не решает вопрос о принятии этого имущества в муниципальную собственность, собственник указанного недвижимого имущества не выявлен, а годичный срок, установленный законом для обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, истек, что не в полной мере служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования, не обеспечивает выполнение требований законодательства о местном самоуправлении в части управления собственностью, исполнения полномочий, влечет за собой невозможность планирования расходов бюджета муниципального образования и проведения контроля расходования бюджетных средств, выделенных на содержание муниципальной собственности, так как отсутствие оформленного права собственности затрудняет процедуру расходования бюджетных средств, что в свою очередь может привести к ненадлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также потенциальную возможность повреждения имущества, оспаривания прав на указанное имущество.
При этом доводы ответчика о том, что поскольку в Перечне муниципальных районов Хабаровского края, в состав которых входят межселенные территории, утвержденном Законом Хабаровского края от 26.12.2012 № 257 Комсомольский муниципальный район межселенной территории не имеет, что делает невозможным принятие в собственность района указанные в иске бесхозяйные объекты недвижимости, судом отклоняются, поскольку, исходя из описания границ Комсомольского муниципального района Хабаровского края, содержащегося в Законе Хабаровского края от 30.06.2004 № 196 «О наделении муниципального образования Комсомольского района статусом муниципального района и об установлении его границ», положений устава Комсомольского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Комсомольского муниципального района от 25.05.2005 № 46, в соответствии с которыми в состав территории муниципального района помимо территории сельских поселений также входит межселенные территории, объединенные общей территорией, положений статьи 2 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой межселенная территория - территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений, а границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов, наличия в муниципальной собственности автомобильных дорог, расположенных на межселенной территории, что подтверждается ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, полномочиям администрации района в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности распространяются и на автомобильные дороги местного значения, расположенные вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Согласно ч.1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности на автомобильные дороги обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц и Комсомольского муниципального района Хабаровского края к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании права муниципальной собственности удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края на автомобильные дороги:
- подъезд к СНТ КЭТУС «Сортировочная», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ АО «АСЗ» (сад №), протяженностью , кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Энергетик», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Сокол», протяженностью , кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Партизанские дачи», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Ленинского РОВД», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Галичный ОАО Амурлитмаш», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Галичный - 3 км Машзавод», протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к аэропорту , протяженностью м, кадастровый №;
- подъезд к СНТ «Коллективные сады № «Березовка» ОАО «Спецстроймеханизация 2», протяженностью м, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 5 июля 2022 года.
Председательствующий М.В.Пучкина