ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3110/18 от 15.02.2019 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-625\2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2019года г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе председательствующего:

судьи Кореневой Н.Ф.

при секретаре Ситниковой О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уваровой Т. А. к Министерству строительного комплекса Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об обязании направить документы, об обязании осуществить государственный кадастровый учет, об обязании осуществить регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, о внесении сведений в ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими доводами.

Между Уваровой Т. А. и Закрытым акционерным обществом Компания «Алькор», 14 августа 2014года был заключен Договор долевого участия в строительстве /номер/. Объектом данного договора является жилое помещение – однокомнатная квартира /номер/ общей площадью жилого помещения 52.2 кв.м., расположенная на шестнадцатом этаже многоквартирного дома по адресу: /адрес/.

Жилой дом по адресу: /адрес/ сдан в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/, выданным Министерством строительного комплекса Московской области.

На основании постановления администрации Клинского муниципального района /номер/ от 08.09.2015года, указанному жилому дому присвоен адрес: /адрес/.

На основании вышеуказанных документов ГУП МО «МОБТИ» (Солнечногорский филиал ГУП МО «МО БТИ») были выданы Технический паспорт жилого помещения (квартиры) и Технический план помещения.

После ввода объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/) Уваровой Т.А. была передана однокомнатная квартира /номер/ по акту приема-передачи от 02.12.2015года к Договору долевого участия в строительстве жилья /номер/ от 14.08.2014года. При подписании акта приема-передачи Уварова Т.А. была проинформирована о необходимости заключения Договора управления многоквартирным домом с ООО «ЖЭУ УКС-4». На основании данного договора с управляющей компанией, в квартире были зафиксированы номера установленных в квартире приборов учета, с 1 марта 2016года истице ежемесячно начисляется квартплата и коммунальные платежи.

Уварова Т.А. обратилась в Управление Россреестра по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на указанную квартиру. Однако 18.06.2018года она получила уведомление /номер/ о приостановлении гос.регистрации в связи с отсутствием сведений о вышеуказанном объекте недвижимости в системе государственного кадастра недвижимости, кадастровый номер указанному объекту не присвоен.

На повторное обращение в Управление Росреестра 19.10.2018года, Уварова Т.А. вновь получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права /номер/, /номер/, где было еще раз указано, что в представленных документах отсутствует кадастровый номер здания, в пределах которого расположен объект недвижимости.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истица просит обязать Министерство строительного комплекса Московской области направить в Управление Росреестра по Московской области необходимый пакет документов для осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома /адрес/, а также просит обязать Управление Росрееста осуществить кадастровый учет всего многоквартирного дома и ее квартиры, в частности, и зарегистрировать право собственности на квартиру.

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении и представленные документы, дав аналогичные пояснения.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области по в судебном заседании не присутствовал, уведомлен. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности, Шамсутдинова Э.Х., возражала против иска, считает, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в порядке КАС РФ. На момент, когда выносили решение о строительстве объекта, в Министерстве полномочий на постановку здания на кадастровый учет не было. Технический план предоставлялся, на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в 2015году действовало другое законодательство. Считает, что обязанность Министерства направить в орган регистрации права заявление о государственном кадастровом учете в отношении соответствующего объекта, возникла только с 2017года. В настоящее время законодательство изменилось. Суду были представлены письменные возражения (л.д.45-46, 71-74).

Управление Росреестра по Московской области своего представителя в суд не направило, представило суду отзыв–возражение на иск Уваровой Т.А.. Считают, что гражданские дела, относящиеся к категории публичного производства с предъявлением требований к органу государственной власти в силу действующего законодательства (КАС РФ) не подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Закон №218-ФЗ не предусматривает возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в ЕГРН сведений о таком многоквартирном доме. Сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Россия, /адрес/, отсутствуют в ЕГРН. В отзыве указано, что в порядке ч.1 ст.19 Закона №218-ФЗ уполномоченный орган власти обязан предоставить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы. Согласно ч.10 ст.55 ГРК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный кадастровый учет построенного объекта капитального строительства. При этом положения ч.1 ст.19 Закона №218-ФЗ не являются новеллой в законодательстве, введенной законном №219-ФЗ, поскольку ранее аналогичные правила предусматривались п.9 ч.1 ст.15, ч.4.2 ст.25 ФЗ от 24.07.2007года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( в редакции, действовавшей до 1.01.2017года). С 1 марта 2015года органы государственной власти и органы местного самоуправления были обязаны направлять документы для внесении сведений в ГКН в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия. С 1 января 2017года, на основании п.1 ч.5 ст.14 Закона №218-ФЗ, постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет также осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Управление Росреестра считает, что требования истца об обязании осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, при отсутствии сведений о данном многоквартирном доме в ЕГРН, не основаны на нормах действующего законодательства РФ. Управление считает, что истец избрал неправильный способ защиты своих нарушенных прав.

Выслушав стороны, заслушав свидетеля, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Между Уваровой Т. А. и Закрытым акционерным обществом Компания «Алькор», 14 августа 2014года был заключен Договор долевого участия в строительстве /номер/. Объектом данного договора являлось жилое помещение – однокомнатная квартира /номер/ общей площадью жилого помещения 52.2 кв.м., расположенная на шестнадцатом этаже многоквартирного дома по адресу: /адрес/ (л.д 8-15)..

Жилой дом по адресу: /адрес/ сдан в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/, выданным Министерством строительного комплекса Московской области.

На основании постановления администрации Клинского муниципального района /номер/ от 08.09.2015года указанному жилому дому присвоен адрес: Россия, /адрес/.

На основании вышеуказанных документов, ГУП МО «МОБТИ» (Солнечногорский филиал ГУП МО «МО БТИ» ) были выданы Технический паспорт жилого помещения (квартиры) и Технический план помещения(л.д.17-31).

После ввода объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/) Уваровой Т.А. была передана однокомнатная квартира /номер/ по акту приема-передачи от 02.12.2015года к Договору долевого участия в строительстве жилья /номер/ от 14.08.2014года (л.д.16). Уварова Т.А. заключила Договора управления многоквартирным домом с ООО «ЖЭУ УКС-4». На основании данного договора с управляющей компанией, были зафиксированы номера установленных в квартире приборов учета, с 1 марта 2016года истице ежемесячно начисляется квартплата и коммунальные платежи (л.д.32-36, 41-42).

Уварова Т.А. обратилась в Управление Россреестра по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на указанную квартиру. Однако 18.06.2018года она получила уведомление /номер/ о приостановлении гос.регистрации в связи с отсутствием сведений о вышеуказанном объекте недвижимости в системе государственного кадастре недвижимости, кадастровый номер указанному объекту не присвоен (л.д37-38). На повторное обращение в Управление Росреестра 19.10.2018года, Уварова Т.А. также получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав /номер/, /номер/, где было еще раз указано, что в представленных документах отсутствует кадастровый номер здания, в пределах которого расположен объект недвижимости(39-40),

В дело были представлены технический план здании от 27.11.2015года, технический паспорт здания – многоквартирного дома по адресу: /адрес/, от 13.05.2015года, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/.

Как следует из представленных документов, строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: /адрес/, завершено в 2015году, о чем 01.12.2015года Министерство строительного комплекса Московской области выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/, разрешение было выдано Министерством строительного комплекса Московской области.

В соответствии с положениями ст.55 Градостроительного комплекса, РФ для принятия решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик представляет документы, в составе которых, в соответствии с п\п 12 п.3 ст.55 Гр.К РФ, предоставляется технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с ФЗ от 13.07.2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». ЗАО «Компания «Алькор» предоставило в Министерство строительства Московской области технический план многоквартирного дома от 27.11.2015года, подготовленный кадастровым инженером Касьяновой О.В., о чем в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию имеется соответствующая запись, а также было приложено разрешение на строительство от 2009 года и технический паспорт здания от 13.05.2015года.

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность Министерства направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (выданное Министерством разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и технический план, изготовленный по форме Приказа №953) в отношении соответствующего объекта недвижимости возникла с 01.01.2017года, несостоятельны

Также как не основаны на законе заявления ответчика о том, что формы технического плана здания и требования к его подготовке, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010года №403 и от 18.12.2015года №953 отличаются, что Министерство на данный момент не обладает техническим планом в требуемой законодательством форме, однако данные обстоятельства не освобождают ответчика от выполнения своих обязанностей.

Согласно положениям ФЗ от 24.07.2007года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 1января 2017года, в частности, согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 221-ФЗ Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: в том числе, в случае выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а согласно ч.4.2 ст.25 ФЗ№221-ФЗ Орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта в сроки, установленные статьей 17 настоящего Федерального закона.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ). Таким образом, обязанность Министерства строительного комплекса Московской области о направлении документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости была на них возложена еще до 2017года. Суд установил, это подтверждено материалами дела, этот факт представитель ответчика не оспаривал, что 01.12.2015года Министерства строительного комплекса Московской области выдало ООО «Компания «Алькор» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию /номер/. При получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с положениями ст.55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Застройщик - ООО «Компания «Алькор» представил документы, в составе которых, в соответствии с п\п 12 п.3 ст.55 Гр.К РФ, был предоставлен технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с ФЗ от 13.07.2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». ООО «Компания «Алькор» предоставило в Министерство строительства Московской области технический план здания (многоквартирного дома) от 27.11.2015года, подготовленный кадастровым инженером Касьяновой О.В.. Суд полагает, что в силу закона, ответчик должен был направить документы в Управление Росреестра еще в 2015года.

На тот момент обязанность постановки застройщиком вновь созданного объекта капитального строительства и находящихся в нем помещений на государственный кадастровый учет действующим законодательством не была предусмотрена, эта обязанность возлагалась на органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости"

5. В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Согласно ст. 19 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости"

. Орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным Законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный Закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

В ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» записано, что (п.7) «Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ).

(п3). При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений.

(п3.1). При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Государственный кадастровый учет всех машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ).

Согласно ст.40 ФЗ от 13.07. 2015года №218-ФЗ ( в ред. от 03.08.2018года) «О государственной регистрации недвижимости» (п4.) При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 года, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 настоящего Федерального закона.

Законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Согласно ст.24 ФЗ от 13.07.2015года №218-ФЗ (в ред. от 03.08.3018года) («О государственной регистрации недвижимости») Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(п.13) Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ).

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015года №953 ( в ред. от 01.11.2016года) «Об утверждении формы технического плана и требований в к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

На основании приказа Минэкономразвития РФ от 1 ноября 2016 г. N 689 были внесены изменения в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 Г. N 953. В данном приказе записано, что в целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации :1. Внести в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2016 г., регистрационный N 41304), изменения согласно приложению к настоящему приказу. В этом же приказе было установлено, что о 1 июля 2017года для осуществления "государственного кадастрового учета могут быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 01.2017года. Настоящий приказ вступил в законную силу с 01.01.2017года

В письме Минэкономразвития РФ от 9 августа 2017 г. N 22270-ВА/Д23и « О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2017 Г. ТЕХНИЧЕСКИХ ПЛАНОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПО ПРАВИЛАМ, ДЕЙСТВОВАВШИМ ДО 1 ЯНВАРЯ 2017года, указано, что «В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 1 ноября 2016 г. N 689 (далее - Приказ N 689) до 1 июля 2017 г. для осуществления государственного кадастрового учета допускалось представление технических планов, подготовленных в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до 1 января 2017 г., и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

В связи с истечением вышеуказанного срока в настоящее время для осуществления государственного кадастрового учета технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до 1 января 2017 г., не подлежат приему.

В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ, указанный Федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу. В целях обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц технические планы, указанные в пункте 2 Приказа N 689, могут быть представлены в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав после 1 июля 2017 года в определенных случаях.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г. (пункт 9 части 1 статьи 15, часть 4.2 статьи 25), органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны были направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В соответствии с нормами пункта 1 части 5 статьи 14 и части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения, а подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания обеспечивается застройщиком (часть 2, пункт 12 части 3, часть 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, если разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданное до 1 января 2017 г., не было направлено для постановки на государственный кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ может представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана такого объекта, подготовленного до 1 января 2017 г.).

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательств, с учетом норм действующего законодательства на 2015года, когда было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в частности многоквартирного жилого дома по адресу: /адрес/, суд приходит к выводу, что Министерство строительного комплекса Московской области обязано было направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года (пункт 9 части 1 статьи 15, часть 4.2 статьи 25), поскольку приняло решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Однако этого своевременно сделано не было, хотя это должно было быть сделано в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения. Суд полагает, что есть все правовые основания для возложения на ответчика обязанности направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документы, в том числе, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем, для осуществления государственного кадастрового учета многоквартирного дома, расположенного по адресу: /адрес/. Не представление данных документов в Управление Росреестра препятствует истице зарегистрировать свое право собственности на квартиру, что следует из уведомлений Управления Росреестра (л.д 37-40). Согласно ст.35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Однако в настоящее время истица не может пользоваться таким правом, поскольку дом, в котором находится квартира истицы, в целом не поставлен на кадастровый учет, что делает невозможным подтвердить право частной собственности на квартиру, которую Уварова Т.А. приобрела на собственные средства. В этой части исковые требования Уваровой Т.А. подлежат удовлетворению.

Что касается исковых требований Уваровой Т.А. к Управлению Росреестра по Московской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет 17 этажного жилого дома, расположенного в пределах кадастрового квартала /номер/, расположенного по адресу: Россия, /адрес/; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Уваровой Т. А. на объект недвижимого имущества: однокомнатную квартиру /номер/, расположенную на шестнадцатом этаже многоквартирного дома, общей площадью жилого помещения 52.2 кв.м, находящегося по почтовому адресу: /адрес/, с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, то данные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Закона о регистрации государственной кадастровый учет, государственная регистрация, прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В данном конкретном случае, это Управление Росреестра по /адрес/..

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

Закон №218-ФЗ не предусматривает возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в ЕГРН сведений о таком многоквартирном доме. Как установлено в ходе рассмотрения дела, сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Россия, /адрес/, в ЕГРН отсутствуют.

Согласно п.1.ч.5 ст.14 и ч.1 ст.19 Закона №218-ФЗ, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое заявление в Управление Росреестра по Московской области не поступало. Управление Росреестра не может выступать субъектом материально правовых отношений, т.к. не владеет, не пользуется и не распоряжается спорным объектом недвижимого имущества, не претендует на него, т.е. Управление Росреестра в качестве ответчика, не нарушало права истицы по пользованию недвижимым имуществом. Согласно нормам действующего законодательства ( ч.12 ст.29 Закона о регистрации) заинтересованное лицо в судебном порядке может обжаловать отказ либо приостановление регистрирующего органа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на основании положений КАС РФ. Ст. 12 ГПК РФ не содержит такого способа защиты гражданских прав как обязание лица участвующего в деле, осуществить какие-либо действия. Управление Росреестра может осуществить кадастровый учет при наличии определенных обстоятельств, указанных в законе и при поступлении к ним соответствующих документов. Поэтому в этой части иск заявлен не обосновано и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство строительного комплекса Московской области направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документы, в том числе, заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства и прилагаемые к нему документы, в том числе, Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 01.12.2015года /номер/, в отношении жилого дома, расположенного в пределах кадастрового квартала /номер/, расположенного по адресу: Россия, /адрес/.

Исковые требования Уваровой Т. А. об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, осуществить государственный кадастровый учет 17 этажного жилого дома, расположенного в пределах кадастрового квартала /номер/, расположенного по адресу: Россия, /адрес/; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Уваровой Т. А. на объект недвижимого имущества: однокомнатную квартиру /номер/, расположенную на шестнадцатом этаже многоквартирного дома, общей площадью жилого помещения 52.2 кв.м, находящегося по почтовому адресу: /адрес/ с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено /дата/.

Судья Н.Ф. Коренева