Дело №
55RS0№-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 09 августа 2022 года
Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Мотроховой А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КУ «Центр занятости населения» о признании действий незаконными, признании права на выплату пособия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, ссылаясь на то, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ приказом отдела занятости населения САО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ., ей было назначено соответствующее пособие. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделом занятости ей начислено и фактически выплачено пособие по безработице в общем размере 43047 рублей 38 копеек. В соответствии с приказом отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия по безработице ей прекращена с одновременным снятием с ДД.ММ.ГГГГ с учета в качестве безработного гражданина, в связи с получением пособия по безработице обманным путем. При ее личном посещении инспектор ей пояснила, что статус безработного снят с нее по причине того, что центру занятости стало известно о ее статусе налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятого). Данная информация отражена на официальном сайте ФНС. По стечению обстоятельств о ее статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) ей стало известно в то же самое время, что и отделу занятости по САО <адрес>. Дело в том, что она ошибочно при вхождении в приложение на мобильном телефоне «Мой налог» произвела регистрацию и стала самозанятой ДД.ММ.ГГГГ. Данное приложение ею было скачано с целью подачи декларации 3НДФЛ, а не с целью регистрации в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятой). После того, как она поняла, что через данное приложение невозможно направить декларацию 3НДФЛ, оно было незамедлительно удалено. Получается, что на момент признания ее ДД.ММ.ГГГГ безработной по данным налоговой службы она уже имела статус самозанятой, о котором не знала сама, а значит, указанная информация во исполнение Временных правил должна была быть проверена инспектором центра занятости. При проверке указанных сведений и получении отказа в регистрации в качестве безработной по причине статуса самозанятой она могла бы сняться с учета в налоговом органе как самозанятая, так как никогда не вела никакой предпринимательской деятельности и не имела дохода, что подтверждается справками налогового органа. Имея по данным налоговой службы статус самозанятой отделом занятости населения в признании ее безработной и выплате пособия ей отказано не было, а значит статус безработной, по ее мнению, был присвоен ей на законных основаниях. Ошибка центра занятости, вызванная неполной проверкой всех необходимых сведений, приведшая к регистрации ее в качестве безработной, начислению и выплате е пособия по безработице, привела в итоге к обвинению ее в получении пособия по безработице обманным путем, о чем ей было сообщено письмом.
Просит признать незаконными действия КУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о снятии ее с ДД.ММ.ГГГГ в качестве безработной и прекращении выплаты пособия по безработице. Обязать КУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» восстановить статус ФИО1 в качестве безработной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать КУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» восстановить ее право на получение пособия по безработице в сумме 43047 рублей 38 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы урегулированы Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно положениям ст.3 поименованного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1,2 Временных правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 дистанционно обратилась в отдел занятости населения САО <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве безработного в порядке, предусмотренном Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком изданы приказы о признании ФИО1 безработной с ДД.ММ.ГГГГ и назначении ей пособия по безработице, в связи с чем, истцу с ДД.ММ.ГГГГ перечислялось пособие по безработице (л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком изданы приказы о снятии ФИО1 с регистрационного учета в целях подходящей работы (в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ и прекращении выплаты пособия в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем (л.д.31,32,33).
В соответствии со ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно ч.6 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч.7).
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог) (ч.8).
В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №422-ФЗ мобильное приложение «Мой налог» - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1).
Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».
В целях настоящего Федерального закона оператор федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) осуществляет информационный обмен с налоговыми органами для целей постановки на учет и снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика в соответствии с протоколами информационного обмена, размещаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».
Как следует из искового заявления и пояснений ФИО1, она скачала на свой мобильный телефон приложение «Мой налог» и произвела там регистрацию, в связи с чем была зарегистрирована в качестве самозанятого гражданина ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии КУ «Центр занятости населения» были получены сведения о том, что на момент подачи заявления о присвоении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ статуса безработного она состояла в налоговом органе на учете как самозанятый гражданин. Данные обстоятельства явились основанием для снятия ФИО1 с учета и прекращения выплаты пособия.
По правилам ст.35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в Российской Федерации», выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 настоящего Закона; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
С учетом изложенного, приказами директора КУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 снята с учета в качестве безработной с прекращением выплаты пособия по безработице (л.д.31,32).
Таким образом, истец, изъявив желание перейти на специальный налоговый режим, встав на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый гражданин), является занятым по смыслу ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, о чем ответчика не уведомила и такое обстоятельство являлось существенными для решения вопроса о ее постановке на регистрационный учет безработных граждан в целях назначения и выплаты пособия по безработице, в связи с чем, принятие ответчиком решения о прекращении выплаты такого пособия с одновременным снятием истца с учета в качестве безработного основано на положениях действующего законодательства.
Доводы истца о том, что при подаче заявления ею были сообщены все запрашиваемые сведения, а вопрос о статусе истца как самозанятого гражданина, не выяснялся ответчиком, в связи с чем недостоверная информация ею не сообщалась, опровергаются материалами дела, из которых следует, что при обращении за оказанием услуги «Содействие в поиске работы» обращающееся лицо для дальнейшей регистрации должно подтвердить информацию, в том числе, что не зарегистрировано в качестве самозанятого. При этом ссылка истца на обязанность органа занятости проверить достоверность предоставленной информации до признания безработным и назначения пособий не влечет удовлетворение требований истца, поскольку не свидетельствует о незаконности решения ответчика при выявлении им обстоятельств, имеющих значение для определения статуса безработного и получения пособий.
Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КУ «Центр занятости населения» о признании действий незаконными, признании права на выплату пособия отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Мотрохова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.