Дело № 2-3110/2021
УИД:36RS0002-01-2021-002882-33
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года город Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующей судьи Кузьминой И.А.,
при помощнике ФИО1,
с участием представителя истца - адвоката, предъявившего удостоверение № 3822, ордер (№) от 31.05.2021 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру <адрес> площадью 13,3 кв.м, расположенную по адресу: г.Воронеж, <адрес>
В обоснование исковых требований указав, что ей как работнику почтамта 17.10.2011 была предоставлена для проживания комната <адрес>. В указанной комнате она проживает по настоящее время, что подтверждается, справкой о составе семьи, квитанциями по оплате коммунальных услуг. Для реализации своего права на приватизацию жилого помещения она обращаласьв Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж с заявлениями о передаче в собственность занимаемого жилого помещения. В удовлетворении заявлений было отказано в связи с тем, что спорное жилое помещение не числится в реестре муниципального имущества.В настоящее время здание <адрес> фактически тратило статус общежития и имеет статус жилого дома. В кадастре недвижимости комнаты числятся как квартиры. Фактически они проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма. До 2019 года жилое здание (общежитие), расположенное по адресу <адрес> находилось в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России».Решение о передаче общежития в муниципальную собственность было принято. В целях его реализации дважды 27.04.2012 года и 25.09.2014 года УФПС Воронежской области филиал ФГУП «Почта России» обращалось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлениями о передаче в муниципальную собственность объекта федерального уровня собственности - общежития, расположенного по адресу: <адрес>.В 2019 году «Почта России» была акционирована, а спорное жилое помещение выбыло из ее хозяйственного ведения, в уставный капитал общества не вошло.В настоящее время жилой дом <адрес> является собственностью Российской Федерации.
В связи с чем она обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке.Предоставила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ФИО2 требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не направило в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте слушания дела извещено в установленном законом порядке. Предоставил письменные отзыв на исковые требования, в котором при вынесении решения суда полагались на усмотрение суда.
Третье лицо АО "Почта России" в судебное заседание не направило в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте слушания дела извещено в установленном законом порядке, предоставило письменные пояснения на исковое заявление.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).
Статьей 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года №1541-1 (далее – Закон о приватизации жилищного фонда) установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений (ст.1).
В соответствии со ст.6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 18 Закона о приватизации жилищного фонда при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищной фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждения, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО «Почта России» является правопреемником ФГУП «Почта России». Со дня государственной регистрации АО «Почта России» в едином государственном реестре юридических лиц к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности ФГУП «Почта России», за исключением прав ФГУП «Почта России» на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно критериям, применяемым для включения объектов недвижимого имущества и земельных участков в передаточный акт в уставный капитал АО «Почта России», жилые помещения в здании общежития по адресу: <...>, не подлежат передаче в уставный капитал Общества.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативноеуправление которых передан жилищный фонд.
В п. 5 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицамисоглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из п.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» следует, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
01.10.2019 ФГУП «Почта России» было реорганизовано в форме преобразования в АО «Почта России».
В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что здание общежития по адресу: г. Воронеж, <адрес>, было построено в 1984 году и предназначалось для нужд работников связи.
При разделении в 1992 - 1994 годах структур почтовой и электрической связи ГП «Россвязьинформ»" подразделения почтовой связи в соответствии с приказом Министерства связи Российской Федерации от 24 ноября 1992 г. № 433 «О структурной перестройке отрасли «Связь» Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 1003 «О приватизации предприятий связи» были выделены из состава ГП «Россвязьинформ» с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему управлений почтовой связи, не подлежащих приватизации.
31.12.2003 года в соответствии с распоряжением Минимущества России № 7485-р общежитие было изъято из оперативного управления ГУ УФПС Воронежской области и передано на баланс и в хозяйственное ведение ФГУП «Почта России» в лице филиала – УФПС Воронежской области согласно акту приема-передачи объектов недвижимости от 02.12.2005 №(№)
В настоящее время общежитие является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (№)
УФПС Воронежской области – филиал ФГУП «Почта России» неоднократно обращалось к администрации г. Воронежа о передаче указанного выше здания из федеральной собственности в муниципальную собственность.
На основании направления №(№) от 17.10.2011, выданного Управлением федеральной почтовой связи, ФИО3,работающей в УФПС было предоставлено право занять комнату №<адрес>, расположенное в здании общежития по адресу: <адрес>
В указанном жилом помещении истец проживает и зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается соответствующей справкой.
Согласно справке № (№) от 22.03.2021, выданной Управлением жилищных отношения Администрации городского округа город Воронеж, ФИО3 не использовала право приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа город Воронеж.
Принимая во внимание, что истец длительное время зарегистрирована в спорной комнате, самостоятельно вносит квартирную плату, оплачивает коммунальные услуги, указанное жилое помещение является единственным местом жительства и единственным жилым помещением, в отношении которого последняя обладает самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством, спорное жилое помещение относится к городскому жилищному фонду социального использования и может предоставляться гражданам по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что последняя приобрела право пользования спорным жильем на условиях социального найма.
Ввиду отказа администрации городского округа город Воронеж в принятии решения о приеме жилых помещений общежития по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, у истца ФИО3 отсутствует возможность реализовать свое право на приватизацию спорного помещения в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, а также того, что ФИО3 вселена в комнату № <адрес> на законных основаниях, ее проживание в нем осуществляется на условиях договора социального найма и ей ранее право на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации не было использовано, суд находит заявленные ей требования правомерными и обоснованными.
Исходя из указанного, решение суда будет являться основанием для внесения уполномоченным органом государственной власти соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру №<адрес> общей площадью 13,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности Российской Федерации на жилое здание (общежитие) по адресу: <адрес>, площадью 7082 кв.м., инв. № (№) от 20.02.2013 года, указания на комнату № <адрес> 13,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд принявший решение.
Решение принято в окончательной форме 04 июня 2021 года.
Судья И.А. Кузьмина
Дело № 2-3110/2021
УИД:36RS0002-01-2021-002882-33
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года город Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующей судьи Кузьминой И.А.,
при помощнике ФИО1,
с участием представителя истца - адвоката, предъявившего удостоверение № 3822, ордер (№) от 31.05.2021 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО3 к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру <адрес> площадью 13,3 кв.м, расположенную по адресу: г.Воронеж, <адрес>
В обоснование исковых требований указав, что ей как работнику почтамта 17.10.2011 была предоставлена для проживания комната <адрес>. В указанной комнате она проживает по настоящее время, что подтверждается, справкой о составе семьи, квитанциями по оплате коммунальных услуг. Для реализации своего права на приватизацию жилого помещения она обращаласьв Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж с заявлениями о передаче в собственность занимаемого жилого помещения. В удовлетворении заявлений было отказано в связи с тем, что спорное жилое помещение не числится в реестре муниципального имущества.В настоящее время здание <адрес> фактически тратило статус общежития и имеет статус жилого дома. В кадастре недвижимости комнаты числятся как квартиры. Фактически они проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма. До 2019 года жилое здание (общежитие), расположенное по адресу <адрес> находилось в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России».Решение о передаче общежития в муниципальную собственность было принято. В целях его реализации дважды 27.04.2012 года и 25.09.2014 года УФПС Воронежской области филиал ФГУП «Почта России» обращалось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлениями о передаче в муниципальную собственность объекта федерального уровня собственности - общежития, расположенного по адресу: <адрес>.В 2019 году «Почта России» была акционирована, а спорное жилое помещение выбыло из ее хозяйственного ведения, в уставный капитал общества не вошло.В настоящее время жилой дом <адрес> является собственностью Российской Федерации.
В связи с чем она обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке.Предоставила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ФИО2 требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не направило в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте слушания дела извещено в установленном законом порядке. Предоставил письменные отзыв на исковые требования, в котором при вынесении решения суда полагались на усмотрение суда.
Третье лицо АО "Почта России" в судебное заседание не направило в судебное заседание своего представителя, о дате, времени и месте слушания дела извещено в установленном законом порядке, предоставило письменные пояснения на исковое заявление.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18).
Статьей 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года №1541-1 (далее – Закон о приватизации жилищного фонда) установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений (ст.1).
В соответствии со ст.6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 18 Закона о приватизации жилищного фонда при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищной фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждения, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО «Почта России» является правопреемником ФГУП «Почта России». Со дня государственной регистрации АО «Почта России» в едином государственном реестре юридических лиц к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности ФГУП «Почта России», за исключением прав ФГУП «Почта России» на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно критериям, применяемым для включения объектов недвижимого имущества и земельных участков в передаточный акт в уставный капитал АО «Почта России», жилые помещения в здании общежития по адресу: <...>, не подлежат передаче в уставный капитал Общества.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативноеуправление которых передан жилищный фонд.
В п. 5 Постановления от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицамисоглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из п.2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» следует, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могут препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
01.10.2019 ФГУП «Почта России» было реорганизовано в форме преобразования в АО «Почта России».
В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что здание общежития по адресу: г. Воронеж, <адрес>, было построено в 1984 году и предназначалось для нужд работников связи.
При разделении в 1992 - 1994 годах структур почтовой и электрической связи ГП «Россвязьинформ»" подразделения почтовой связи в соответствии с приказом Министерства связи Российской Федерации от 24 ноября 1992 г. № 433 «О структурной перестройке отрасли «Связь» Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 1003 «О приватизации предприятий связи» были выделены из состава ГП «Россвязьинформ» с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему управлений почтовой связи, не подлежащих приватизации.
31.12.2003 года в соответствии с распоряжением Минимущества России № 7485-р общежитие было изъято из оперативного управления ГУ УФПС Воронежской области и передано на баланс и в хозяйственное ведение ФГУП «Почта России» в лице филиала – УФПС Воронежской области согласно акту приема-передачи объектов недвижимости от 02.12.2005 №(№)
В настоящее время общежитие является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (№)
УФПС Воронежской области – филиал ФГУП «Почта России» неоднократно обращалось к администрации г. Воронежа о передаче указанного выше здания из федеральной собственности в муниципальную собственность.
На основании направления №(№) от 17.10.2011, выданного Управлением федеральной почтовой связи, ФИО3,работающей в УФПС было предоставлено право занять комнату №<адрес>, расположенное в здании общежития по адресу: <адрес>
В указанном жилом помещении истец проживает и зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается соответствующей справкой.
Согласно справке № (№) от 22.03.2021, выданной Управлением жилищных отношения Администрации городского округа город Воронеж, ФИО3 не использовала право приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа город Воронеж.
Принимая во внимание, что истец длительное время зарегистрирована в спорной комнате, самостоятельно вносит квартирную плату, оплачивает коммунальные услуги, указанное жилое помещение является единственным местом жительства и единственным жилым помещением, в отношении которого последняя обладает самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством, спорное жилое помещение относится к городскому жилищному фонду социального использования и может предоставляться гражданам по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что последняя приобрела право пользования спорным жильем на условиях социального найма.
Ввиду отказа администрации городского округа город Воронеж в принятии решения о приеме жилых помещений общежития по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, у истца ФИО3 отсутствует возможность реализовать свое право на приватизацию спорного помещения в порядке, предусмотренном ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, а также того, что ФИО3 вселена в комнату № <адрес> на законных основаниях, ее проживание в нем осуществляется на условиях договора социального найма и ей ранее право на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации не было использовано, суд находит заявленные ей требования правомерными и обоснованными.
Исходя из указанного, решение суда будет являться основанием для внесения уполномоченным органом государственной власти соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру №<адрес> общей площадью 13,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности Российской Федерации на жилое здание (общежитие) по адресу: <адрес>, площадью 7082 кв.м., инв. № (№) от 20.02.2013 года, указания на комнату № <адрес> 13,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд принявший решение.
Решение принято в окончательной форме 04 июня 2021 года.
Судья И.А. Кузьмина
1версия для печатиДело № 2-3110/2021 ~ М-1826/2021 (Решение)