ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/16Г от 20.01.2016 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-311/16 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Шульга Е.А., при секретаре Филоровской И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Приморского края о взыскании суммы удержанной пенсии и возобновлении выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд Советского района г. Владивостока с названным иском, указав, что он является подполковником в запасе (далее - Истец) проходил военную службу в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.

В связи с проведением поэтапного реформирования и формирования нового облика Вооружённых Сил РФ его должность была сокращена, в связи с чем, был досрочно уволен с должности старшего инженера службы вооружения ВВС и ПВО Тихоокеанского флота (МО) приказом командующего КТОФ № <номер> от <дата>, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») в соответствии со статьёй 34 пункта 16 Положения о порядке прохождения военной службы, а приказом командира войсковой части <номер> (по строевой части) от 8 августа 2006 г. №274 был исключён из списков личного состава воинской части, снят всех видов обеспечения и направлен на воинский учёт в Военный комиссариат Первореченского района Приморского края.

На момент увольнения из рядов ВС РФ, он имел выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты> и, в льготном исчислении 25 лет, а соответствующая статья увольнения предоставляла мне право на получение пенсионного обеспечения за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации.

С момента постановки его на воинский учёт, Военным комиссариатом Приморского края ему было начислено и выплачивалось пенсионное обеспечение с <дата>

Приказом начальника Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации № <номер> от <дата> года он был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность ведущего инженера по эксплуатации воздушных судов авиационного отдела службы силового обеспечения Дальневосточного таможенного управления.

С <дата> года выплата пенсионного обеспечения мне была приостановлена Военным комиссариатом Приморского края.

Пенсионное обеспечение ему, как имеющему статус бывшего военнослужащего, было назначено за время прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ), при этом, порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, а должностными лицами таможенных органов в соответствии со ст. 3 данного закона являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона могла быть приостановлена ему в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего, однако он поступил на правоохранительную службу.

Просит суд обязать Военный комиссариат по Приморскому краю выплатить ему сумму удержанных денежных средств (пенсионного обеспечения) за период с <дата> по <дата> возобновить выплату пенсии с <дата>

Далее ФИО1 уточнил исковые требования в части размера удержанной ответчиком пенсии и просил взыскать в его пользу <данные изъяты>

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнением к нему. В обоснование иска пояснил, что он поступил на правоохранительную службу, воинская служба является особым видом службы и условия службы разные, то есть он не вернулся к тем условиям, которые были ранее до увольнения. Считает, что таможенная служба является правоохранительной службой. В связи с чем, просит суд удовлетворить его требования полностью.

Представитель Военного комиссариата Приморского края - К.Л.Д. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в <дата> выплаты пенсии Министерства обороны РФ ФИО1 была приостановлено. В силу ч.1 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468/1 № О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Кроме того, Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015 г. №2500-О-Р. По ходатайству Министерства Обороны РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. №6-П по делу о проверке конституционности ч.2 ст.6 Закона РФ №4468/1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей», в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещинского районного Суда г. Москвы, полностью подтверждает изложенную позицию военного комиссариата Приморского края по данному вопросу. Вопрос поставленный в ходатайстве Министерства Обороны РФ не требует официального разъяснения Постановления от 18.03.2004 г. №6 -П, поскольку из пунктов 4 и 5 его мотивировочной части прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы равно как и иную правоохранительную службу, прохождения которой в течении установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных законом РФ от 12.02.1993 г. №4468/1, пенсионеров их числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплаты им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, приостанавливаются. На основании изложенного, у истца ФИО1 законных оснований для получения пенсии по линии Министерства Обороны РФ в период прохождения службы в таможенных органах нет. Просила в исковых требованиях отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, полагает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО1 с <дата> являлся пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации.

Приказом начальника Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ № <номер> от <дата> ФИО1 был принят на службу в таможенные органы Российской Федерации на должность ведущего инженера по эксплуатации воздушных судов авиационного отдела службы силового обеспечения Дальневосточного таможенного управления (л.д.14).

С <дата> года выплата пенсии Министерством Обороны РФ ФИО1 была приостановлена,

Указанное обстоятельство послужило основанием для истца обратиться с данным иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет, суд исходит из того, что поступление истца на службу в таможенные органы влечет приостановление выплаты пенсии за выслугу лет в силу части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с положениями части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в статье 2 которого установлено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

По смыслу части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.

Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет может быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением им вновь статуса военнослужащего.

Судом, ФИО1 по настоящее время работает в таможенных органах Российской Федерации по контракту в должности ведущего инженера по эксплуатации воздушных судов авиационного отдела службы силового обеспечения Дальневосточного таможенного управления.

При рассмотрении данного вопроса суд исходит из ст. 1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской федерации", которыми определено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В соответствии со ст. 50 названного закона, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.

Из положений данного закона следует, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по тем же нормам и условиям, которые установлены законодательством для лиц, проходивших военную службу, т.е. по тем нормам, которые действовали для истца при назначении ему пенсии по линии Министерства обороны а именно, на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Статья 6 данного закона предусмотрено следующее: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Положения ч. 2 ст. 6 названного закона были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 18.03.2004 г. N 6-П, который разъяснил, что рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Согласно ст. 6 и ст. 79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ, с учетом изложенных в них правовых позиций, окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов, должностных лиц, граждан и их объединений.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих осуществляется таким же порядком.

Согласно п. 3 ст.7 Федерального Закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, пенсия за выслугу лет, назначенная лицам, проходившим государственную гражданскую службу не выплачивается в период прохождения государственной службы в Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что военная служба, правоохранительная служба, служба в таможенных органах являются видами федеральной государственной службы с учетом положений ст. 2 Федерального Закона от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Таким образом, система пенсионного обеспечения государственных служащих, состоящих как на государственной гражданской службе, так и на федеральной государственной службе в Российской Федерации построена на единых принципах, закрепленных Федеральным законодательством. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004г. № 6-П пункт 5.

На основании ст. 6 и ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О конституционном суде РФ» решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органной, должностных лиц, граждан и их объединений.

Кроме того, Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2015г. № 2500-О-Р ( по ходатайству Министерства Обороны РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004г. № 6-П по делу о проверке конституционности ч.2 ст. 6 Закона РФ № 4468/1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..., и их семей», в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного Суда г. Москвы) полностью подтверждает изложенную выше позицию военного комиссариата Приморского края по данному вопросу.

Вопрос, поставленный в ходатайстве Министерства Обороны РФ не требует официального разъяснения Постановления от 18 марта 2004г. № 6-П, поскольку из пунктов 4 и 5 его мотивировочной части прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы ( равно как и иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468/1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом,- по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц - приостанавливается).

На основании изложенного, суд полагает, что требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в исковых требованиях к Военному комиссариату Приморского края о взыскании суммы удержанной пенсии и возобновлении выплаты пенсионного обеспечения - отказать

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27.01.2016 года.

Судья Шульга Е.А.