Дело №2-3111/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2014 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе; председательствующего судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Антоновой М.А.,
с участием:
представителя заявителя старшего помощника Прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О. Г.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Станско-вой Елены Викторовны, действующей на основании доверенности от 23 сентября 2013 г.,
представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», Милешина В. И., действующего на основании доверенности 04 февраля 2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске
04 августа 2014 года
гражданское дело по заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, в неприятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла городского округа Саранск, возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округа Саранск, с. Напольная Тавла, принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла городского округа Саранск
установил:
прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с.Напольная Тавла городского округа Саранск, возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок
кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, в течении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла городского округа Саранск, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбищ в с.Напольная Тавла.
Проведенной прокуратурой района совместно с представителями МП городского округа Саранск «ЖРСУ Октябрьского района», установлено, что на территории кладбища в с.Напольная Тавла имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, входная группа на кладбище. Отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища на функциональные зоны не подразделена.
Кроме того, постановлением Администрации городского округа Саранск от 04 февраля 2014 г. № 282 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, категория земель: земли населенных пунктов. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки в Реестр муниципальной собственности не включены, о чем имеется сообщение Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск.
В нарушение гигиенических норм территория кладбища в с.Напольная Тавла не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.
Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации городского округа Саранск на кладбище в с.Напольная Тавла влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.
На основании вышеизложенного прокурор просил суд:
- признать незаконным бездействие Администрации городского округа
Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственно-
сти городского округа Саранск земельного участка площадью 25128 кв.м. с
кадастровым номером 13:23:120600161414 для размещения кладбища по адре-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в не
принятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию
мест захоронения на кладбище в с.Напольная Тавла;
- обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного
месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр
муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок
кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адре-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла;
- обязать Администрацию городского округа Саранск в течение девяти
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по
надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла, а именно: произве-
сти обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить ин
формационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.
04 августа 2014 г. от прокурора Октябрьского района г.Саранска поступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 ГПК Российской Федерации в котором заявитель просил:
- признать незаконным бездействия Администрации городского округа
Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собствен
ности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с
кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адре-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в не
принятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище
с.Напольная Тавла;
- обязать Администрацию городского округа Саранск в течении одного
месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр
муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок
с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по ад-
ресу: Республика Мордовия, городской округа Саранск, с.Напольная Тавла;
- обязать Администрацию городского округа Саранск в течении двена-
дцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры
по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла, а именно уста
новить ограждение, произвести обваловку территории кладбища.
В судебном заседании представитель заявителя Лапшина О.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. просила исковые требования оставить без удовлетворения, представила возражения, согласно которым земельный участок площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 не является муниципальным имуществом, в связи с чем не подлежит включению в Реестр муни-
ципальной собственности городского округа Саранск. Кроме того, данное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а именно в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК Российской Федерации. Также КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов (пункт 3 Устава вышеназванного учреждения, утвержденного Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 года № 708). Так, в соответствии с п.п. 6 п. 11 Устава казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» учреждение за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет следующие виды деятельности: «...организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .». Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Администрация городского округа Саранск является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций (статья 31 Устава городского округа Саранск). Таким образом, со стороны Администрации городского округа Саранск нормы действующего законодательства, а также положения, закрепленные Уставом городского округа, исполняются надлежащим образом, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не подлежит удовлетворению. В связи с чем, Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», Милешин В.И. не возражал относительно удовлетворения заявленных требований, пояснив, что КУ го Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляет деятельность по содержанию общественных кладбищ за счет средств бюджета городского округа Саранск в пределах выделенных средств Администрацией городского округа Саранск.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора
Октябрьского района г.Саранска, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проверкой надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Напольная Тавла.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, отношении неопределенного круга лиц.
Так, статьей 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» устанавливаются санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 Закона № 8-ФЗ). Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона № 8-ФЗ).
В соответствии с пп.23, 25 п.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Статьей 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Статьей 51 этого же Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Пунктом 5 статьи 51 Закона определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. На основании данного приказа решением Совета депутатов городского округа Саранск от 15.06.2012 №90 утверждено Положение о реестре муниципального имущества городского округа Саранск.
В соответствии с данными нормативно-правовыми актами объектом
учета в Реестре являются находящиеся в собственности городского округа Саранск недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое строение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, по смыслу данной статьи, кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечает признакам недвижимого имущества.
Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Кроме того, постановлением Администрации го Саранск от 04 февраля 2014 № 282 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 18963 кв. м с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, категория земель: земли населенных пунктов.
Вместе с тем, из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В пункте 3 статьи 3.1 данного Закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти
Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным
предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерче-
ским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного)
пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у го-
сударственных академий наук, а также у организаций, созданных государст-
венными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным
академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной ком-
пании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполни
тельной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных ус
луг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйст-
ва;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и
предусмотренные федеральными законами земли.
Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при раз-
граничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским
законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из
федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок, площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414, на котором размещено кладбище, находящийся по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в отношении данного земельного участка отсутствуют правовые основания для регистрации в отношении него права муниципальной собственности, а следовательно, он не подлежит включению в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что при регистрации права постоянного бессрочного пользования на вышеуказанный земельный участок за КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», право на передачу никем не оспорено.
В свою очередь, статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 53 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, содержат перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, указание в данных статьях, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для ор-
ганизации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, не является основанием возникновения права собственности на данные объекты.
В связи с чем, по мнению суда необходимо отказать в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района города Саранска в части признания незаконными бездействия Администрации городского округа Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, и возложения на Администрацию городского округа Саранск обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла.
При этом заявление в части признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск выразившееся в неприятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла, возложении обязанности принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла подлежат удовлетворении.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26.02.2010 № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения».
Пунктом 2.3.2 Стандарта определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск:
1) территория городских кладбищ должна быть огорожена по
периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен от
дельный номер или наименование;
2) территория кладбищ независимо от способа захоронения должна
подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную;
административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты
по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать
раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей,
автостоянку и остановки общественного транспорта;
3) около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен
схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, сек
торов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного
пользования и емкостей с технической водой;
4) на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооруже-
ния, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг;
5) территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с техниче-
ской водой, доступными для пользования посетителями;
6) территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами
для складирования мусора;
7) территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступ-
ным для посетителей;
8) для посетителей городских кладбищ должна быть организована сто-
янка для автотранспорта.
В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Пунктом 2.7 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:
- наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;
- систему дренажа;
- обваловку территории;
- характер и площадь зеленых насаждений;
- организацию подъездных путей и автостоянок;
- планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с
разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом пло-
щадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;
- разделение территории кладбища на функциональные зоны (вход-
ную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой за
щиты по периметру кладбища);
- канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоуст-
ройство территории.
Из объяснений старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшиной О.Г. следует, на кладбище с.Напольная Тавла отсутствует информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожки, исторических и мемориальных могил, места общественного пользования и емкости с технической водой, ограждение кладбища. Кроме того, на самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Вдоль кладбища имеется мусор. Имеются захоронения, огражденные по периметру оградой 3x6 м., выходящие за пределы кладбища.
Данные обстоятельства представителем Администрации городского округа Саранск не оспаривались.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных гигиенических норм территория кладбища в с. Напольная Тавла не обвалована, отсутствует ограждение и стенд для размещения информации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации городского округа Саранск на кладбище с.Напольна Тавла, в связи с чем бездействие Администрации городского округа Саранск влечет невозможность сохранности данного объекта имущества, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения, поэтому, в соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор имел право на обращение в суд с данным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, при этом данное исковое заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц — прежде всего населения городского округа Саранск.
Суд также не принимает довод представителя ответчика о необходимости рассмотрения данного искового заявления по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации, поскольку заявления, которые предъявлены в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, должны характеризоваться отсутствием материально-правового спора о праве. Вместе с тем, в требованиях прокурора, связанных с не включением в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, по мнению суда, усматривается наличие спора о праве ввиду неопределенности по вопросу принадлежности данного земельно-
го участка.
Суд также признает несостоятельными довод представителя ответчика Стансковой Е.В. о том, что в связи с тем, что Администрацией городского округа Саранск создано КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», согласно Уставу которого «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет в том числе «...организацию ри-туальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .», Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит лишь финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства.
Исходя из приведенного анализа правовых норм, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части первой статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
Пунктом 13 части первой статьи 50 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
В частях 2 и 4 статьи 51 названного Федерального закона оговорено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 53 названного Федерального закона).
Из положений статей 2, 8 Федерального закона от 14 ноября 2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что за муниципальным унитарным предприятием муниципальное имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статьям 18, 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших; финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с требованиями главы 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащей правовые инструменты, позволяющие выделять бюджетные ассигнования (на реализацию целей, предусмотренных статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и муниципальным учреждениям и предприятиям.
В то же время статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не регулирует порядок предоставления субсидий государственным (муниципальным) учреждениям - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункта 20 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций установлен главой 5 настоящего Федерального закона.
В частности, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены соответствующими правовыми актами в целях социального обеспечения населения (пункт 10 части первой статьи 19 названного Федерального закона).
В пункте 3 части 4 статьи 19 данного Федерального закона разъяснено, что не является государственной или муниципальной преференцией закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких
действий(бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона, (пункт 7 части первой статьи 15 Федерального закона)
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02 апреля 2009 г. № 708 утвержден Устав Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», согласно которому учреждение является некоммерческой организацией, несущей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Саранск, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (далее по тексту - Учредитель), который является Главным распорядителем бюджетных средств. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Деятельность Учреждения финансируется из средств бюджета городского округа Саранск на основании бюджетной сметы доходов и расходов.
В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 2,3,8,9).
Подпунктом 10 пункта 10 Устава определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Подпунктом 11 пункта 10 Устава указан один из видов деятельности, которые Учреждение осуществляет в целях реализации предмета деятельности за счет средств бюджета городского округа Саранск в том числе организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно благоустройство мест захоронения (кладбищ);охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в установленном законодательством и муниципальными правовыми актами порядке за счет ассигнований бюджета городского округа Саранск, предусмотренных на обеспечение деятельности Учреждения.
Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой доходов и расходов.
Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через счета, открытые в органах Федерального казначейства в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункты 15,16,17,18).
Исходя из анализа правовых норм, суд находит, что Администрация городского округа Саранск представляет муниципальное образование городского округа Саранск при разрешении вопросов местного значения и создание вышеуказанного Учреждения, само по себе, не освобождает муниципальное образование исполнять обязанности по осуществлению надлежащих мер по организации похоронного дела в границах муниципального образования., в связи, с чем возложение на Администрацию городского округа Саранск обязанности по принятию надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище в с.Напольная Тавла, находящемся на территории городского округа Саранск соответствует закону.
Доказательств надлежащего оборудования и содержания кладбища в с.Напольная Тавла Администрацией городского округа Саранск суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что Администрация городского округа Саранск проявила бездействие, выразившиеся в отсутствие надлежащих мер в организации похоронного дела на кладбище с.Напольная Тавла, в связи с чем, заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск в части возложения обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла, а именно: произвести об-валовку территории кладбища, установить ограждение, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело
по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия выразившееся в неприятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла городского округа Саранск, возложении обязанности принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла городского округа Саранск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла городского округа Саранск.
Обязать Администрацию городского округа Саранск в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла городского округа Саранск, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение.
В удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округа Саранск, с.Напольная Тавла, отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 08 августа 2014 года
Судья - О.Н. Ионова