ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/20 от 09.11.2020 Шекснинского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-311/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2020 г. п. Шексна

Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Колесникова Ю.Н.,

при секретаре Петровой О.И.,

с участием:

прокурора Дюжаковой О.С.,

истца Сафроновой Н.М.,

представителя ответчика Чегодина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шекснинского района Вологодской области в интересах Сафроновой Н.М. к администрации сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области о взыскании доплаты к пенсии,

установил:

Прокурор Шекснинского района обратился в суд в интересах Сафроновой Н.М. с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> указав в обоснование, что Сафронова Н.М. в период одного срока полномочий с 18.10.2010 г. по 19.09.2014 г. замещала должность главы сельского поселения <данные изъяты> После выхода на пенсию по возрасту ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию сельского поселения <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии. Постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении доплаты к государственной пенсии» Сафроновой Н.М. установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 14 886 рублей 82 копейки. За период, начиная с 01.01.2016 г., указанная доплата Сафроновой Н.М. в полном объёме не выплачена. Прокурор с учётом уточнения исковых требований просит суд взыскать с ответчика в пользу Сафроновой Н.М. разницу доплаты к государственной пенсии за период с 01.01.2016 г. по 31.03.2020 г. в размере 493 227 рублей 82 копейки из расчёта 14 886 рублей 82 копейки в месяц.

Определением суда от 24.06.2020 г. и протокольным определением от 26.08. 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены соответственно Департамент финансов Вологодской области и Департамент внутренней политики Правительства Вологодской области.

В судебном заседании прокурор Дюжакова О.С., истец Сафронова Н.М. исковые требования поддержали по мотивам, изложенным в исковом заявлении, считают, что выплата доплаты к пенсии с момента её назначения и по настоящее время должна производиться в размере, установленном постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении доплаты к государственной пенсии», то есть в сумме 14 886 рублей 82 копейки ежемесячно. Уменьшение принятыми на уровне сельского поселения нормативно-правовыми актами размера такой доплаты по отношению к ранее установленному размеру является незаконным, ухудшающим положение Сафроновой Н.М., нарушающим её социальные и пенсионные права.

Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты>, действующий на основании доверенности Чегодин В.А., исковые требования признал частично в сумме 100 653 рубля 11 копеек за период с апреля 2017 по март 2020 года включительно с учётом переплаты за период с августа 2018 по февраль 2020 г. включительно в сумме 28 838 рублей 91 копейка, во взыскании задолженности в большем размере просит отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за периоды ранее 1 апреля 2017 года, считает, что доплата к пенсии за выслугу лет Сафроновой Н.М. должна производиться в размере, установленном уставом муниципального образования. Изменение размера доплаты к пенсии лицам, ранее замещавшим должности главы сельского поселения <данные изъяты> произведено в соответствии с действующим правовым регулированием уполномоченными органами, исходя их финансовых возможностей муниципального образования, отражено в уставе поселения и прав Сафроновой Н.М. на пенсионное обеспечение не нарушает.

Представитель третьего лица Департамента внутренней политики Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в отзыве просит о рассмотрении дела в своё отсутствие, ране участвуя в судебном заседании, высказался в поддержку требований прокурора, заявленных в интересах Сафроновой Н.М.

Представитель третьего лица Департамента финансов Вологодской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, суд в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании, а также в письменном отзыве, представитель третьего лица полагал, что выплаты доплаты к пенсии Сафроновой Н.М. должны производиться в соответствии с размерами, установленными в уставе муниципального образования сельское поселение Ершовское.

Суд выслушал объяснения сторон, исследовал материалы дела и приходит к следующему.

Сафронова Н.М. в период одного срока полномочий с 18.10.2010 г. по 19.09.2014 г. замещала должность главы сельского поселения <данные изъяты>

Постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> от 01.10.2014 г. «О назначении доплаты к государственной пенсии» Сафроновой Н.М. установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 14 886 рублей 82 копейки, что соответствует 55% размера её заработной платы на момент прекращения полномочий главы сельского поселения.

Прокурор, ссылаясь на неполную выплату Сафроновой Н.М. указанной доплаты, просит взыскать в её пользу с ответчика разницу доплаты к государственной пенсии за период с 01.01.2016 г. по 31.03.2020 г. согласно представленному расчёту, в размере 493 227 рублей 82 копейки, при этом исходит из необходимости выплаты Сафроновой Н.М. доплаты в первоначально установленном размере, то есть в сумме 14 886 рублей 82 копейки в месяц.

Представитель ответчика администрации сельского поселения <данные изъяты> просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании задолженности за период ранее 1 апреля 2017 года в связи с пропуском истцом срока исковой давности. По существу исковых требований считает, что выплата Сафроновой Н.М. доплаты к пенсии должна производиться в размерах установленных уставом сельского поселения Ершовское, признал факт неполной выплаты Сафроновой Н.М. доплаты к пенсии в сумме 100 653 рубля 11 копеек за период с апреля 2017 по март 2020 года включительно с учётом переплаты за период с августа 2018 по февраль 2020 г. включительно в сумме 28 838 рублей 91 копейка.

Рассматривая заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности суд исходит из следующего.

Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, из которой следует, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

23 марта 2020 года Сафронова Н.М. обратилась в прокуратуру Шекснинского района с заявлением о нарушении её прав при выплате доплаты к пенсии. Настоящий иск подан прокурором в суд 24 апреля 2020 года, следовательно, требования истца о взыскании доплаты к пенсии Сафроновой Н.М. за период, предшествующий 1 апреля 2017 года заявлены за пределами срока исковой давности. Уважительных причин, не позволивших обратиться в суд ранее 24 апреля 2020 стороной истца не приведено, при этом Сафроновой Н.М. было ранее известно о нарушении её прав на получение доплаты к пенсии.

В связи с пропуском истцом срока исковой давности по взысканию задолженности по выплате доплаты к пенсии Сафроновой Н.М., образовавшейся по март 2017 года включительно исковые требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2016 г. по март 2017 года включительно не подлежат удовлетворению.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого гарантии осуществления полномочий, в том числе члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 4 и статья 9 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» предусматривает, что финансирование выплаты доплаты к пенсии осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов. При этом порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии, установленный настоящим законом области, определяется представительными органами муниципальных образований области.

В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Согласно статье 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии со статьёй 1 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, устанавливается уставом муниципального образования области.

Пунктом 10 статьи 26 Устава муниципального образования сельского поселения Ершовское с изменениями, внесёнными решением Совета сельского поселения <данные изъяты> от 29.11.2016 г. № (вступили в силу 16.01.2017 г.) закреплено право главы поселения на доплату к пенсии в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения его полномочий.

Пунктом 10 статьи 26 Устава муниципального образования сельского поселения Ершовское с изменениями, внесёнными решением Совета сельского поселения <данные изъяты> от 23.05.2018 (вступили в силу 17.07.2018 г.) закреплено право главы поселения, замещавшего должность в течение одного полного срока на доплату к пенсии в размере 20 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения его полномочий.

Пунктом 11.1 статьи 26 Устава муниципального образования сельского поселения Ершовское принятого решением Совета поселения <данные изъяты> от 21.01.2020 г. (вступило в силу 26.02.2020 г.) закреплено право главы поселения на доплату к пенсии в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения его полномочий.

Исходя из анализа приведённых норм, свидетельствующих о наличии у органа местного самоуправления права не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований доплаты к пенсии, в том числе корректировать правила назначения такой доплаты и ее расчета в отношении как вновь, так и ранее назначенных выплат, суд приходит к выводу, что доплата к пенсии Сафроновой Н.М. должна производиться в размерах, установленных уставом муниципального образования сельское поселение Ершовское.

Правовое регулирование назначения и выплаты доплаты к пенсии бывшим главам сельского поселения <данные изъяты> закреплённое в уставе поселения, в том числе в части установления размеров такой доплаты, не является произвольным, принято в рамках компетенции представительного органа местного самоуправления, учитывает соответствующие финансово-экономические возможности муниципального образования.

Введение уставом муниципального образования иного, по отношению к ранее установленному, размера выплат лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, вопреки доводам стороны истца, не может рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий, установленных для данной категории лиц в области пенсионного обеспечения, поскольку доплата к пенсии за счёт средств местного бюджета является дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, в силу чего, при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.

Из материалов дела следует, что за период апрель 2017 - март 2020 года включительно Сафроновой Н.М. ежемесячно производились выплаты доплаты к пенсии в размере 7 000 рублей. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

За период апрель 2017 - июнь 2018 года включительно Сафроновой Н.М. выплачена доплата к пенсии всего в сумме 105 000 рублей. В соответствии с действующими редакциями устава надлежало выплатить 223 302 рубля 30 копеек. Невыплаченная сумма составила 118 302 рубля 30 копеек (223 302,30-105 000).

За июль 2018 года выплачено 7 000 рублей. В соответствии с действующими редакциями устава надлежало выплатить 10 302 рубля 90 копеек. Невыплаченная сумма составила 3 302 рубля 90 копеек (10 302, 90 – 7 000).

За период август 2018 - февраль 2020 года включительно ежемесячные выплаты доплаты производились Сафроновой Н.М. в размере, превышающем размер установленный уставом поселения. Сумма выплат, произведённых за указанный период сверх установленных уставом, составила 28 838 рублей 91 копейка.

За март 2018 года выплачено 7 000 рублей. В соответствии с действующей редакцией устава надлежало выплатить 14 886 рублей 82 копейки. Невыплаченная сумма составила 7 886 рублей 82 копейки (14 886,82 - 7 000).

Таким образом, невыплаченная Сафроновой Н.М. доплата к пенсии за период с 01.04.2017 г. по 31.03.2020 г. составляет 129 492 рубля 02 копейки (118 302.30 + 3 302,90 + 7 886,82). Указанная денежная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу Сафроновой Н.М. Оснований для уменьшения размера взыскания на указанную выше сумму переплаты в 28 838 рублей 91 копейка суд не находит.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования прокурора Шекснинского района Вологодской области частично.

Взыскать с администрации сельского поселения <данные изъяты> Шекснинского муниципального района Вологодской области в пользу Сафроновой Н.М. разницу в доплате к государственной пенсии за период с 01.04.2017 г. по 31.03.2020 г. в сумме 129 492 рубля 02 копейки.

В удовлетворении исковых требований в большем объёме отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 13 ноября 2020 г.

Судья подпись Ю.Н. Колесников