ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/20 от 18.01.2021 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-6/2021 (2-311/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2021 года ст. Обливская, Ростовская область

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.Л.,

при секретаре Елисеевой О.Ф.,

с участием истца Нестеренко Г.Ф.; представителей ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) – Беловой О.В., Усачевой Н.Е.; соответчика Тарасенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нестеренко Г.Ф. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) (ИНН 6121008598), Тарасенко О.В. об устранении нарушений прав путем исправления в пенсионном деле ошибок и несоответствий,

установил:

23.03.2020 года Нестеренко Г.Ф. (истец) обратилась в Обливский районный суд Ростовской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) (далее – УПФР в Морозовском районе) (ответчик) с исковым заявлением о признании незаконным решения, обязании предоставить ответ на заявление, внесении исправлений в пенсионное дело, перерасчете пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что является получателем страховой пенсии по старости в размере 11 489 руб. 73 коп., которую считает необоснованно заниженной. По мнению истца, она имеет право на перерасчет размера пенсии в случае предоставления документов, которые не были предоставлены ранее.

Ссылаясь на то, что в пенсионном деле имеется ряд несоответствий, истец просила суд: признать незаконным решение начальника УПФР в Морозовском районе № 238 от 02.03.2020 года, обязать ответчика предоставить ответ на ее заявление от 03.02.2020 года, направленное на имя начальника УПФР в Морозовском районе, устранить нарушение ее прав путем исправления в пенсионном деле № 027221 несоответствий в виде:

- неверного определения размера среднемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, а из размера заработной платы исключены средства, оплаченные по больничным листам по беременности и родам, в размере 1 882 руб.;

- неверного определения суммы возмещения за нестраховые периоды (время ухода за ребенком);

- неверного определения суммы страховых взносов застрахованного лица за период с 01.01.2002 года по 03.07.2014 года;

- отсутствия перерасчета пенсии после окончания трудовой деятельности с 03.07.2014 года, а именно за 6 месяцев 2014 года, за 12 месяцев 2015 года, за 22 дня 2016 года;

- неверного расчета пенсии по состоянию на 31.12.2014 года, в результате чего в пенсионном деле указано, что пенсия истца составляет на 31.12.2014 года – 8 814 руб. 17 коп., фактически размер пенсии составлял 5 980 руб. 93 коп.;

- произвести перерасчет пенсии Нестеренко Г.Ф.

Определением Обливского районного суда Ростовской области от 11.06.2020 года производство по делу по иску Нестеренко Г.Ф. к УПФР в Морозовском районе об обязании предоставить сведения о правильности назначения пенсии, внесении исправлений в пенсионное дело, прекращено в части требований об устранении нарушения прав, свобод и законных интересов истца путем исправления в пенсионном деле № 027221 ошибок и несоответствий в виде неправильного определения размера среднемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, а из размера заработной платы исключены средства, оплаченные по больничным листам по беременности и родам (т. 1 л.д. 241-244).

Решением Обливского районного суда Ростовской области от 11.06.2020 года в удовлетворении остальной части исковых требований Нестеренко Г.Ф. отказано (т. 2 л.д. 1-16).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.09.2020 года решение Обливского районного суда Ростовской области от 11.06.2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Нестеренко Г.Ф. – без удовлетворения (т. 2 л.д. 161-169).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.09.2020 года определение Обливского районного суда Ростовской области от 11.06.2020 года о частичном прекращении производства по делу отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу в части требований Нестеренко Г.Ф. к УПФР в Морозовском районе об устранении нарушений прав путем исправления в пенсионном деле ошибок и несоответствий в виде неправильного определения размера среднемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, а из размера заработной платы исключены средства, оплаченные по больничным листам по беременности и родам (т. 2 л.д. 156-159).

Определением Обливского районного суда Ростовской области от 16.10.2020 года отказано в удовлетворении заявления Нестеренко Г.Ф. об исправлении описок в решении суда от 11.06.2020 года (т. 2 л.д. 228-231).

20.11.2020 года протокольным определением Обливского районного суда Ростовской области, по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Тарасенко О.В. (т. 3 л.д. 39).

В судебном заседании истец Нестеренко Г.Ф. поддержала исковые требования, заявленные к УПФР в Морозовском районе и Тарасенко О.В., просит устранить нарушения ее прав путем исправления в пенсионном деле ошибок и несоответствий в виде неправильного определения размера ежемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, а из размера заработной платы исключены средства, оплаченные по больничным листам по беременности и родам в размере 1 882 рублей. Указала, что под средствами, оплаченными по больничным листам по беременности и родам, она понимает пособия по беременности и родам.

Истец настаивает, что периоды работы, указанные ответчиком в пенсионном деле, в части 1985 года, не соответствуют периодам работы, указанным в ее трудовой книжке. По этой причине, как полагает истец, размер ее пенсии рассчитан неверно. Полагает, что из ее стажа на момент рождения детей ответчиком незаконно исключены 2 месяца, оставлено только 2 дня, при этом, по мнению истца, ответчик преследовал цель не включать в ее стаж нестраховые периоды.

Истец выразила несогласие с решением суда от 11.06.2020 года, указав на несоответствие данных о стаже, указанных в названном решении, трудовой книжке.

Истец указала, что при первоначальной подаче ею в Пенсионный фонд заявления о назначении пенсии ей было разъяснено о необходимости представить дополнительные документы.

Нестеренко Г.Ф. настаивает, что в справке о заработке, представленной для первоначального назначения пенсии, содержалось указание на отчисление страховых взносов по всем периодам работы, включая периоды рождения детей.

Одновременно истец настаивает, что Пенсионный фонд, по предоставлении ею впоследствии справки о заработной плате за период с 1985 по 1987 год, должен был заменить нестраховые периоды ухода за детьми аналогичными периодами работы из указанной справки.

Истец полагает, что выписка из лицевого счета застрахованного лица, находящаяся в ее пенсионном деле, является неполной, не содержит всех сведений, находящихся в информации об индивидуальном лицевом счете, в силу этого Пенсионный фонд сокрыл сведения о размере индексации ее страховых взносов за 12 лет, не разъяснил ей право на начисление пенсии только по имеющимся страховым взносам, оформил 5 различных расчетов ее пенсии, в которых ей затруднительно ориентироваться.

Также Нестеренко Г.Ф. сослалась на неполноту данных, содержащихся в ее личном кабинете пенсионера, открытом на сайте Пенсионного фонда. Указала на заниженный размер полученной ею ЕДВ – 1,5 тыс. рублей, в то время как она имеет 200 000 руб. пенсионных накоплений.

Истец настаивает, что Тарасенко О.В., будучи допрошена в качестве свидетеля 11.06.2020 года, дала ложные показания.

Присутствующие в судебном заседании представители ответчика – УПФР в Морозовском районе - Белова О.В., Усачева Н.Е. просят отказать в удовлетворении иска, поскольку пенсия истцу начислена и выплачивается правильно.

В возражениях на иск и в ходе рассмотрения дела представители ответчика неоднократно отмечали, что пособия по беременности и родам не включены в состав заработка истца при первоначальном назначении ей пенсии в силу прямого указания в законе – ст. 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на 31.12.2001), Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статья 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (т. 2 л.д. 233-236, т. 3 л.д. 36-37).

Присутствующая в судебном заседании соответчик Тарасенко О.В. – начальник отдела группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в Морозовском районе - просит отказать в удовлетворении иска.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, пенсионное дело № 027221 на имя Нестеренко Г.Ф., суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что истец Нестеренко Г.Ф. родилась 03.07.1959 года, что подтверждается копией паспорта гражданина России. Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 76).

01.07.2014 года истец обратилась в УПФР в Обливском районе с заявлением об установлении трудовой пенсии по старости (т. 1 л.д. 69-71).

Из трудовых книжек истца и распечатки данных о стаже следует, что в период с 01.09.1974 года по 15.07.1975 года истец обучалась в ГПТУ-45 г. Гуково; с 18.07.1975 года по 15.08.1977 года работала швеей-мотористкой 2 разряда Гуковской швейной фабрики Ростовского швейного треста; с 15.09.1977 года по 13.06.1978 года – швеей Ивановской швейной фабрики им. Ленинского комсомола; с 10.07.1978 года по 26.08.1978 года – швеей-мотористкой Морозовского комбината стройматериалов; с 04.09.1978 года по 05.03.1979 года – учеником в Обливском Райпо; с 06.03.1979 года по 18.06.1985 года – продавцом Обливского Райпо; с 19.06.1985 года по 31.12.1991 года – учеником на СТФ колхоза им. Ленина Обливского района (в последующем – ТОО «Солонецкое», СПК колхоз «Солонецкий»); с 01.01.1992 года по 14.06.1995 года – телятницей колхоза им. Ленина; с 15.06.1995 года по 26.02.2003 года – пекарем колхоза им. Ленина; с 01.10.2005 года по 22.01.2016 года – социальным работником в МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Обливского района (т. 1 л.д. 78-84, 60).

Факт работы истца в Обливском Райпо с сентября 1978 года по июнь 1985 года подтвержден архивной справкой о стаже работы от 07.02.2014 года № 95, выданной Объединенным междуведомственным архивом по личному составу Администрации Обливского района. Согласно указанной справке, сведения о нахождении истца в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет (3 лет) отсутствуют (т. 1 л.д. 94).

Факт работы истца в колхозе им. Ленина с августа 1985 года по февраль 2003 года подтвержден справкой того же архива от 07.02.2014 года № 97 (т. 1 л.д. 95).

Согласно справке того же архива от 07.02.2014 года № 96, истец с января 1979 года по декабрь 1984 года работала в Обливском Райпо. Справка содержит незаверенные корректировки карандашом в части уменьшения размера заработка истца за периоды с марта по июль 1980 года, с октября по декабрь 1983 года, с января по февраль 1984 года, с указанием слова «реб.», а также незаверенные дописки карандашом в части указания итоговых сумм заработка за периоды с 1979 по 1984 годы (т. 1 л.д. 97).

28.05.1980 года у истца родился сын, что подтверждается свидетельством о рождении (т. 1 л.д. 99).

18.12.1983 года у истца родилась дочь, что подтверждается свидетельством о рождении (т. 1 л.д. 100).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 01.09.1998 года (т. 1 л.д. 85).

01.07.2014 года истец обратилась в УПФР в Обливском районе с заявлением о назначении пенсии по имеющимся сведениям на ее счете застрахованного лица (т. 1 л.д. 69-71).

Решением комиссии УПФР в Обливском районе от 03.07.2014 года № 47 принято решение принять к зачету в страховой стаж истца время работы в Обливском Райпо с 06.03.1979 года по 18.06.1985 года по трудовой книжке (т. 1 л.д. 103).

Решением УПФР в Обливском районе № 197 от 03.07.2014 года истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 5 980,51 руб. (т. 1 л.д. 58). При этом в страховой стаж истца засчитаны периоды: с 18.07.1975 года по 15.08.1977 года; с 15.09.1977 года по 13.06.1978 года; с 10.07.1978 года по 26.08.1978 года; с 06.03.1979 года по 15.06.1985 года; с 15.08.1985 года по 26.02.2003 года; с 27.05.2003 года по 31.12.2013 года; а также частично засчитан период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком 1983 г.р. - 2 дня (т. 1 л.д. 60).

Решением Обливского районного суда Ростовской области от 06.09.2019 года (дело № 2-199/2019), вступившим в законную силу, истцу отказано в удовлетворении исковых требований к УПФР в Морозовском районе о признании незаконным решения начальника УПФР в Морозовском районе № 554 от 13.06.2019 года, возложении на ответчика обязанностей:

- устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Нестеренко Г.Ф. путем исправления в пенсионном деле № 027221 ошибок и несоответствий в виде: неправильного определения размера среднемесячного заработка за период с 1979 года по 1984 год, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно; неверного определения (в размере 17 328,48) стоимости страхового года при расчете суммы возмещения за нестраховые периоды (время ухода за ребенком), ошибочного учета данной суммы 19.07.2017 года вместо 03.07.2014 года; неверного перерасчета размера страховой пенсии в баллах, вместо 6 758 руб. 46 коп. – 6 134 руб. 56 коп., в связи с чем в период с 01.01.2015 года по 19.07.2017 года Нестеренко Г.Ф. недополучила пенсию в размере 14 973 руб. 54 коп.; неверного определения заработной платы в нестраховой период с ноября 1987 года по октябрь 1992 года по заявлению Нестеренко Г.Ф. от 19.07.2017 года; корректировок (фальсификации) архивной справки № 96 от 07.02.2014 года;

-произвести перерасчет пенсии по старости Нестеренко Г.Ф. (т. 1 л.д. 46-52).

В ходе рассмотрения дела № 2-199/2019 суд, установив фактические обстоятельства дела, указал, что при расчете пенсии по старости истцу первоначально был принят средний заработок за 5 лет в Обливском Райпо, согласно архивной справки от 07.02.2014 года № 96 – с марта 1979 года по февраль 1984 года включительно в размере: за 10 месяцев 1979 года – 952 руб. 61 коп., за 12 месяцев 1980 года – 854 руб. 02 коп., за 12 месяцев 1981 года – 1 381 руб. 78 коп., за 12 месяцев 1982 года – 1887 руб. 16 коп., за 12 месяцев 1983 года – 1 568 руб. 28 коп., за 2 месяца 1985 года – 0,00 рублей. При этом из сумм заработка, указанных в данной архивной справке, УПФР в Обливском районе исключены суммы с марта по июль 1984 года включительно, за октябрь 1983 года, за декабрь 1983 года включительно и с января по февраль 1985 года включительно.

В дальнейшем размер пенсии по старости истцу неоднократно индексировался в сторону увеличения и по состоянию на 31.12.2014 г. составил 6 040, 42 рублей.

27.01.2016 года решением УПФР в Обливском районе истцу установлена социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Постановлением Правления ПФР от 20.01.2017 года № 42п утверждено Положение о Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонном). Согласно данному Положению, ответчик осуществляет свою деятельность, в том числе, на территории Обливского муниципального района Ростовской области.

Распоряжением ответчика от 31.01.2017 года выплата социальной доплаты к пенсии истцу приостановлена. 25.01.2016 года истец сообщила о прекращении трудовой деятельности с 22.01.2016 года.

Решением УПФР в Морозовском районе от 19.04.2017 года истцу возобновлена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии по старости.

19.07.2017 года истец обратилась в УПФР в Морозовском районе с заявлением о перерасчете размера пенсии, с учетом справки о заработной плате от 05.07.2017 года № 404, выданной Архивным сектором администрации Обливского района, с указанием ежемесячного заработка за периоды с января 1988 года по декабрь 1991 года включительно в колхозе им. Ленина Обливского района Ростовской области. При рассмотрении данного заявления ответчиком была учтена как ранее представленная справка о среднем заработке истца за 5 лет в Обливском Райпо, согласно архивной справки, с учетом внесенных в данную справку незаверенных корректировок, так и представленная истцом справка от 05.07.2017 года № 404, так и полученная ответчиком справка Архивного сектора администрации Обливского района от 23.01.2017 года № 56 о ежемесячном заработке истца за периоды 1992-1996 гг. в колхозе им. Ленина Обливского района Ростовской области.

Распоряжением УПФР в Морозовском районе с 01.08.2017 года размер страховой пенсии по старости истцу установлен как 9 708 руб. 74 коп.

Перерасчет произведен на основании справок о среднемесячном заработке от 07.02.2014 года № 96, от 05.07.2017 года № 404, от 23.01.2017 года № 56, учтены размеры заработка за 1979-1984 гг. включительно, с 1986 по 1996 гг. включительно. Размеры заработка за 1985-1987 гг. соответствуют архивной справке о заработной плате от 02.07.2019 г. № 379, находящейся в выплатном деле. Размер пенсии был пересчитан с учетом поступивших справок о заработной плате, при этом был выбран наиболее выгодный вариант – учтен заработок с ноября 1987 г. по октябрь 1992 года.

Кроме того, 13.06.2019 года заместителем руководителя клиентской службы УПФР в Морозовском районе, в присутствии главного специалиста архивного сектора Администрации Обливского района, произведена проверка достоверности сведений о заработной плате истца, путем сверок с лицевыми счетами предприятия-работодателя, за период 1979-1984 гг., при этом выявлено расхождение сведений о заработке: а именно: за сентябрь, октябрь, декабрь 1980 года заработная плата истцу в действительности не начислялась; в апреле 1982 г. сумма заработка составила не 120,30 руб., а 120,13 руб.; в июле 1982 г. сумма заработка составила не 193,43 руб., а 193,47 руб.; в апреле 1983 г. заработная плата истцу в действительности не начислялась; в январе 1984 г. заработная плата истцу в действительности не начислялась; в феврале 1984 г. сумма заработка истца составила не 83,19 руб., а 307,26 руб..

В связи с проведенной 13.06.2019 года проверкой вновь произведен перерасчет пенсии истцу, исходя из справок о заработной плате за периоды с января 1988 года по декабрь 1996 года.

Также судом при рассмотрении дела № 2-199/2019 принята как достоверная и обоснованная информация ответчика о том, что стаж истца до 1991 г., учтенный для валоризации, составляет 14 лет (14 %). Конвертация пенсионных прав произведена по п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Стаж на 01.01.2002 г. составляет 25 лет 7 месяцев 10 дней, отношение по заработной плате – 0,617, сумма страховых взносов на 02.07.2014 г. – 138 638,60 руб., сумма валоризации – 64 520,98 руб., сумма возмещения нестраховых периодов – 96,27 (стоимость страхового года в размере 17 328,48 руб. утверждена Постановлением Правительства от 27.01.2014 № 57). ПК на 03.07.2014 г. – 268 837,43. Размер пенсии на дату назначения составлял 5 980,51 руб. (3 910,34 руб. – фиксированный базовый размер, 2 070,59 руб. – страховая часть). В дальнейшем размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 31.12.2014 г. составил 6 040, 42 рубля. С 01.01.2015 года размер страховой части пенсии был пересчитан в баллы (индивидуальный пенсионный коэффициент 34,314). Размер пенсии составил 3 935,00 (фиксированная выплата) + 34,314 (ОПК) * 64,10 (стоимость пенсионного коэффициента) = 6 134,56 руб., который в дальнейшем индексировался в установленном законом порядке. С 01.08.2015 года, с 01.08.2016 года произведен перерасчет пенсии с учетом откорректированных работодателем страховых взносов на дату назначения и поступивших за 2014 год, при этом сумма взносов, поступивших от работодателя, составила 2,530 баллов. В дальнейшем размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке. В связи с обращением истца 19.07.2017 года размер пенсии был пересчитан с учетом поступивших справок о заработной плате, при этом был выбран наиболее выгодный вариант – учтен заработок с ноября 1987 г. по октябрь 1992 года (отношение 0,870). В результате перерасчета размер пенсии увеличился до 9 708,74 руб. (фиксированная выплата – 4 805,11 руб., страховая пенсия – 4 903,63 руб.). В дальнейшем размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке.

Указанные обстоятельства, установленные решением суда от 06.09.2019 года, в настоящее время не изменились, однако выявлена ошибка в расчетах первоначального размера пенсии истцу, который должен был составить не 5 980,51 руб., а 5 980 руб. 93 коп. (3 910,34 руб. – фиксированный базовый размер, 2 070,59 руб. – страховая часть), что подтверждается расчетом от 03.12.2020 года, представленным самим ответчиком (т. 3 л.д. 55-57).

Истец ссылается на неверное определение размера среднемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года при первоначальном расчете ее пенсии, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, из заработной платы исключены пособия по беременности и родам в размере 1 882 рублей. Указанные обстоятельства, по мнению истца, повлекли уменьшение размера получаемой ею первоначальной пенсии.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Частью 1 статьи 4 Закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Закона N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Закона N 173-ФЗ предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).

До вступления в силу Закона N 173-ФЗ, то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Частью первой статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.

В дальнейшем, Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ часть первая статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в период работы Нестеренко Г.Ф. с марта 1979 года по июнь 1985 года до регистрации ее в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 1 статьи 21 Закона N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Закона N 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Закона N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Пунктом 17 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных постановлением Минтруда России N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010), также предусматривалось, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Согласно ч. 10 ст. 15 Закона N 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе, пособие по беременности и родам.

Суд считает, что пособия по беременности и родам, полученные истцом в периоды рождения ее детей, правомерно не были включены ответчиком в состав заработка истца при ее первоначальном обращении за назначением пенсии по старости.

Вопреки утверждению истца, архивная справка от 07.02.1996 № 96 (т. 1 л.д. 97) не содержит указание на начисление страховых взносов на пособия по беременности и родам.

По требованию суда ответчик предоставил расчет возможного размера пенсии Нестеренко Г.Ф., с учетом пособий по беременности и родам. Согласно указанному расчету, первоначальный размер пенсии Нестеренко Г.Ф. составил бы 6 551 руб. 34 коп., отношение по заработной плате (коэффициент) – 0,629, а не 0,617 (т. 3 л.д. 58-61).

Между тем, суд, учитывая статью 8 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", часть первую статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ, приходит к выводу, что поскольку пособие по беременности и родам относится к самостоятельному виду пособий и не является разновидностью пособия по временной нетрудоспособности, страховые взносы на него не начислялись, оно не подлежало включению в состав заработка истца при первоначальном исчислении пенсии, в связи с этим оснований считать, что размер первоначальной пенсии истцу должен был составить 6 551,34 руб., а коэффициент – 0,629 (либо 0,834) не имеется.

На момент первоначального назначения пенсии Пенсионный фонд при расчете размера среднемесячного заработка истца исходил из архивной справки от 07.02.1996 № 96, выданной соответствующим муниципальным органом.

В ходе рассмотрения дела судом выяснялся вопрос о том, доводилась ли Пенсионным фондом истцу, при ее первоначальном обращении за назначением пенсии, информация о неначислении страховых взносов за периоды получения пособия по беременности и родам, что является препятствием для включения в состав заработка данных пособий.

Представитель ответчика не смогла однозначно ответить на указанный вопрос (т. 3 л.д. 37). Однако истец в судебном заседании 18.01.2021 года пояснила, что ей разъяснялась необходимость представить дополнительные документы.

Помимо этого, 13.06.2019 года (несмотря на то, что в указанный период пенсия истцу уже была пересчитана по справке о заработке за более поздний период и по более выгодному варианту) ответчиком произведена проверка правильности расчета, путем сверок с лицевыми счетами по Паршинскому торговому предприятию за период с 1979 года по 1984 год, о чем составлен акт (т. 1 л.д. 155-156).

Таким образом, материалами пенсионного дела и пояснениями истца подтверждено, что ответчиком были даны соответствующие разъяснения, затем самостоятельно истребованы лицевые счета за период с 1979 года по 1984 год в связи с неоднократными обращениями Нестеренко Г.Ф. по поводу несогласия с размером пенсии.

Расчет размера первоначальной пенсии 5 980,93 руб. произведен ответчиком по формуле, установленной ст. 15 Закона № 400-ФЗ (т. 3 л.д. 55-57).

На момент разрешения дела Нестеренко Г.Ф. произведен перерасчет страховой пенсии по старости, исходя из справок о заработной плате за периоды с января 1988 года по декабрь 1996 года, вновь по более выгодному варианту, что нашло подтверждение в материалах дела.

Требование о взыскании недополученной пенсии за период по 31.07.2017 года, в связи с выявленной в ходе рассмотрения настоящего дела ошибкой в расчете первоначальной пенсии (5 980,51 руб. вместо 5 980, 93 руб.), истицей не заявлено, как и требования о включении в страховой стаж дополнительных периодов работы, обязании произвести замену нестраховых периодов работы иными, включении дополнительных сведений в личный кабинет, взыскании недополученной ЕДВ. Нестеренко Г.Ф. не лишена возможности заявить указанные требования в самостоятельных производствах.

Доводы истца о ложности показаний Тарасенко О.В. судом не приняты, так как приговор в отношении Тарасенко О.В., подтверждающий ее виновность в даче заведомо ложных показаний или в фальсификации доказательств, не выносился.

Кроме того, суд считает, что Тарасенко О.В. является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", ответчиком по данной категории дел является соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение и выплачивающий пенсию, т.е., в данном случае, УПФР в Морозовском районе.

С учетом изложенного выше, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Нестеренко Г.Ф.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Обливский районный суд Ростовской области

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Нестеренко Г.Ф. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное), Тарасенко О.В. об устранении нарушений прав путем исправления в пенсионном деле ошибок и несоответствий в виде неправильного определения размера ежемесячного заработка за период с марта 1979 года по март 1984 года, поскольку данный заработок не рассчитан помесячно, коэффициент рассчитан как 0,617 вместо 0,834, а из размера заработной платы исключены средства, оплаченные по больничным листам по беременности и родам, в размере 1 882 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья________Михайлова А.Л.____

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года.