ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3113/18 от 05.09.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3113/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2018 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С. при секретаре судебного заседания Бутаковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Омска, управлению делами Администрации г. Омска о взыскании задолженности по мерам социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском, мотивируя свои требования тем, что в связи с выходом на пенсию в 2011 году ей была установлена ежемесячная доплата к пенсии в качестве меры социальной поддержки. Выплата данной ежемесячной доплаты была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по ежемесячным доплатам в качестве меры социальной поддержки в размере 192 095,24 рублей. Просит взыскать с ответчика невыплаченную доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 192 095,24 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представители ответчиков Администрации города Омска, управления делами Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, были извещены надлежащим образом (л.д. 53, 54). От представителей ответчиков в адрес суда представлены отзывы на исковое заявление (л.д. 6-7, 30-33).

Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П; Определения от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О и др.).

Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичное правило содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.

Соответственно, вопросы установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является пенсионером по старости.

На основании распоряжения Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГФИО1 установлена ежемесячная выплата (л.д.14).

На основании распоряжения Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат гражданам, ранее замещавшим отдельные муниципальные должности, в том числе ФИО1 было прекращено (л.д.15-16).

Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено предоставление за счет средств бюджета города Омска определенной категории граждан, ранее замешавшим должности в местных органах власти и управления города Омска.

На основании данного Решения ФИО1 возобновлена выплата ежемесячных выплат в качестве меры социальной поддержки, о чем Администрацией г.Омска принято соответствующее распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат ФИО1 ежемесячно не производилось.

До указанной даты выплаты производились на основании постановления Администрации г. Омска от 27 декабря 2011 года N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", которым было утверждено Положение о мерах социальной поддержки граждан, ранее замещавших отдельные должности в органах государственной власти и управления в городе Омске, местных органах власти и управления города Омска, органах городского самоуправления города Омска.

Обращаясь в суд с названным выше иском, ФИО1 нарушение своих прав обосновала тем, что задолженность мерам социальной поддержки образовалась не по ее вине, а вследствие судебных споров относительно правомерности установления данной меры социальной поддержки; итоговым судебным актом подтверждено право органа местного самоуправления производить выплату ежемесячных доплат.

Оценивая права истца, суд учитывает обстоятельства, послужившие основанием для прекращения выплаты с ДД.ММ.ГГГГФИО1 ежемесячных выплат в качестве меры социальной поддержки.

Так, решением Центрального районного суда г.Омска по делу 2а-1047/2016 11.03.2016 разрешено административное исковое заявление прокурора города Омска о признании недействующим постановления Администрации г. Омска от 27 декабря 2011 года № 1829-П, постановлено решение, которым постановление Администрации города Омска от 27.12.2011 N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" признано недействующим полностью постановление со дня вступления в законную силу решения суда. Одновременно, данным судебным актом на Администрацию г.Омска возложена обязанность опубликовать решения суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

После вынесения решения Администрацией г.Омска 13.04.2016 принято постановление N 479-п "О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска и внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска", из содержания которого следует, что на основании решения Центрального районного суда города Омска от 11 марта 2016 года по делу N 2а-1047/2016 и в соответствии с предметной компетенцией, определенной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, признано утратившим силу с 15.04.2016 постановление Администрации города Омска от 27 декабря 2011 года N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 21.06.2017 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2016 г. было отменено. Прокурору города Омска в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 27 декабря 2011 года N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" отказано.

Оценивая влияние судебного спора на права истца, суд исходит из общеправового принципа законности, предполагающего, в том числе, что властные решения публичного органа должны соответствовать требованиям действующего законодательства, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как таковое право истца на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исковой стороной не оспорено. Ответной стороной приведены возражения об отсутствии правового основания для начисления и выплаты соответствующих сумм в указанный период в связи с принятием Администрацией г.Омска ДД.ММ.ГГГГ постановления «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов г.Омска». А также указано на отсутствие у уполномоченного органа обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, поскольку реализация данных мер является исключительно правом органа местного самоуправления.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сложилась неопределенность в правах ФИО1 на получение соответствующих мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат к трудовой пенсии в силу судебного спора и принятого органом местного самоуправления во исполнение судебного акта решения. Однако, данные обстоятельства неблагоприятных последствий для истца повлечь не могут, поскольку право на получение мер социальной поддержки, обязанность по предоставлению которых была принята на себя органом местного самоуправления, не может быть ограничено ничем иным, кроме закона (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Более того, апелляционной коллегией Омского областного суда подтверждена правомочность правового регулирования органом местного самоуправления вопроса предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат муниципальным служащим.

Поскольку право истца на получение ежемесячных доплат к пенсии возникло на законном правовом основании, было признано муниципальным органом и в дальнейшем оспорено не было, правовых оснований для переоценки данного права в виде прекращения права на получение мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом нового правового регулирования, установленного постановлением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.

Доводы Администрации г.Омска об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению мер социальной поддержки являются необоснованными, поскольку решение о прекращении соответствующих выплат с ДД.ММ.ГГГГ было принято Администрацией г.Омска исключительно в рамках исполнения судебного акта, а не на основании собственного распорядительного решения. Следовательно, сделать вывод о том, что Администрация г.Омска воспользовалась своим нормотворческим правом и добровольно приняла решение об отмене постановления Администрации г. Омска от 27 декабря 2011 года N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", исходя из приведенной выше хронологии событий у суда оснований не имеется.

В свою очередь, Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» призвано устранить возникшую неопределенность в правах граждан в связи с вынесением решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-1047/2016, что следует с очевидностью из пояснительной записки к проекту данного решения.

Таким образом, публичный орган вновь признал соответствующую обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Сохранение права на получение мер социальной поддержки, признанного уполномоченным органом, согласуется с правовой позицией Европейского суда по правам человека применительно к имущественным благам (в т.ч. денежным средствам), законно ожидаемым их получателями.

Правовая позиция Европейского Суда по правам человека учитывается судом в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней".

Установившаяся правовая позиция Европейского суда заключается в том, чтобы рассматривать такие имущественные блага (денежные средства) как "имущество" по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции (Постановление Европейского суда по делу "Рябых против Российской Федерации" (Ryabykh v. Russia), жалоба N 52854/99, § 52, ECHR 2003-X; Постановление Европейского суда по делу "Андросов против Российской Федерации", § 55). В то время как простое ожидание получения возмещение не защищается Конвенцией, "законное" ожидание влечет за собой защиту статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции.

Из установленных по делу фактических обстоятельств следует, что у ФИО1 имелись законные ожидания по получению мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат к пенсии, для получения которой заявитель не оставался пассивным.

Поскольку негативный правовой результат для истца в виде нарушения его законного права наступил вследствие неправомерных действий Администрации г.Омска, с учетом правовой позиции Европейского суда ответственность за ограничение права истца на уважение его собственности (в рассматриваемом случае денежных средств) полностью лежит на Администрации г.Омска.

С учётом приведенного доводы ответной стороны о наличии действующего постановления Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, на правовую оценку прав истца влияния не оказывают.

Учитывая наличие неисполненной перед ФИО1 обязанности по выплате задолженности по мерам социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание сложившуюся неопределенность в праве истца на получение мер социальной поддержки в указанный период, суд признает права истца нарушенными и подлежащими защите избранным истцом способом.

В соответствии с расчетом истца задолженность по мерам социальной поддержки составила 192 095,24 рублей. Справочными сведениями, подготовленными управлением делами Администрации г.Омска, подтверждается правильность заявленной истцом ко взысканию суммы.

Определяя субъекта взыскания задолженности в указанном размере, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.3 ст.8 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.

Положениями ст.21 Устава г.Омска предусмотрено, что структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений (первый заместитель (первые заместители) Мэра города Омска, заместители Мэра города Омска), отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений. Организация и режим работы Администрации города Омска, организация деятельности структурных подразделений Администрации города Омска, порядок ведения делопроизводства в Администрации города Омска устанавливаются правовыми актами Администрации города Омска.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Возможность правового регулирования указанной области правоотношений отнесена к ведению исключительно органа местного самоуправления, к которым относится, в том числе Администрация города Омска, а не структурные подразделения Администрации г.Омска.

Поскольку меры социальной поддержки в виде ежемесячных выплат к пенсии за счет средств местных бюджетов являются одним из видов дополнительной социальной гарантии муниципальным служащим, восстановление прав истца должно производится исключительно тем органом, решения которого привели к нарушению прав ФИО1

В рассматриваемом споре таким органом является Администрация г.Омска, поскольку на основе властных решений данного органа местного самоуправления истцу была назначена и прекращена выплата ежемесячных выплат к трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 27 Положения об управлении делами Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 418, управление делами организует подготовку приказов, связанных, в том числе с увольнением с муниципальной службы и выходом на пенсию муниципальных служащих управления и структурных подразделений Администрации города Омска, не наделенных правами юридического лица.

То обстоятельство, что распоряжением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ-к управлению делами Администрации г.Омска было поручено принять меры по прекращению предоставления мер социальной поддержки, не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо приняло решение о прекращении соответствующих выплат. Данное поручение обусловлено предметной компетенцией управления делами Администрации г.Омска, установленной Решением Омского городского Совета Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, и порядком организации работы в Администрации г.Омска.

Основываясь на приведенном выше правовом анализе, суд приходит к выводу о том, что приняв постановление от 27 декабря 2011 года N 1829-п "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" именно Администрация г.Омска приняла на себя обязанность производить предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат муниципальным служащим на условиях, определенных данным муниципальным актом. Последующее делегирование полномочий структурному подразделению не свидетельствует о том, что именно структурное подразделение Администрации г.Омска приняло на себя соответствующее обязательство по предоставлению дополнительных социальных гарантий муниципальным служащим.

Доводы стороны ответчика о том, что за спорный период денежные средства в бюджет не были заложены, не могут быть приняты во внимание. Реализация права муниципального служащего на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации с отнесением, при этом, данных мер социальной поддержки на счет средств муниципального бюджета не связана с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для предоставления муниципальным служащим указанной меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 196 ГПК РФ, с учетом заявленных истцом суммы и периода взыскания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме требований истца к Администрации г. Омска и отказа в удовлетворении иска к управлению делами администрации г. Омска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу ФИО1 задолженность по мерам социальной поддержки в виде ежемесячных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в размере 192 095,24 рублей.

В удовлетворении исковых требований к управлению делами Администрации г. Омска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 10.08.2018 года