Дело № 2-311/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Рыковой Е.В., с участием процессуального истца - помощника Канской межрайонной прокуратуры Сапинской Е.В., материального истца - ФИО1, представителя ответчика - ФИО2, ФИО3, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 ФИО9 к Управлению социальной защиты населения администрации Канского района Красноярского края о признании права на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
В Канский районный суд обратился Канский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Канского района, просила признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагогу-пенсионеру, проживающему в сельской местности.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора Сапинская Е.В. уточнила исковые требования - просила признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением с 28.01.2012 года. Требования мотивировала тем, что является ФИО1 педагогическим работником - пенсионером, отработавшей свыше 10 лет в сельском дошкольном образовательном учреждении, проживает в сельской местности - в <адрес>2, <адрес>. Ее педагогический стаж включает следующие периоды: с 09.11.1965 по 01.09.1966 - учитель начальных классов Касачевской начальной школы Канского РайОНО, с 01.09.1966 по 09.08.1967 - воспитателем продленного дня в Сотниковской восьмилетней школе, с 09.08.1967 г. по 18.08.1980 г. работала воспитателем, далее до 01.04.1992 г. заведующей в дошкольном образовательном учреждении - детский ясли-комбинат совхоза "Арефьевский" Канского района. В предоставлении мер поддержки ей отказали, указав, что работа в яслях-комбинате совхоза «Арефьевский» не засчитывается в общий стаж работы в краевых государственных и (или) муниципальных учреждениях, поскольку ясли-комбинат находились в ведомстве совхоза. Считает, что ее право нарушено по сравнению с другими педагогами. Считают данный отказ неправомерным. Ссылаясь на положения п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", другие нормативные акты полагает, что за ней, как за педагогическим работником, сохраняется право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Ответчиком незаконно отказано в предоставлении вышеназванных мер социальной поддержки.
В судебном заседании прокурор Сапинская Е.В. поддержала исковые требования с учетом уточнения, просила их удовлетворить. Пояснила, что ФИО1 проработала с 1967 по 1992 год воспитателем, а затем и заведующей Арефьевского детского ясли-комбината, имея педагогический стаж. Как педагог пенсионер, она имела бы право на меры социальной поддержки, если бы этот стаж был учтен как педагогический. Истцу в зачете этого стажа было отказано, поскольку ясли-комбинат не прописан соответствующим справочником в списке должностей. При этом уже и судебная практика сложилась, когда в досудебном порядке признавали тождество яслей-комбината и детских садов.
ФИО1 также поддержала исковые требования, пояснила, что педагогический стаж составил более 27 лет, а в предоставлении мер поддержки ей отказали. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки. С 09 ноября 1965 по 01 сентября 1966 года работала учителем начальных классов Касачевской начальной школы. С 01 сентября 1966 по 09 августа 1967 года воспитателем группы продленного дня Сотниковской восьмилетней школы. С 09 августа 1967 года по 01 апреля 1992 года воспитателем, а затем и заведующей Арефьевского детского ясли-комбината. Этот стаж не учтен как педагогический. Прошсит зачесть хотя бы период работы заведующей ясли-комбинатом, поскольку с 1980 года ясли-комбинат были переименованы в деткомбинат. А после этого её вновь перевели в район, просто в детский сад. На пенсию вышла по общему стажу. Стаж заведующей 12 лет, с 1980 по 1992 годы, на тот период ясли-комбинат уже были переименованы в деткомбинат. С 1992 по 1994 годы деткомбинат перешел в РОНО, она была заведующей Сотниковского детского сада. В 1984 года вместе со всеми заведующими районовских детских садов ездила в Красноярск на повышение квалификации, по специальности заведующая детским садом.
Представитель ответчика УСЗН администрации Канского района Красноярского края ФИО2 иск не признала, пояснила, что согласно Закона Красноярского края «О предоставлении мер социальной поддержки» работники, трудившиеся в ведомственных детских садах, не имеют права на данные меры поддержки. В данном случае не выбирается, была должность педагогическая или нет. Закон Красноярского края №1046-91 «О предоставлении мер социальной поддержки» предусматривает, что оплачиваются услуги отопления, освещения педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений. Детские ясли-комбинат относились к ЗАО «Арефьевское», то есть это ведомственный детский сад. Закон «О предоставлении мер социальной поддержки», никаким образом применен быть не может. Считает отказ правомерным. В заявлении прокурора указано, что в соответствии со списком профессий и должностей работником образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях утверждается ст.280 Закона РФ «О государственных пенсиях», она дает право на пенсию за выслугу лет, но не как на предоставление мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в денежной форме. Есть рекомендательные письма министерства социальной политики Красноярского края, где в связи с многочисленными вопросами, конкретно указано на примеры, имеют ли право на получение пенсий пенсионеры, из числа бывших педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведомстве сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий и организаций. Это разъяснение педагогам, вышедшим на пенсию. Самостоятельно назначить меры социальной поддержки не могут, поскольку указано, что сад ведомственный. В сложившейся ситуации не могут предоставить ФИО1 меры социальной поддержки на оплату ЖКУ в денежной форме.
Представитель третьего лица - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе ФИО3 пояснила в суде, что ФИО1 получает пенсию по возрасту, а не как педагогический работник.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных суду документов следует, что ФИО1 в спорный период работала в сельских дошкольных образовательных учреждениях, а именно:
-с 09.11.1965 по 01.09.1966 - учитель начальных классов Касачевской начальной школы Канского РайОНО (приказ № 70 от 01.11.1965),
с 01.09.1966 по 09.08.1967 - воспитателем продленного дня в Сотниковской восьмилетней школе (приказ № 38 от 25.12.1966),
с 09.08.1967 г. по 18.08.1980 г. работала воспитателем (приказ № 68 от 08.08.1967), с 18.08.1980 до 01.04.1992 г. заведующей в дошкольном образовательном учреждении - детский ясли-комбинат совхоза "Арефьевский" Канского района (приказ № 120-к от 16.08.1980),
-01.09.1992 переведена заведующей в Сотниковский детский сад Канского РайОНО (приказ № 32-к от 31.03.1992, № 15 от 09.04.1992)
-01.12.1994 уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию (приказ №55 от 14.11.1994).
В указанные периоды работы и в настоящее время истица проживала и проживает в сельской местности - в с. Сотниково, Канского района. В настоящее время истица находится на пенсии.
В 2014 году ФИО1 обратилась в УСЗН Администрации Канского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру, представив необходимые для этого документы.
Ответом от 05.11.2014 и.о.руководителя УСЗН Администрации Канского района ФИО4 ФИО1 в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру отказано в связи с тем, что она работала в образовательном учреждении «ясли-комбинат», который в период ее трудовой деятельности в должности педагогического работника (воспитателя, заведующей) находился в ведении совхоза «Аоефьевский», то есть не являлся краевым государственным или муниципальным образовательным учреждением.
Руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 437, от 24 января 1985 г. N 85, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшими на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
До 01 января 2012 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011 г. N 13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с 01 января 2012 г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 3 этого же Закона педагогическим работникам предоставляются денежные выплаты в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления; в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
В силу вышеизложенного, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться, в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Положения Закона Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 не могут рассматриваться как ограничивающие право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в сельской местности пенсионеров - педагогических работников, вышедших на пенсию из ведомственных учреждений и из учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края, и чье право на сохранение жилищно-коммунальных льгот ранее не ставилось законодательными и исполнительными органами Красноярского края под сомнение. К таким лицам относится и истец.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что ФИО1 более 10-ти лет являлась педагогическим работником образовательных учреждений.
Как установлено судом, ведомственные дошкольные учреждения, в которых работала ФИО1 в период с 09.07.1967 по 01.04.1992, согласно действующему в тот период законодательству, не могли быть иначе как государственными учреждениями, поскольку отсутствовало разделение на ветви власти (федеральная, муниципальная, краевая), впоследствии указанные учреждения, что не оспаривается ответчиком, были переведены в разряд муниципальных, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования Канский район.
В связи с вышеизложенным суд считает, что поскольку истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что она работала в детском саду, не являющимся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот.
При таких обстоятельствах необходимо удовлетворить исковые требования - признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 28.01.2012 года, то есть с учетом срока исковой давности до момента обращения с иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 ФИО10 право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Канского района Красноярского края с 28 января 2012 года предоставить меры социальной поддержки ФИО1 ФИО11 путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья- Н.В. Гришанина