ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3110/12 от 16.11.2012 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2-3110/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

судьи Динекеевой Э.Р.

при секретаре Турумтаевой Р.В.

с участием истца Шпаде Г.В., представитель истца Шпаде А.В. - Шпаде Г.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя истца Шпаде Г.В. - Шпаде В.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфа РБ - Рудявко Ф.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа - Рудявко Ф.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Министерства молодежной политики и спорта РБ - Самигуллина М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Кабировой Э.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпаде А.В., Шпаде Г.В. к Администрации городского округа г.Уфа РБ, Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ о признании незаконными бездействия по не включению в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка и предоставлению списка государственному заказчику Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия по не предоставлению социальной выплаты при рождении второго ребенка, взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Шпаде А.В., Шпаде Г.В. обратились в суд с иском (с последующим уточнением исковых требований) к Администрации городского округа г.Уфа РБ, Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ о признании незаконными бездействия по не включению в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка и предоставлению списка государственному заказчику Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия по не предоставлению социальной выплаты при рождении второго ребенка, взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование иска указали, что 2002 году они стали участниками городском целевой программы «Жилье молодым уфимцам на <данные изъяты> (далее - программа), подав необходимые документы в Городской комитет по делам молодежи. После проверки комитетом представленных ими документов, их семья была признана нуждающейся и поставлена в очередь на улучшение жилищных условий в соответствии с Решением XXIII сессии XXIII созыва Уфимского городского совета РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

В декабре <данные изъяты> года подошла их очередь на улучшение жилищных условий, и ДД.ММ.ГГГГ в рамках программы с нами был заключен ипотечный кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение двухкомнатной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ в их семье родился второй ребенок.

Согласно Приложению к Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> годы (далее - Республиканская программа), утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ - их семья имеет право на получение социальной выплаты в размере <данные изъяты>. жилья, направляемую администрацией городского округа г. Уфа на погашение части задолженности по вышеуказанному ипотечному кредитному договору.

С целью получения социальной выплаты они обратились в Администрацию городского округа город Уфа РБ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО г. Уфа предложила им обратиться в администрацию района городского округа город Уфа РБ по месту жительства. При этом указав, что администрация района в 30-дневный срок с даты представления документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей).

Истцами были выполнены условия указанной Республиканской программы, представлены необходимые документы, и Администрация Октябрьского района город Уфа письмом от ДД.ММ.ГГГГ письменно подтвердила о включении истов в список молодых семей-претендентов для получения безвозмездной социальной выплаты на списание части стоимости приобретенной квартиры при рождении ребенка.

Согласно п. 3.1. Приложения к Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы («Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей)) - молодым семьям - участникам Подпрограммы, получившим социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, в случае рождения (усыновления) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или строительством индивидуального жилого дома, исчисленной в соответствии с настоящим Порядком на момент рождения ребенка.

Государственным заказчиком Республиканской программы является Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. Однако, после включения их семьи в список молодых семей-претендентов для получения безвозмездной социальной выплаты на списание части стоимости приобретенной квартиры при рождении ребенка (с сентября 2011 года по настоящее время), ответчики сведения об истцах в Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан не передали.

На письменные обращения истцов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации о включении их семьи в список молодых семей - получателей безвозмездной социальной выплаты на списание части стоимости приобретенной квартиры при рождении ребенка, и передачи данного списка в Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, ответчики в нарушение Федерального закона -фз «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменных ответов не дали.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления гражданами нрава на жилище.

Улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации Республиканской программы осуществляется путем предоставления одной из формы государственной поддержки и финансовой помощи, в том числе социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей).

За счет средств бюджета Республики Башкортостан социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (детей) предоставляется в форме погашения суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (п. 1.3 Приложения Республиканской программы).

Истцы полагают бездействие ответчиков незаконным, нарушающим их жилищные права, в том числе право на получение гарантированной законом социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей).

За период бездействия ответчиков истцами были излишне уплачены денежные средства на погашение основного долга по договору ипотечного кредитования в сумме 53865 рублей и процентов в сумме <данные изъяты> рублей согласно графика платежей по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, своим бездействием ответчики причинили истцам моральный вред, который они оценивают в размере <данные изъяты> рублей.

Истцами были понесены расходы, связанные с оплатой юридических услуг по разрешению данного дела в размере <данные изъяты> рублей и по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с чем просили признать бездействия ответчиков незаконным и взыскать с ответчиков в пользу истцом в равных долях - убытки, компенсацию морального вреда и судебных расходов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица по делу привлечено Открытое акционерное общество «Уфимское городское агентство ипотечного кредитования».

Истец Шпаде Г.В., представляющий также интересы истца Шпаде А.В., на основании доверенности, исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Уточнив исковые требования просил суд признать незаконными бездействия ответчиков по не включению их семьи в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка и предоставлению списка государственному заказчику Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным бездействия ответчиков по не предоставлению их семье социальной выплаты при рождении второго ребенка, взыскать убытки в сумме <данные изъяты> рублей - в равных долях, компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей- в равных долях, судебных расходов - в равных долях. Взыскания просил произвести также в равных долях в пользу каждого из истцов.

Суду также пояснил, что обратился с заявление к ответчику - Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить его семье социальную выплату, положенную при рождении второго ребенка при участии в городской целевой программе «Жилье молодым уфимцам» в рамках программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий <данные изъяты> годы, в размере <данные изъяты> кв.м. на списание части задолженности по кредитному (ипотечному) договору от ДД.ММ.ГГГГ, через ОАО «УГАИК», в связи с рождением второго ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Приложил необходимые документы и указал о наличии задолженности по договору ипотечного кредитования. На указанное заявление им был получен положительный ответ о включении в список семей-претендентов для получения безвозмездной социальной выплаты на списание части стоимости приобретенной квартиры при рождении ребенка, вместе с тем в список семей-получателей (заявку в Министерство молодежной политике и спорта РБ) на получение социальных выплат их не включили. Кроме указанного заявления он больше никаких заявлений не писал. Полагает, что на основании п.4.2 Приложения к Республиканской программе, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ их семья имеет право на социальную выплату. Ранее он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий

Представитель истца Шпаде Г.В. - Шпаде В.В. исковые требования также поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчиков - Администрации городского округа г.Уфа РБ, Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа - Рудявко Ф.А., действующий по доверенностям, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что из заявления истцов следует, что они участвовали в Программе «Жилье молодым уфимцам на <данные изъяты> годы», которая не предусматривала социальные выплаты. Имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что истцы в установленном порядке не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и признаны в установленном порядке участниками Подпрограммы либо Республиканской Программы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Они включены в Список- претендентов, но не список семей-получателей социальных выплат, и данный список был направлен в Администрацию ГО г.Уфа для рассмотрения и дальнейшего решения вопроса о включении либо не включении в заявку для предоставления государственному заказчику Программы. Заявление ими было написано по другой программе «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы», которая не имеет отношения к Республиканской Программе <данные изъяты> годы. Они не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и об этом нет Распоряжения Главы Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ. Кроме того, по признанию бездействия незаконным истцами пропущен срок обращения в суд <данные изъяты> месяца.

Представитель третьего лица Министерства молодежной политики и спорта РБ - Самигуллин М.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что вопрос о включении в список семей-получателей социальных выплат решается на уровне Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ. Все функции Госзаказчика выполняет Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Все программы взаимосвязаны, но каждая программа самостоятельная. Истцы не соблюли заявительный порядок и не обратились с соответствующим заявлением о признании их участниками Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Также представитель Самигуллин М.В, предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истцы являются участниками городской целевой программы «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы». Основным заказчиком и исполнителем программы являлась Администрация г.Уфы В рамках данной программы предусматривалось предоставление жилья участникам программы, а также безвозмездная жилищная субсидия при рождении ребенка через Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан ( раздел 4.2. указанной городской программы). Предоставление социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. «а» п.1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), утвержденного указанным постановлением, действующим на момент рождения второго ребенка истцов (ДД.ММ.ГГГГ) право на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка ( детей) имеет молодая семья, отвечающая соответствующим требованиям. Истцы могут претендовать на поддержку со стороны государства только по программе, по которой они признаны в установленном законом порядке участниками. Указанный вопрос решается органами местного самоуправления, в указанном случае - Администрацией Октябрьского района ГО г.Уфа. В связи с чем просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Кабирова Э.М., действующая по доверенности, исковые требования не признала и просила отказать. Суду пояснила, что Государственный комитет является Государственным заказчиком Республиканской Программы…(<данные изъяты> годы). Истцы были признаны участниками городской целевой программы «Жилье молодым уфимцам на <данные изъяты> годы». Вместе с тем, указанная городская целевая программа не имеют отношения к Республиканской программе, утвержденной постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. Истцы уже реализовали свое право на льготный кредит в рамках городской целевой программы «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 года». Ранее они реализовали свое право на улучшение жилищных условий. Списков-заявок о том, что истцы у них состоят в данной Республиканской программе, утвержденной постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ - у них не имеется.

Истец Шпаде А.В., представитель третьего лица ОАО «Уфимское городское агентство ипотечного кредитования» в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии истца Шпаде А.В., что вызвало рассмотрение дела в отсутствии указанных лиц на основании ст.167 ГПК РФ.

Выслушав доводы сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шпаде Г.В. и Шпаде А.В. состоят в браке и имеют двух несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 7 Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»ДД.ММ.ГГГГ N 350-з - основанием для оказания государственной поддержки молодым семьям по улучшению жилищных условий является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

Государственная поддержка молодых семей по улучшению жилищных условий осуществляется путем:

а) содействия в предоставлении долгосрочных ипотечных кредитов на жилищное строительство, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья;

б) предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе субсидий на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита либо займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам;

в) предоставления безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям, имеющим остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья или части непогашенного кредита (займа), в случае рождения (усыновления) ребенка (детей);

г) содействия в предоставлении долгосрочного кредита на индивидуальное жилищное строительство;

д) оказания иных форм государственной поддержки.

Порядок предоставления молодым семьям субсидий и иных форм государственной поддержки по улучшению жилищных условий определяется Правительством Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> годы» утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, <данные изъяты> года (далее по тексту- Программа).

Согласно п.5.1 Республиканской программы - улучшение жилищных условий молодых семей в рамках реализации Программы предполагается осуществлять путем предоставления одной из форм государственной поддержки и финансовой помощи:

- социальная выплата на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ1 года ;

- социальная выплата молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей);

- иные формы государственной поддержки.

К Республиканской Программе имеется Приложение - Порядок предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы в <адрес>.

А также к Республиканской Программе имеется Приложение - Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей). Согласно п.1.1 указанного Порядка (Приложение ) - Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (далее Порядок) разработан в целях Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы (далее-Программа) и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее- Программа).

В соответствии с Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, Постановлением Правительства РБ от 2011 года N 131 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условии на 2011 - 2015 годы", утверждена республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 - 2015 годы. Целью программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяет участника подпрограммы - молодую семью, либо неполную семью, состоящую из одного молодого родителя и одного и более детей, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных нежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Участие в указанной программе является добровольным, право выбора участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 - 2015 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального Бюджета, принадлежит молодой семье.

Правительством Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление «О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы», а также Приложение «Порядок предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы в Республике Башкортостан (далее -Подпрограмма), и « Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей)».

Согласно п.1.7 Приложения - Применительно к Порядку (участникам Подпрограммы) - под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органом местного самоуправления Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.4.1 Приложения - для участия в Подпрограмме молодая семья подает в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства следующие документы:

А) заявление по форме согласно приложению к Порядку в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

Б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

В) копию свидетельства о браке ( на неполную семью не распространяется);

Г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении;

Д) документы, подтверждающие признание молодой семьи семьей, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (Приложение ) - право на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей) имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:

А) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения кредитного (ипотечного) договора (договора займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

Б) имеющая остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения или строящегося индивидуального жилого дома либо непогашенного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);

В) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет.

В соответствии с п.2 Порядка (Приложение ) установлен Порядок формирование списков молодых семей для предоставления социальных выплат, при рождении (усыновлении) ребенка (детей).

Согласно п.2.1 данного порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей)- молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) для получения соответствующей социальной выплаты представляет в администрацию муниципального образования РБ по месту постоянного жительства следующие документы:

А) заявление на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей) согласно приложению к Порядку ;

Б) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

В) копию свидетельства о рождении ребенка или документ, удостоверяющий факт усыновления ребенка;

Г) копию договора об улучшении жилищных условий или справку об остатке задолженности по указанному договору,

Д) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, на каждого супруга, включая данные о регистрации по месту жительства, семейном положении, а также данные о детях;

Е) копию свидетельства о браке или свидетельства о расторжении брака.

В соответствии с п.2.3 данного порядка Администрация муниципального образования Республики Башкортостан организует проверку сведений, которые содержатся в документах, указанных в пункте 2.1 Порядка, и в 30-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей). О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией муниципального образования Республики Башкортостан.

Таким образом, действующим законодательством закреплен определенный порядок включения молодых семей в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предмет предоставления безвозмездной жилищной субсидии при рождении ребенка.

Судом установлено, что истцы были включены в список молодых семей на приобретение квартиры по городской целевой программе «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы», в рамках которой, при участии ОАО «УГАИК» ими была приобретена квартира с оформлением ипотечного кредита (кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках городской целевой программы «Жилье молодым уфимцам на <данные изъяты> годы» истцами приобретено жилое помещение по адресу <адрес>.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и Шпаде Г.В. был заключен кредитный договор, предметом которого является предоставление заемщику кредита для целевого использования, а именно на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> сумме <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и Шпаде Г.В. был заключен договор залога прав требования, согласно которому Залогодержатель передает в залог Залогодержателю принадлежащие ему имущественные права ан квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что на обращение истца Шпаде Г.В. Администрацией ГО г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ за дан ответ, согласно которому разъяснено, кто имеет право на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка и какие требования предъявляются к молодой семье в соответствии с Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, а также какие документы необходимо предоставлять. Указано о том, что Администрация района ГО г.Уфы РБ (по месту постоянного жительства) организует проверку сведений, которые содержатся в представленных документах, и в 30-ти дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка ( детей). О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией муниципального образования РБ. В связи с чем рекомендовано обратиться с необходимыми документами в Администрацию Советского района г.Уфы (по месту регистрации истца Шпаде Г.В.) либо в Администрацию Октябрьского района г.Уфы ( по месту регистрации истца Шпаде А.В.).

Из письма Администрации Советского района ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шпаде Г.В. отказано во включении в заявку на получение социальной выплаты при рождении ребенка в связи с непредставлением документа, подтверждающего признание семьи нуждающейся в жилых помещениях. Данный отказ Администрации Советского района ГО г.Уфы истцами не обжалован и незаконным не признан.

Действительно, истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию Октябрьского района г.Уфы с заявлением о предоставлении социальной выплаты. Вместе с тем, участниками Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ1 года - истцы не являются.

Ссылка представителя истца Шпаде Г.В. - Шпаде В.В. на п.4.2 Приложения к Республиканской Программе является необоснованной, поскольку истцы являлись участниками городской целевой программы «Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы», которая не является подпрограммой Республиканской Программы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что семья истцов Шпаде была признана участником Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на <данные изъяты> годы, в соответствии с постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканской программе государственной поддержке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» в установленном законом порядке.

Истцам Администрацией Октябрьского района ГО г.Уфа ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что они включены в список молодых семей-претендентов для получения безвозмездной социальной выплаты на списание части стоимости приобретенной квартиры при рождении ребенка. Однако, из предоставленных ответчиками заявок в адрес Министерства молодежной политики и спорта РБ на предоставление социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) усматривается отсутствие семьи Шпаде в указанных списках ( от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Суд полагает, что указанное письмо Администрации Октябрьского района ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ не может служить доказательством права истцов на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей), поскольку семья Шпаде не отвечает соответствующим требованиям, а именно:

А) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения кредитного (ипотечного) договора (договора займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома…

Истцами доказательством обратного не предоставлено и судом не добыто. Более того, решением Октябрьского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований А.В., Шпаде Г.В. к Администрации ГО г.Уфы о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на получение дополнительной субсидии в объеме стоимости 12 кв.м. общей площади жилья по случаю рождения второго ребенка, обязании включения в список семей-получателей социальных выплат при рождении ребенка, взыскании расходов за оказание юридических услуг, взыскании убытков, компенсации морального вреда, отказано.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан решение Октябрьского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Указанным решением суда установлен факт того, что на момент обращения к ответчику с заявлением в 2011 году ( в период действия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ) семья Шпаде не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также установлено, что семья Шпаде не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и на момент заключения кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также тот факт, что в установленном законом порядке истцы не были признаны участниками Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> годы. В силу ст.61 ГПК РФ вышеуказанное решение носит преюдициальный характер и обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.

Таким образом, доказательств обращения истцов в Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфы с соответствующими документами на предмет включения в заявку на получение социальной выплаты при рождении ребенка в рамках «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> годы» суду не предоставлено.

Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, следует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья Шпаде не была включена в список семей-участников Республиканской Программы на <данные изъяты> г.г. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников Республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 г.г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников программы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные программой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ ( в указанном случае Государственный комитет по строительству и архитектуре РБ).

Таким образом, требования истцов о признании незаконными бездействия Администрации городского округа г.Уфа, Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа по не включению в список молодых семей-получателей социальных выплат при рождении второго ребенка являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Заявление представителя ответчиков Рудявко Ф.А, о применении последствий пропуска срока на обращение в суд с указанным выше требованием не подлежит удовлетворению, поскольку письменного отказа во включении семьи истцов в список семей-получателей социальных выплат не имеется.

Исковые требования о возмещении убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов вытекают из основных требований, в связи с чем также не подлежат удовлетворению.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Шпаде А.В., Шпаде Г.В. не имеется. Оснований для прекращения производства оп делу по иску Шпаде А.В. и Шпаде Г.В. к Администрации ГО г.Уфа о признании незаконным бездействия по не включению в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка и предоставлению списка государственному заказчику Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку ранее рассмотренный Октябрьским районным судом г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ с вынесением решения спор и настоящий спор имеют разные основания иска и соответственно не являются тождественными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых Шпаде А.В., Шпаде Г.В. к Администрации городского округа г.Уфа РБ, Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ о признании незаконными бездействия по не включению в список молодых семей - получателей социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка и предоставлению списка государственному заказчику Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на <данные изъяты> года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия по не предоставлению социальной выплаты при рождении второго ребенка, взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Октябрьский районный суд города Уфы РБ.

Судья Э.Р.Динекеева