ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/2022 от 28.06.2022 Карпинского городского суда (Свердловская область)

УИД66RS0030-01-2021-001141-15

Дело № 2-311/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.06.2022 город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Базуевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Чешуиной Н.А.,

с участием заместителя прокурора г. Карпинска Матвеева С.О.,

ответчика Ювашовой А.Д., ее представителя по ходатайству Одинец Т.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Волчанского городского округа Кукобина М.В., действующего на основании доверенности № 6 от 20.05.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Карпинска в интересах Волчанского городского округа к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Карпинска, действуя в интересах Волчанского городского округа, обратился в Карпинский городской суд Свердловской области с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что Волчанскому городского округу предусмотрены субсидии областного бюджета на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности. На участие в конкурсе на получение субсидий была подана заявка ФИО1 (ИНН 663000227410) с бизнес-планом «Клуб разговорного английского языка». С ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа в размере 712 866 руб., которая платежным поручением была перечислена на счет ответчика. В соответствии с положениями соглашения ДД.ММ.ГГГГФИО1 представила в Администрацию Волчанского городского округа отчет о достижении значений показателей результативности, в котором указано о перспективе создания одного нового рабочего места и достижение прироста численности работников, занятых у нее на 100 %. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ФИО5 заключен трудовой договор. Однако по данному трудовому договору заработная плата ФИО5 не начислялась, обязательные выплаты в фонд социального страхования и пенсионный фонд не производились. В мае 2020 года ФИО5 зарегистрировалась в качестве самозанятой. Документ о расторжении трудовых отношений между ответчиком и ФИО5 представлен не был. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ субъектом малого и среднего предпринимательства, получившим государственную поддержку – ИП ФИО1 рабочие места не созданы, не обеспечен прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у нее. Кроме того, площадь помещения, где проводятся занятия по разговорному английскому языку составляет не более 30 кв.м, что значительно меньше площади, приобретенной ответчиком для организации центра времяпрепровождения детей (114,25 кв.м), на возмещение части затрат на которую была получена субсидия. Кроме того установлено, что решение выдать ответчику субсидию принято в отсутствие необходимых документов. По указанным основаниям просит взыскать с ответчика в бюджет Волчанского городского округа неправомерно полученную субсидию на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием (открытием) и развитием центров времяпровождения детей – групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности в размере 712 866 руб..

Заместитель прокурора города Карпинска Мавеев С.О. в судебном заседании заявленное исковое требование поддержал. По результатам исследованных судом доказательств полагал подлежащими удовлетворению заявленные требования в полном объеме. Настаивал, что цели заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Волчанского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО1 Соглашения не достигнуты – рабочие места не организованы, а помещения используются не в том объеме, который был заявлен. Вопреки принятым на себя обязательствам ИП ФИО1, по мнению прокурора, не обеспечила санитарно-техническую и пожарную безопасность предназначенных для занятий детей помещений. Полагал несостоятельными доводы ответчика о том, что не понимала разницу между «самозанятой» и работающей.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала. Суду показала, что в рамках данного соглашения ею было приобретено нежилое помещение (1/2 доля в праве общей собственности), которое предоставляется бесплатно, с взиманием платы только за коммунальные услуги, для целей организации детского клуба разговорного английского языка. Ею в Администрацию Волчанского городского округа при заключении соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись необходимые документы, подтверждающие пожарную и санитарно-эпидемиологическую безопасность данных помещений. Впоследствии такие документы ею предоставлялись повторно в ходе проверки в 2020 году. Трудовой договор с ФИО5 не был заключен в декабре 2019 года ввиду отказа ее от заключения договора со ссылкой на отсутствие необходимости контролировать ее расходы и доходы. В мае 2020 ФИО5 была оформлена «самозанятой», чего на ее (ответчика) взгляд соответствовало условиям Соглашения. О том, что «работник» и «самозанятый» имеют разный статус ей (ответчику) стало понятно только в феврале 2022 года, когда она получила копию искового заявления прокурора. Суду также пояснила, что ошибки свои признала, штраф выплатила, но выплатить запрашиваемую прокурором сумму не сможет. Просила учесть, что для детей в их маленьком городе созданы хорошие условия для занятий, что клуб работает по настоящее время, приобретенное ею нежилое помещение используется для детей в заявленном объеме.

Представитель ответчика Одинец И.Н. доводы своего доверителя поддержала. Иск не признала в полном объеме. Настаивала, что цели Соглашения достигнуты, субсидированные денежные средства использованы по назначению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Волчанского городского округа Кукобин М.В. в судебном заседании полагал, что прокурором не представлено доказательств расходования полученных ответчиком бюджетных средств не на предусмотренные Соглашением цели. Удовлетворение исковых требований прокурора повлечет неблагоприятные события для в целом, так как занятость детей имеет важную социальную роль.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации программ по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО1 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа в размере 712 866 руб.. Данная сумма платежным поручением была перечислена на счет ответчика. В соответствии с содержанием соглашения ДД.ММ.ГГГГФИО1 представила в Администрацию Волчанского городского округа отчет о достижении значений показателей результативности, в котором указано о перспективе создания одного нового рабочего места и достижение прироста численности работников, занятых у нее на 100 %.

В содержании ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям услуг.

В силу ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств. В ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг.

Пунктами 2, 3 и 3.1. ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей производителей услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.11.2014 № 1002-ПП утверждена Государственная программа Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». В приложении № 7, действовавшем до 25.03.2021, был предусмотрен Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, расположенных в Свердловской области, в 2016 - 2020 годах.

Согласно указанному Порядку субсидии муниципальным образованиям предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства (п.5). Средства, полученные бюджетами муниципальных образований из областного бюджета в форме субсидии, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Нецелевое использование бюджетных средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.26).

Постановлением Главы Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности на территории Волчанского городского округа в 2019 году (далее Порядок ВГО).

В силу п.1.3 Порядка предоставления субсидий от ДД.ММ.ГГГГ целью предоставления субсидии из бюджета Волчанского городского округа является возмещение части затрат, связанных с созданиеми (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности, а также развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, путем создания новых рабочих мест и увеличения среднесписочной численности работников. Указанным же Порядком предусмотрена процедура проведения конкурса на получение субсидии и перечень необходимых документов для участников конкурса.

Пунктом 2.35 Порядка ВГО предусмотрено, что получателям субсидии устанавливаются следующие показатели результативности предоставления субсидии:

- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку (единиц),

- прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (процентов).

В Соглашении о предоставлении субсидии Администрация устанавливает конкретные значения показателей результативности предоставления субсидии на основании Порядка.

Администрацией Волчанского городского округа ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО1 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Волчанского городского округа. По условиям данного соглашения, его предметом является предоставление из бюджета Волчанского городского округа в 2019 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности (п.1.1). Размер субсидии составляет в 2019 году 712 866 руб. 00 коп.. Показатели результативности устанавливаются с учетом целевых показателей, предусмотренных муниципальной программой (п.3.6). В силу п.5.3. Соглашения получатель обязуется, в том числе, обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в приложении к Соглашению, выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий и данным соглашением. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению к Соглашению ФИО1 взято на себя обязательство на ДД.ММ.ГГГГ создать 1 рабочее место и обеспечить прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) 100 %.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

С учетом изложенного для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ субъектом малого предпринимательства, получившим государственную поддержку – ИП ФИО1, рабочие места не созданы. С момента получения субсидии и до момента рассмотрения дела судом не обеспечен прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у нее. Кроме того, площадь помещения, где проводятся занятия по разговорному английскому языку составляет не более 30 кв.м, что значительно меньше площади, приобретенной ответчиком для организации центра времяпрепровождения детей (114,25 кв.м), на возмещение части затрат на которую была получена субсидия.

Доводы ответчика о том, что на оставшейся заявленной ею площади помещений дети из клуба разговорного английского языка тоже занимаются не являются состоятельными, так как использование данного помещения по заявленным целям происходит только в свободное от секции КАРАТЭ время.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФИО1 ненадлежащим образом исполнены обязательства по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии, а именно не достигнуты показатели результативности в установленный соглашением срок.

В силу п. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с ИП ФИО1 в доход бюджета Волчанского городского округа денежные средства, полученные в качестве субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности в размере 712 866 руб. 00 коп..

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу искового заявления имущественного характера составляет 10 328 руб. 66 коп..

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Карпинска, действующего в интересах Волчанского городского округа, к индивидуальному предпринимателю Ювашовой Анджеле Дмитриевне о взыскании денежных средств, удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ювашовой Анджелы Дмитриевны (ИНН 663000227410) в доход бюджета Волчанского городского округа денежные средства, полученные в качестве субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей - групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности в размере 712 866 (семьсот двенадцать тысяч восемьсот шестьдесят шесть) руб. 00 коп..

Взыскать с Ювашовой Анджелы Дмитриевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 328 (десять тысяч триста двадцать восемь) руб. 66 коп..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Карпинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий судья: В.В. Базуева