ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/2017 от 23.06.2017 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

3-311/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего – судьи Тахтобиной О.П.,

при секретаре Доржиевой Е.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску ФИО1 к МО «Кяхтинский район», МО «Город Кяхта» о возложении обязанности о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Гр-н ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением МО «Город Кяхта», МО «Кяхтинский район», в котором, с учетом изменения исковых требований, просит обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в УФРС по Республике Бурятия с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - стелы «Орден Сухэ-Батора», расположенного вблизи здания Администрации МО «Кяхтинский район», расположенного по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Так, истец ФИО1 указал, что является уроженцем <адрес> и проживает в данном городе по настоящее время, истцу, как жителю г. Кяхта небезразлично отношение власти к историческим памятникам и наследию, которые расположены на территории Кяхтинского района. В 1973 году Монгольская Народная Республика наградила г. Кяхта и его жителей высшей наградой МНР – орденом Сухэ-Батора. По данному поводу на центральной площади г. Кяхта была воздвигнута стела. В настоящее время данный памятник не состоит на балансе ни в МО «Город Кяхта», ни МО «Кяхтинский район», фактически памятник является бесхозным, что является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия.

В судебном заседании истец ФИО1, обстоятельства изложенные в исковом заявлении подтвердил, настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований с учетом их изменения.

Представитель МО «Кяхтинский район» ФИО3 просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель МО «Город Кяхта» ФИО2 исковые требования не признал, и при этом пояснил, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия подразделяется на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места, между тем, конструкция с изображением Ордена Сухэ-Батора ни к одному из этих видов не относится. Администрациями МО «Кяхтинский район» и МО «Город Кяхта» на протяжении существования конструкции проводятся текущие работы по поддержанию ее в надлежащем состоянии и для этого не требуется включения объекта в реестр муниципальной собственности. В 2013 году проведены следующие работы: очистка стен от отслаивающей штукатурки и краски, штукатурка вертикального откоса, шпаклевание горизонтальной и вертикальной плоскости стены, покраска ордена Сухэ-Батора разными красками, написание текста Указа о награждении. В настоящее время заключен договор на выполнение работ по конструкции. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия могут находиться в муниципальной собственности, следовательно, принять в муниципальную собственность памятник это не обязанность, а право муниципального образования, но в данном случае спорная конструкция памятником не является.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Министерством экономического развития РФ Приказом №931 от 10 декабря 2015 года утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно данному Порядку принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п.2).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п.3).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Вопросы местного значения городского поселения перечислены в ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к которым в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В 1973 году город Кяхта Республики Бурятия Указом Президиума Великого Народного Хурала МНР за выдающуюся роль города Кяхты в истории революционной борьбы монгольского народа, в ознаменование 50-летия образования Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики был награжден высшей наградой МНР – орденом Сухэ-Батора. В ознаменование этого события на Центральной площади г. Кяхта была установлена стела с барельефным изображением ордена Сухэ-Батора.

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.

Согласно справкам администрации МО «Город Кяхта», администрации МО «Кяхтинский район» следует, что сооружение - стела с барельефным изображением ордена Сухэ-Батора не является муниципальной собственностью ни МО «Город Кяхта», ни МО «Кяхтинский район».

Из справки Комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что памятник, расположенный на центральной площади <...> не является объектом культурного наследия, также не является выявленным объектом культурного наследия и не состоит в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия указало, что объект недвижимости – памятник, расположенный на центральной площади <...> - стела с барельефным изображением ордена Сухэ-Батора в реестре республиканского имущества не значится.

Таким образом, судом установлено, что указанный выше объект недвижимости - стела с барельефным изображением ордена Сухэ-Батора, в чьей-либо собственности не находится, о своих правах на него никто не заявляет, т.е. фактически данный объект недвижимости является бесхозяйной недвижимой вещью.

Поскольку спорное недвижимое имущество расположено в административных границах муниципального образования г.Кяхта, суд считает, что обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 должна быть возложена непосредственно на МО «Город Кяхта». В связи с этим, исковые требования в отношении ответчика – МО «Кяхтинский район» подлежат отказу в удовлетворении.

Из представленных стороной истца фотографий стелы, а стороной ответчика договора от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении реставрации памятника «Орден Сухэ-Батора» следует о том, что доводы представителя о нахождении стелы в надлежащем состоянии и не требующей ремонтных работ несостоятельны, опровергаются материалами дела, сторона ответчика МО «Город Кяхта» не признавая иск, указала, что для поддержания стелы в надлежащем состоянии не требуется ее включения в реестр муниципальной собственности, между тем, из всей переписки истца с должностными лицами администраций МО «Город Кяхта» и МО «Кяхтинский район», последними указывается, что ремонтные работы стелы невозможны до момента признания ее муниципальной собственностью.

Доводы представителя ответчика ФИО2 в той части, стела с барельефным изображением ордена Сухэ-Батора не является памятником и не относится к объектам культурного наследия, в связи с чем, на ответчика не может быть возложена обязанность принять ее в муниципальную собственность, суд находит несостоятельными и отвергает их, поскольку как указано выше, такая обязанность у ответчика возникает в силу ч.3 ст.225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России №931 от 10.12.2015 г.

Между тем, данная обязанность МО «Город Кяхта» не выполнена, и в рассматриваемой ситуации на ответчика должна быть возложена обязанность по обращению в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Республики Бурятия в Кяхтинском районе с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – Стелы с барельефным изображением Ордена Сухэ-Батора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Кяхта» обратиться в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в Кяхтинском районе с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – Стелы с барельефным изображением Ордена Сухэ-Батора, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...> вблизи здания администрации МО «Кяхтинский район», расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...>.

В удовлетворении исковых требований в отношении ответчика МО «Кяхтинский район» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тахтобина О.П.