Вольский районный суд Саратовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Вольский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-312(2)/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2011 года город Хвалынск
Вольский районный суд Саратовской области в составе :
Председательствующего судьи Е.В. Алейниковой,
При секретаре О.Е. Смирновой,
С участием помощника прокурора г. Хвалынска С.А. Силаева,
Представителя заинтересованного лица, Администрации Возрожденческого муниципального образования Саратовской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Хвалынска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещения сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет,
установил:
Прокурор города Хвалынска Саратовской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского района Саратовской области (далее Администрация Возрожденческого МО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещения сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет, указывая, что при проведении проверки по соблюдению законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля было установлено, что администрацией Возрожденческого МО в установленный законом срок не был подготовлен доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, и соответственно не представлен в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, кроме того, сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не размещены на официальном сайте Администрации Возрожденческого МО в сети Интернет. Указанное невыполнение требований закона и постановления Правительства РФ от 05.04.2010 года № 215 нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, кроме того, не опубликование указанных сведений в сети Интернет нарушает охраняемые ч. 4 ст. 29 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц - на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля, в связи чем, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет и обязать ответчика подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет.
В судебном заседании помощник прокурора г. Хвалынска С.А. Силаев поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Возрожденческого муниципального образования ФИО1 с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований поскольку полагает, что в настоящее время в Саратовской области не разработан порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, который, по мнению ответчика должен быть разработан федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление данного контроля, а также указанные органы исполнительной власти должны были организовать подготовку докладов в соответствии с п. 2 и п. 5 указанных Правил (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Также считает, что данный порядок для Администрации Возрожденческого МО должна была разработать Администрация Хвалынского муниципального района которая этого не сделала, в то время как другие Администрации муниципальных районов области поступили именно так.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 данного Закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие в том числе и по вопросам информирования о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также подготовки в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи Закона ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановления Правительства РФ от 05.04.2010 года № 215 (далее Правил) доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности: а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности; б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также в части осуществления полномочий субъектов Российской Федерации; в) органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В данные доклады включаются сведения об организации и проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за отчетный год и его эффективности указанные в п. 3 Правил.
Согласно п. 5 Правил порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, устанавливается органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Пунктами 6, 7 Правил определено, что доклады подписываются руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС "Мониторинг"), размещенной в сети Интернет на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. После чего, Министерство экономического развития Российской Федерации подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство Российской Федерации до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
В п. 8 Правил указано, что сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Из сообщения Администрации Возрожденческого МО в адрес прокурора г. Хвалынска от 27.04.2011 года следует, что доклад об осуществлении муниципального земельного контроля не представлялся в Министерство экономического развития Саратовской области.
Согласно сопроводительного письма к нему от 30.10.2009 года следует, что Администрация Возрожденческого МО направила План по проведению проверок муниципального земельного контроля на территории Возрожденческого МО на 2010 год в адрес И.О. прокурора Саратовской межрайонной Природоохранной прокуратуры.
Согласно Плана по проведению проверок муниципального земельного контроля на территории Возрожденческого МО на 2011 год и сопроводительного письма к нему от 20.08.2010 года следует, что Администрация Возрожденческого МО направила данный План в адрес Прокурора г. Хвалынска для рассмотрения и согласования.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона определены понятия, в том числе и регионального государственного контроля и муниципального контроля:
- региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;
- муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Статус и границы территории поселения муниципального образования поселок Возрождение, установлены в соответствии с Законом Саратовской области N 112-3СО от 29 декабря 2004 года «О муниципальных образованиях, входящих в состав Хвалынского муниципального образования».
Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика тот факт, что Администрацией Возрожденческого МО доклад об осуществлении муниципального земельного контроля за 2010 год в Министерство экономического развития РФ не представлялся ни на бумажном носителе, ни в электронном виде в срок до 15 марта 2011 года, а также на официальном сайте Администрации Возрожденческого МО не размещались сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.
Довод представителя ответчика о том, что указанный доклад не был представлен в установленные законом сроки по тем причинам, что федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление данного контроля, а также Администрацией Хвалынского муниципального района не разработан порядок подготовки и обобщения указанных сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также указанные органы исполнительной власти должны были организовать подготовку докладов в соответствии с п. 2 и п. 5 указанных Правил (надзора) в соответствующих сферах деятельности, не может быть принят судом во внимание, поскольку как следует, из указанных положений Правил, разрабатывать порядок подготовки и обобщения указанных сведений об организации и проведении муниципального контроля должны именно те органы, которые этот контроль осуществляют, т.е. органы местного самоуправления, уполномоченные на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок, они же обязаны организовать подготовку указанных докладов и размещение данных сведений в сети Интернет. На федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на Администрации муниципальных районов функции по разработке порядка подготовки указанных сведений и организации подготовки указанных докладов законом не возложены.
Также не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что указанный доклад об осуществлении муниципального земельного контроля не представлялся в Министерство экономического развития Саратовской области, т.к. прокуратура не согласовала план проверок на 2010, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от функции по представлению указанного доклада и размещению сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, и не препятствует осуществлению данных функций.
Таким образом, доводы представителя ответчика о несогласии с заявленными требованиями основаны на ошибочном толковании указанных норм действующего законодательства в области осуществления муниципального контроля, поскольку разработать порядок подготовки и предоставления указанного доклада и организовать и обеспечить размещения данных сведений в сети Интернет на официальном сайте Администрации Возрожденческого МО должна сама Администрация Возрожденческого МО, т.к. не на какой иной орган данные функции не возложены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом, и на защиту прав жителей Возрожденческого муниципального образования, а также неопределенного круга лиц на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, кроме того, на защиту интересов Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные законом сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости восстановления нарушенных прав путем обращения за судебной защитой, при этом в число способов защиты входит принуждение к исполнению обязательства в натуре.
На основании изложенного, обязание Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, а также получения информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, может быть обеспечено только судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования прокурора города Хвалынска удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области выразившееся в не подготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не размещения сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет - незаконным.
Обязать Администрацию Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте Администрации Возрожденческого муниципального образования Хвалынского муниципального района Саратовской области в сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения через Вольский районный суд, расположенный по адресу: г.Хвалынск, Саратовской области, ул.Революционная, 110.
Судья Е.В. Алейникова