ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3111/2014 от 04.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №2-3111/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 04 августа 2014 г. г. Саранск

 Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе; председательствующего судьи Ионовой О.Н.,

 при секретаре судебного заседания Антоновой М.А.,

 с участием:

 представителя заявителя старшего помощника Прокурора Октябрьского рай­она г. Саранска Лапшиной О. Г.,

 представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Станско-вой Елены Викторовны, действующей на основании доверенности от 23 сен­тября 2013 г.,

 представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований от­носительно предмета спора на стороне ответчика Казенного учреждения го­родского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустрой­ства», Милешина В. И., действующего на основании дове­ренности 04 февраля 2014 г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске

 04 августа 2014 года

 гражданское дело по заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Админист­рации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия выра­зившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городско­го округа Саранск земельных участков для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, в непри­ятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла городского округа Саранск, возложении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок для размещения кладбища по адресу: Республика Мордо­вия, городской округа Саранск, с. Напольная Тавла, принять меры по надле­жащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла городского округа Са­ранск

 установил:

 прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с заявлени­ем, в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городского округа Са­ранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордо­вия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище в с.Напольная Тавла городского округа Саранск, возложении обя­занности на Администрацию городского округа Саранск в течение одного ме­сяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр му­ниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок


  кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по ад­ресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, в течении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла городского округа Саранск, а именно: произвести обваловку территории клад­бища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.

 В обоснование требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка надлежащего содержания мест захоро­нения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в ходе кото­рой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены на­рушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадле­жащего оборудования и содержания кладбищ в с.Напольная Тавла.

 Проведенной прокуратурой района совместно с представителями МП городского округа Саранск «ЖРСУ Октябрьского района», установлено, что на территории кладбища в с.Напольная Тавла имеется подъезд к кладбищу, бункер для мусора, бак для технической воды, туалет, входная группа на клад­бище. Отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначе­нием секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общест­венного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбища. На самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Кладбище не раз­бито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, терри­тория кладбища на функциональные зоны не подразделена.

 Кроме того, постановлением Администрации городского округа Са­ранск от 04 февраля 2014 г. № 282 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предостав­лено в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения клад­бища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, категория земель: земли населенных пунктов. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользо­вание указанные земельные участки в Реестр муниципальной собственности не включены, о чем имеется сообщение Комитета по управлению муници­пальным имуществом городского округа Саранск.

 В нарушение гигиенических норм территория кладбища в с.Напольная Тавла не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зеленой защиты по периметру кладбища.

 Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в дея­тельности Администрации городского округа Саранск на кладбище в с.Напольная Тавла влечет невозможность не только сохранности данного объ­екта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обес­печение безопасности жизни и здоровью населения.

 На основании вышеизложенного прокурор просил суд:


  - признать незаконным бездействие Администрации городского округа
Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собственно­-
сти городского округа Саранск земельного участка площадью 25128 кв.м. с
кадастровым номером 13:23:120600161414 для размещения кладбища по адре­-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в не­
принятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию
мест захоронения на кладбище в с.Напольная Тавла;

 - обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного
месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр
муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок
кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адре­-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла;

 - обязать Администрацию городского округа Саранск в течение девяти
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по
надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла, а именно: произве­-
сти обваловку территории кладбища, установить ограждение, установить ин­
формационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища.

 04 августа 2014 г. от прокурора Октябрьского района г.Саранска по­ступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на ос­новании части 1 статьи 39 ГПК Российской Федерации в котором заявитель просил:

 - признать незаконным бездействия Администрации городского округа
Саранск, выразившееся во не включении в Реестр муниципальной собствен­
ности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с
кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адре­-
су: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла; в не­
принятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище
с.Напольная Тавла;

 - обязать Администрацию городского округа Саранск в течении одного
месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в Реестр
муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок
с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по ад-­
ресу: Республика Мордовия, городской округа Саранск, с.Напольная Тавла;

 - обязать Администрацию городского округа Саранск в течении двена-­
дцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры
по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла, а именно уста­
новить ограждение, произвести обваловку территории кладбища.

 В судебном заседании представитель заявителя Лапшина О.Г. заявлен­ные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

 Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. просила исковые требования оставить без удовлетворения, представила возражения, согласно которым земельный участок площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 не является муници­пальным имуществом, в связи с чем не подлежит включению в Реестр муни-


  ципальной собственности городского округа Саранск. Кроме того, данное ис­ковое заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а именно в порядке, предусмот­ренном главой 25 ГПК Российской Федерации. Также КУ «Дирекция комму­нального хозяйства и благоустройства» является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслу­живанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транс­портной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, перера­ботки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муници­пальных контрактов (пункт 3 Устава вышеназванного учреждения, утвер­жденного Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 года № 708). Так, в соответствии с п.п. 6 п. 11 Устава казен­ного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хо­зяйства и благоустройства» учреждение за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет следующие виды деятельности: «...организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустрой­ство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .». Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Администрация городского округа Саранск является му­ниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управ­ленческих функций (статья 31 Устава городского округа Саранск). Таким об­разом, со стороны Администрации городского округа Саранск нормы дейст­вующего законодательства, а также положения, закрепленные Уставом город­ского округа, исполняются надлежащим образом, в связи с чем, требование о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Са­ранск в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и со­держанию мест захоронения не подлежит удовлетворению. В связи с чем, Ад­министрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

 В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответ­чика Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция комму­нального хозяйства и благоустройства», Милешин В.И. не возражал относи­тельно удовлетворения заявленных требований, пояснив, что КУ го Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляет дея­тельность по содержанию общественных кладбищ за счет средств бюджета городского округа Саранск в пределах выделенных средств Администрацией городского округа Саранск.

 Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письмен­ные доказательства по делу и оценив в совокупности представленные доказа­тельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора


  Октябрьского района г.Саранска, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 Из материалов гражданского дела следует, что проведенной прокура­турой Октябрьского района г. Саранска проверкой надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г.Саранска, в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены наруше­ния законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в с. Напольная Тавла.

 В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоя­тельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуаль­ного кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) про­курор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, отношении неопределенного круга лиц.

 Так, статьей 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» устанавливаются санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. Дея­тельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарны­ми и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 Закона № 8-ФЗ). Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона № 8-ФЗ).

 В соответствии с пп.23, 25 п.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» к вопросам местного значения город­ского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест за­хоронения. Статьей 50 данного Федерального закона в собственности муни­ципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. Статьей 51 это­го же Закона органы местного самоуправления от имени муниципального об­разования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муници­пальным имуществом. Пунктом 5 статьи 51 Закона определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в поряд­ке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реест­ров муниципального имущества. На основании данного приказа решением Совета депутатов городского округа Саранск от 15.06.2012 №90 утверждено Положение о реестре муниципального имущества городского округа Саранск.

 В соответствии с данными нормативно-правовыми актами объектом


  учета в Реестре являются находящиеся в собственности городского округа Саранск недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое строение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без со­размерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отне­сенное законом к недвижимости).

 Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижи­мым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, пе­ремещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, по смыслу данной статьи, кладбища являются объектами недвижи­мого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несо­размерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечает признакам недвижимого имущества.

 Пунктами 23, 29 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, к вопросам местного значения муниципального образования отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест за­хоронения. Подпунктом 13 части 4 статьи 53 Устава установлено, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для органи­зации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

 Кроме того, постановлением Администрации го Саранск от 04 февраля 2014 № 282 Казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 18963 кв. м с када­стровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, катего­рия земель: земли населенных пунктов.

 Вместе с тем, из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции» следует, что распоряжение земельными участками, государственная соб­ственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 В пункте 3 статьи 3.1 данного Закона указано, что в целях разграниче­ния государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

 - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности Российской Федерации;

 - земельные участки, предоставленные органам государственной власти
Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным
предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерче-


  ским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

 - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного)
пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у го­-
сударственных академий наук, а также у организаций, созданных государст­-
венными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным
академиям наук;

 - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной ком­-
пании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполни­
тельной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных ус­
луг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйст­-
ва;

 - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и
предусмотренные федеральными законами земли.

 Статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки:

 - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

 - право муниципальной собственности на которые возникло при раз­-
граничении государственной собственности на землю;

 - которые приобретены по основаниям, установленным гражданским
законодательством;

 - которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из
федеральной собственности.

 Таким образом, земельный участок, площадью 18963 кв.м. с кадастро­вым номером 13:23:1206001:1414, на котором размещено кладбище, находя­щийся по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Наполь­ная Тавла, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, в отношении данного земельного участка отсут­ствуют правовые основания для регистрации в отношении него права муници­пальной собственности, а следовательно, он не подлежит включению в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск.

 Кроме того, в судебном заседании установлено, что при регистрации права постоянного бессрочного пользования на вышеуказанный земельный участок за КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйст­ва и благоустройства», право на передачу никем не оспорено.

 В свою очередь, статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 53 Устава городского округа Саранск, ут­вержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 177, содержат перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на основаниях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации. При этом, указание в данных статьях, что в состав муниципальной собственности муниципального образования входят, в том числе, имущество, включая земельные участки, предназначенные для ор-


  ганизации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, не является ос­нованием возникновения права собственности на данные объекты.

 В связи с чем, по мнению суда необходимо отказать в удовлетворении требований прокурора Октябрьского района города Саранска в части призна­ния незаконными бездействия Администрации городского округа Саранск по не включению в Реестр муниципальной собственности городского округа Са­ранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордо­вия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, и возложения на Админи­страцию городского округа Саранск обязанности включить в Реестр муници­пальной собственности городского округа Саранск земельный участок с када­стровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла.

 При этом заявление в части признании незаконным бездействия Адми­нистрации городского округа Саранск выразившееся в неприятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла, возло­жении обязанности принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла подлежат удовлетворении.

 Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26.02.2010 № 356 утвержден Стандарт качества предоставления муниципаль­ной услуги «Содержание мест захоронения».

 Пунктом 2.3.2 Стандарта определены требования к территории клад­бищ городского округа Саранск:

 1) территория городских кладбищ должна быть огорожена по
периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен от­
дельный номер или наименование;

 2)        территория кладбищ независимо от способа захоронения должна
подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную;
административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты
по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать
раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей,
автостоянку и остановки общественного транспорта;

 3) около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен
схематический план кладбищ с обозначением административных зданий, сек­
торов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного
пользования и емкостей с технической водой;

 4)        на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооруже-­
ния, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг;

 5)        территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с техниче-­
ской водой, доступными для пользования посетителями;

 6) территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами
для складирования мусора;

 7) территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступ-­
ным для посетителей;

 8) для посетителей городских кладбищ должна быть организована сто-


  янка для автотранспорта.

 В соответствии с п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенических требова­ний к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», утвержденных постановлением Главного государст­венного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, уст­ройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установ­ленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

 Постановлением Главного государственного санитарного врача Рос­сийской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требо­вания к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооруже­ний похоронного назначения».

 В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, рекон­струкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполне­ния всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительст­вом, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуата­цией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

 Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зда­ний, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нор­мативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

 Пунктом 2.7 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

 - наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

 - систему дренажа;

 - обваловку территории;

 - характер и площадь зеленых насаждений;

 - организацию подъездных путей и автостоянок;

 - планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с
разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом пло­-
щадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;


  - разделение территории кладбища на функциональные зоны (вход-­
ную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой за­
щиты по периметру кладбища);

 - канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоуст-­
ройство территории.

 Из объяснений старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшиной О.Г. следует, на кладбище с.Напольная Тавла отсутст­вует информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожки, исторических и мемориальных могил, места общественного пользо­вания и емкости с технической водой, ограждение кладбища. Кроме того, на самих кладбищах имеются заросли из старых деревьев. Вдоль кладбища име­ется мусор. Имеются захоронения, огражденные по периметру оградой 3x6 м., выходящие за пределы кладбища.

 Данные обстоятельства представителем Администрации городского округа Саранск не оспаривались.

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных гигиенических норм территория кладбища в с. Напольная Тавла не обвалована, отсутствует ограждение и стенд для размещения инфор­мации.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии над­лежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администра­ции городского округа Саранск на кладбище с.Напольна Тавла, в связи с чем бездействие Администрации городского округа Саранск влечет невозмож­ность сохранности данного объекта имущества, а также нарушение прав неоп­ределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью насе­ления, поэтому, в соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор имел право на обращение в суд с данным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку подача прокурором заявления в суд в данном случае явля­ется способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нару­шаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых пу­тем присуждения к исполнению обязанности в натуре, при этом данное иско­вое заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц — прежде всего населения городского округа Саранск.

 Суд также не принимает довод представителя ответчика о необходимо­сти рассмотрения данного искового заявления по правилам главы 25 ГПК Рос­сийской Федерации, поскольку заявления, которые предъявлены в суд в по­рядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, должны характеризоваться отсутствием материально-правового спора о пра­ве. Вместе с тем, в требованиях прокурора, связанных с не включением в Ре­естр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью 18963 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1206001:1414 для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Напольная Тавла, по мнению суда, усматривается наличие спора о праве ввиду неопределенности по вопросу принадлежности данного земельно-


  го участка.

 Суд также признает несостоятельными довод представителя ответчика Стансковой Е.В. о том, что в связи с тем, что Администрацией городского ок­руга Саранск создано КУ городского округа Саранск «Дирекция коммуналь­ного хозяйства и благоустройства», согласно Уставу которого «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» за счет средств бюджета го­родского округа Саранск осуществляет в том числе «...организацию ри-туальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе: благоустройство мест захоронения (кладбищ); охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ;.. .», Администрация городского округа Саранск со своей стороны производит лишь финансовое обеспечение деятельности ка­зенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хо­зяйства и благоустройства.

 Исходя из приведенного анализа правовых норм, организация ритуаль­ных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного само­управления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учре­ждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципально­го задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части первой статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

 Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

 Пунктом 13 части первой статьи 50 Федерального закона «О погребе­нии и похоронном деле» предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.

 В частях 2 и 4 статьи 51 названного Федерального закона оговорено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное иму­щество во временное или в постоянное пользование физическим и юридиче­ским лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

 Муниципальные образования могут создавать муниципальные пред­приятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Расходы местных бюджетов осуществ­ляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 53 названного Федерального закона).


  Из положений статей 2, 8 Федерального закона от 14 ноября 2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» сле­дует, что за муниципальным унитарным предприятием муниципальное иму­щество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 Согласно статьям 18, 29 Федерального закона «О погребении и похо­ронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и город­ских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлага­ется обязанность по осуществлению погребения умерших; финансовое обес­печение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального за­кона.

 Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответ­ствии с требованиями главы 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащей правовые инструменты, позволяющие выделять бюджетные ас­сигнования (на реализацию целей, предусмотренных статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и муниципальным учреждениям и предпри­ятиям.

 В то же время статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не регулирует порядок предоставления субсидий государственным (муниципаль­ным) учреждениям - производителям товаров, работ, услуг.

 Согласно пункта 20 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муни­ципальными преференциями понимается предоставление федеральными орга­нами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осущест­вляющими функции указанных органов органами или организациями отдель­ным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им бо­лее выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций установлен главой 5 настоящего Федерального закона.

 В частности, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены соответствующими правовыми актами в целях социаль­ного обеспечения населения (пункт 10 части первой статьи 19 названного Фе­дерального закона).

 В пункте 3 части 4 статьи 19 данного Федерального закона разъяснено, что не является государственной или муниципальной преференцией закрепле­ние государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких


  действий(бездействия), в частности запрещается предоставление государст­венной или муниципальной преференции в нарушение требований, установ­ленных главой 5 настоящего Федерального закона, (пункт 7 части первой ста­тьи 15 Федерального закона)

 Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02 апреля 2009 г. № 708 утвержден Устав Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», со­гласно которому учреждение является некоммерческой организацией, несу­щей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, ус­тановленном гражданским законодательством Российской Федерации.

 Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организа­цией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструк­цией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышлен­ных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.

 Учредителем Учреждения является муниципальное образование город­ской округ Саранск, функции и полномочия учредителя которого осуществля­ет Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Са­ранск (далее по тексту - Учредитель), который является Главным распоряди­телем бюджетных средств. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Деятельность Учреждения финансируется из средств бюджета городского ок­руга Саранск на основании бюджетной сметы доходов и расходов.

 В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам Учреждения несет собственник имущества Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 2,3,8,9).

 Подпунктом 10 пункта 10 Устава определено, что целью и предметом деятельности Учреждения являются организация ритуальных услуг и содер­жание мест захоронения.

 Подпунктом 11 пункта 10 Устава указан один из видов деятельности, которые Учреждение осуществляет в целях реализации предмета деятельно­сти за счет средств бюджета городского округа Саранск в том числе организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, а именно бла­гоустройство мест захоронения (кладбищ);охрана кладбищ; строительство входных групп и ограждение кладбищ.

 Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в установленном законодательством и муниципальными правовыми актами по­рядке за счет ассигнований бюджета городского округа Саранск, предусмот­ренных на обеспечение деятельности Учреждения.

 Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой доходов и расходов.


  Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через счета, открытые в органах Федерального казначейства в соответствии с поло­жениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, под­лежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджетной классифика­ции Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств с учетом при­нятых и неисполненных обязательств (пункты 15,16,17,18).

 Исходя из анализа правовых норм, суд находит, что Администрация городского округа Саранск представляет муниципальное образование город­ского округа Саранск при разрешении вопросов местного значения и создание вышеуказанного Учреждения, само по себе, не освобождает муниципальное образование исполнять обязанности по осуществлению надлежащих мер по организации похоронного дела в границах муниципального образования., в связи, с чем возложение на Администрацию городского округа Саранск обя­занности по принятию надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище в с.Напольная Тавла, находящемся на территории городского округа Саранск соответствует закону.

 Доказательств надлежащего оборудования и содержания кладбища в с.Напольная Тавла Администрацией городского округа Саранск суду не пред­ставлено.

 При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что Ад­министрация городского округа Саранск проявила бездействие, выразившиеся в отсутствие надлежащих мер в организации похоронного дела на кладбище с.Напольная Тавла, в связи с чем, заявление прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск в части возложения обязанности на Администрацию городского округа Саранск в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежа­щему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла, а именно: произвести об-валовку территории кладбища, установить ограждение, подлежат удовлетво­рению.

 В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оцени­вает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на все­стороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имею­щихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда зара­нее установленной силы.

 Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рас­сматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, осво­бождаются государственные органы, органы местного самоуправления, вы­ступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

 Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело


  по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требо­ваний и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

 решил:

 заявление прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Са­ранск о признании незаконным бездействия выразившееся в неприятии над­лежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тав­ла городского округа Саранск, возложении обязанности принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с. Напольная Тавла городского округа Саранск удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище с.Напольная Тавла городского округа Саранск.

 Обязать Администрацию городского округа Саранск в течении двена­дцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища в с.Напольная Тавла городского окру­га Саранск, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение.

 В удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Админист­рации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия выра­зившееся во не включении в Реестр муниципальной собственности городско­го округа Саранск земельных участков для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Напольная Тавла, возло­жении обязанности включить в Реестр муниципальной собственности город­ского округа Саранск земельный участок для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округа Саранск, с.Напольная Тавла, отказать.

 На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба и пред­ставление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленин­ский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий

 Судья Ленинского районного суда

 г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

 Мотивированное решение принято 08 августа 2014 года

 Судья - О.Н. Ионова