ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3118/18 от 11.09.2018 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-3118/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года город Уфа РБ

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Шайдуллине Р.Ф.,

с участием:

- помощника прокурора ФИО7,

- представителя истца - ФИО8,

- ответчика ФИО2,

- ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО2, ФИО4, ФИО2, действующей за себя и за несовершеннолетних ФИО1, ФИО5 о выселении из жилого помещения по договору социального найма с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском с последующим его уточнением к ответчикам о снятии с регистрационного учета и выселении из жилого помещения по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что согласно акту межведомственной комиссии б/н и б/д, утвержденному постановлением главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодными для постоянного проживания и включен в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». В двухкомнатной квартире на основании договора социального найма , общей площадью 53,4 кв.м., в том числе жилой площадью 36,8 кв.м. зарегистрированы и занимают ФИО2, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО5, ФИО1

В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья, указанным гражданам было предложено другое жилое помещение - комната, площадью 19,0 кв.м., в двухкомнатной <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Согласие на предоставление указанного жилого помещения граждане не выразили.

На основании изложенного истец просит выселить граждан: ФИО2, ФИО9, ФИО2, ФИО5, ФИО5, ФИО1 из жилого помещения-комнаты, площадью 18,7 кв.м., в <адрес>, общей площадью 53,4 кв.м., в том числе жилой площадью 36,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с предоставлением указанным гражданам по договору социального найма другого жилого помещения-комнаты 19,0 кв.м. в двухкомнатной <адрес>, общей площадью <адрес>,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ответчики ФИО2, ФИО5, в судебном заседании исковые требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не признали, просили в их удовлетворении отказать, поскольку они в настоящее время занимают жилое помещение.

Помощник прокурора в судебном заседании дал заключение, согласно которому иск не подлежит удовлетворению, поскольку согласно заключению судебной экспертизы, а также предоставленной истцом выкопировке плана квартиры у ответчиков имеется отдельная - обособленная кухня, и у их соседей своя отдельная кухня, а в предлагаемом истцом жилом помещенье отдельной кухни для ответчиков нет.

Остальные стороны в судебное заседание не явились, об отложении не просили.

Суд с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии извещенных, но неявившихся лиц.

Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что актом межведомственной комиссии б/н и б/д, утвержденным постановлением главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодными для постоянного проживания и включен в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

Согласно акту межведомственной комиссии б/н и б/д, утвержденному постановлением главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодными для постоянного проживания и включен в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». В двухкомнатной квартире на основании договора социального найма , общей площадью 53,4 кв.м., в том числе жилой площадью 36,8 кв.м. зарегистрированы и занимают ФИО2, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО5, ФИО1

В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья, указанным гражданам было предложено другое жилое помещение - комната, площадью 19,0 кв.м., в двухкомнатной <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно ст.84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, производится в судебном порядке, в том числе с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст. 85 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится с предоставлением других благоустроенных жилых помещений, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а также в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Ст. 86 ЖК РФ устанавливает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем 2 комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из содержания данных норм закона следует, что законом предусмотрены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом.

Поскольку жилое помещение ответчикам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставление жилья должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.

В соответствии с п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома) жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

При этом следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание, прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст.89 ЖК РФ.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. . Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст.86- 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Между тем, суд не может согласиться с доводами истца о том, что предоставляемое жилое помещение по общей площади превышает в настоящее время занимаемое жилое помещение из которого просят выселит ответчиков по следующим основаниям.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

На это обращено внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указавшего, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан (абзац 2 пункта 37).

Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Иными словами, поскольку потребительские свойства жилых помещений определяются, в первую очередь, размером жилой площади таких помещений, а также количеством комнат, имеющихся в жилом помещении, постольку на суде лежит обязанность оценивать предлагаемый вариант жилого помещения для переселения граждан на соответствие названным критериям.

Согласно статье 58 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

По смыслу абзаца 4 пункта 37 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельства, названные в статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принимаются во внимание только в том случае, если переселяемые из аварийного жилого дома разнополые граждане, которым другое благоустроенное жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, и до переселения из него проживали в одной комнате.

Так, согласно заключению судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО КК «Платинум» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилаякомната 18,7 кв.м., жилая комната 18,1 кв.м. расположеные в <адрес> по адресу: <адрес>, являются обособленными жилыми помещениями. В <адрес>, имеются две кухни (помещения 3 и 5, площадью 7,9). В <адрес> каждой жилой комнате 1 и 2 прикреплена своя кухня (5 и 3). Каждая кухня имеет вход из коридора 4 <адрес>. Также, в <адрес> вход в жилую комнату 2 площадью 18,7 кв.м. осуществляется только лишь непосредственно из кухни 3 площадью 7,9 кв.м.

Между тем ответчики в настоящее время занимают жилое комнату 18,7 кв.м. в двухкомнатной квартире с учетом технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 53,4 кв.м., в том числе жилой площадь 33,8 кв.м., но с двумя кухнями (7,9 кв.м. закреплена за истцами- для каждой комнаты отдельно, что отражено в техническом паспорте жилого помещения, занимаемого ответчиками и заключения судебной экспертизы.

При этом предоставляемое истцом жилое помещение комнату 19 кв.м. по договору социального найма комнаты в двухкомнатной квартире составляет: общая площадь 51.6 кв.м., в том числе жилая площадь 30,6 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>.

Таким образом, разница в общей площади составляет на 1,8 кв.м. меньше занимаемой в площади ответчиками в настоящее время, а также в предоставляемой истцом жилом помещении одна кухня, которую истца должны будут использовать совместно с другими жильцами, тога как в занимаемом ими жилом помещении у них отдельная кухня 7,9 кв.м., которой они пользуются только они, так как имеется и другая кухня 4,4 кв.м. для комнаты 18.1 кв.м., и выселение ответчиков с ухудшением их жилищных условий, не обеспечивает право последних, на эффективную судебную защиту.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о снятии с регистрационного учета ответчиков и их выселении из жилого помещения по договору социального найма, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО2, ФИО4, ФИО2, действующей за себя и за несовершеннолетних ФИО1, ФИО5 о выселении из жилого помещения по договору социального найма с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов