Дело № 2-312
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка «19» июня 2013 года
Злынковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Т.Г.,
при секретаре Худяковой М.П.,
с участием помощника прокурора Злынковского района Киренцова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Злынковского района в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Злынковского района обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о защите жилищных прав малоимущих граждан, а также мер, направленных на предотвращение террористических актов и минимизации угроз терроризма, профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, было установлено, что на территории Щербиничского сельского поселения находится домовладение <адрес>, от права собственности на которое собственник отказался в связи с получением денежной компенсации за утраченное имущество, и в отношении которого Щербиничской сельской администрацией не предприняты меры по поставке на учет в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании прокурор Киренцов В.В. просил удовлетворить заявление, пояснив следующее. В связи с отказом собственника от права собственности на домовладение, Щербиничская сельская администрация должна принять меры по постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного. В нарушение требований Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Постановлением Правительства РФ, Щербиничской сельской администрацией не предприняты меры по постановке на учет имущества - домовладения <адрес> - в качестве бесхозяйного. Данное бездействие нарушает права малоимущих граждан - жителей поселения, на получение жилья по договору социального найма. Кроме того, нахождение на территории сельского поселения бесхозяйного недвижимого имущества способствует обострению криминогенной ситуации. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Щербиничской сельской администрации и обязать администрацию обратиться в Новозыбковский отдел Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет домовладения <адрес>, в качестве бесхозяйного.
Глава Щербиничской сельской администрации - Русаков В.В. в судебном заседании не оспаривал требования прокурора, пояснив, что в настоящее время предприняты меры для устранения указанных прокурором нарушений.
Представитель Новозыбковского отдела управления Росреестра по Брянской области в суд не явился. В направленном заявлении просил рассмотреть дело без их участия, вынести решение на усмотрение суда.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Новозыбковского отдела управления Росреестра.
Исследовав представленные материалы дела и, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в порядке ст.245 ГПК РФ, предусматривающей возможность оспорить в суде бездействие органов местного самоуправления, нарушающих права данных лиц, а также ограничивающие права и свободы граждан.
Согласно ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.п.4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.ст.225,226 ГК РФ.
Как установлено в суде и не оспаривалось представителем органа местного самоуправления, в настоящее время домовладение <адрес> сдано как утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 29 марта 2013 года и до настоящего времени не поставлено на учет как бесхозяйное имущество (л.д.5).
Согласно п.10 Положения о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного постановлением администрации Брянской области №860 от 29.12.2006г., жилые дома и другие строения, стоимость которых компенсирована их владельцам, предоставляются в пользование гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Откуда следует, что указанное бездействие администрации нарушает права малоимущих граждан на получение жилья и темпы по обеспечению жильём граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны удовлетворительными.
Кроме указанного, согласно п.п.7.1, 8 и 9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в профилактике экстремизма и терроризма, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, что также закреплено Уставом сельского поселения.
Таким образом, бездействие Щербиничской сельской администрации по постановке на учет бесхозяйного имущества не только нарушает права малоимущих граждан, но и ставит под угрозу возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе совершение террористических актов, создает возможность совершению новых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Заявление прокурором Злынковского района подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку требования прокурора направлены на пресечение действий, нарушающих права неопределенного круга лиц. При этом прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы этих лиц, в чем заключается нарушение прав этих лиц, и как интересы этих лиц должны быть защищены.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления прокурора в полном объёме.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Злынковского района в защиту интересов малоимущих граждан и неопределенного круга лиц к Щербиничской сельской администрации Брянской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Щербиничской сельской администрации по постановке на учет в качестве бесхозяйного домовладения <адрес>.
Обязать Щербиничскую сельскую администрацию обратиться в Новозыбковский отдел Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет домовладения <адрес>, в качестве бесхозяйного.
Щербиничской сельской администрации сообщить суду и прокурору Злынковского района об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня провозглашения.
Председательствующий: судья Т.Г.Королева