ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3120/18 от 08.10.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Кутлалиевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств №2 города Астрахани» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что она работала в этой организации в период с 05 сентября 2008г. по 01 сентября 2017г. в должности преподавателя по классу вокала. На момент увольнения работодатель не погасил образовавшуюся за предыдущие периоды задолженность по заработной плате, которая возникла в связи с неисполнением Указа Президента РФ от 07 мая 20112г. №597. При этом в конце 2017г. сотрудникам её организации в добровольном порядке выплачена указанная задолженность, а ей нет. В связи с этим она была вынуждена обратиться в суд и просит взыскать с ответчика в её пользу задолженность по заработной плате в размере 180112 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 города Астрахани» (далее МБОУ ДО «ДШИ №2») ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Представители третьего лица управления культуры администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали, просили отказать.

Представитель третьего лица финансово-казначейского управления администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО5 в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 05 сентября 2008г. принята на работу на должность преподавателя по классу вокала в МБОУ ДО «ДШИ №2» и приказом от 01 сентября 2017г. уволена с указанной должности по собственному желанию.

Согласно трудовому договору №207 от 05 сентября 2008г. со всеми последующими дополнительными соглашениями, её заработная плата состояла из оклада, надбавок в виде повышающих коэффициентов по учреждению и за наличие квалификационной категории, а также выплат стимулирующего характера: надбавка за стаж работы, иные виды стимулирования работников. При этом в договоре указано, что при отсутствии или недостатке соответствующих (бюджетных или внебюджетных) средств работодатель вправе приостановить выплату стимулирующих надбавок, уменьшить их выплату в установленном законодательстве порядке.

При этом, исходя из представленных ответчиком документов, на момент увольнения ФИО1 с нею был произведен полный расчет.

Статья 37 Конституции РФ устанавливает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с требованиями абзаца 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан: выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

В силу части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ).

В целях реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012г. №2190-р была утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы».

Указанной Программой предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В «дорожные карты» включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №597 и от 01 июня 2012г. №761, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.

Порядок использования бюджетных ассигнований для реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 предусмотрен в
Правилах использования бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012г. №1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников"2012г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 декабря 2014г. №1331 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений).

Из пункта 7 Правил следует, что в заключаемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил соглашениях или (применительно к федеральным казенным учреждениям) в принимаемых в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 настоящих Правил решениях главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливаются на каждый квартал очередного финансового года и планового периода показатели деятельности федеральных государственных учреждений, направленные на достижение целевых показателей, определенных "дорожными картами", включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показатели по уровню средней заработной платы по категории (категориям) работников.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012г. №2190-р, распоряжением Правительства Астраханской области от 26 февраля 2013г. №83-Пр утвержден план мероприятий (дорожную карту) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее - план).

Целями плана мероприятий (дорожной карты) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (далее - дорожная карта) являются, в том числе обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с пунктом 3.2. Плана мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, являются:

Создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг.

Поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры.

Реорганизация неэффективных учреждений культуры.

Согласно пункту 4.1. Плана разработка и проведение мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры должны осуществляться с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012г. №2190-р, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на соответствующий год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учитывая специфику деятельности учреждений культуры, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных рассматриваются библиотеки, культурно-досуговые учреждения и музеи.

В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 28 мая 2015г. №192-Пр "О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 26 февраля 2013г. №83-Пр «О плане мероприятий (дорожной карте) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», на основании Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 03 февраля 2015г. №6 «Об учреждении управления культуры администрации города Астрахани и утверждении Положения об управлении культуры администрации города Астрахани», с изменениями, внесенными Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 27 ноября 2015г. №44 «О внесении изменений в решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань» от 03 февраля 2015г. №6» утвержден План мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», предусматривающий проведение аналогичных мероприятий.

Мсходя из положений Государственной программы "Развитие образования Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 25 сентября 2014г. №402-П, иные межбюджетные трансферты предоставляются на частичное доведение размера средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», а также плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" Астраханской области на 2013 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Астраханской области от 06 мая 2013г. №218-Пр, до 95 процентов от средней заработной платы учителей в Астраханской области.

Главным распорядителем иных межбюджетных трансфертов является министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство).

Получателями иных межбюджетных трансфертов являются муниципальные районы и городские округа Астраханской области (далее - муниципальные образования).

Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и используются только по прямому назначению.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются муниципальным образованиям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству Законом Астраханской области от 26 декабря 2016г. №86/2016-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Объем иного межбюджетного трансферта бюджету i-го муниципального образования рассчитывается по следующей формуле: Сi = (X - Y) x k x 12 месяцев x N, где k - среднесписочная численность педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей, согласно статистической отчетности за последний отчетный период (по форме N ЗП -образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала") по i-му муниципальному образованию.

Основанием для перечисления иных межбюджетных трансфертов муниципальному образованию является соглашение о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области муниципальному образованию Астраханской области в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012г. №761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", заключенное между министерством и муниципальным образованием в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Министерство в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству и утвержденных Законом о бюджете, в течение 2 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет министерства перечисляет иные межбюджетные трансферты в бюджет муниципального образования.

Муниципальное образование несет ответственность за соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении иных межбюджетных трансфертов.

Исходя из указанных нормативных правовых актов, при истребовании денежных средств у главного распорядителя бюджета учитывается только фактическая численность работников учреждения. При этом указанные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и распределяются каждым учебным заведением с учетом оценки деятельности каждого преподавателя.

Согласно приказу №60/п от 01 сентября 2011г. МБОУ ДО «ДШИ №2» в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников мунципальных учреждений в указанном учебном учреждении создана постоянно действующая комиссия по распределению выплат стимулирующего характера и утверждено Положение о комиссии. В соответствии с этим Положением комиссия осуществляет оценку деятельности преподавателей, концертмейстеров, работников школы на основании предоставленной информации и заявлений членов комиссии и по результатам оценки этой деятельности определяет размер выплат стимулирующего характера.

Исходя из представленных документов и пояснений представителя ответчика после поступления в декабре 2017г. межбюджетных трансфертов для осуществления стимулирующих выплат преподавателям их учреждения они провели заседание указанной комиссии совместно с администрацией и профкомом и распределили эти средства между работающими на момент поступления денежных средств преподавателями и концертмейстерами в зависимости от опыта работы, педагогической квалификации. Также были распределены премии к Новому году и единовременные премии за победу коллектива школы в конкурсе.

Поскольку на момент истребовании денежных средств у главного распорядителя бюджета ФИО1 работником указанного образовательного учреждения не являлась, то денежные средства на нее не запрашивались, не получались и не могли быть ей выплачены.

Доказательств того, что за предыдущие периоды с 2012г. по день увольнения ФИО1 поступающие межбюджетные трансферты для осуществления стимулирующих выплат ей не выплачивались, суду не представлено.

Напротив, исходя из расчетных листков выплаченных ФИО1 денежных средств, она ежемесячно получала выплаты за интенсивность и высокие результаты.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы и представленные документы, подтверждающие отсутствие у работодателя задолженности перед истцом по заработной плате, суд приходит к выводу, что в удовлетворении указанной части иска следует отказать.

Также стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности за периоды с 2012 года по август 2017 года, что является самостоятельным основанием для отказа в этой части требований.

Поскольку нарушения трудовых прав ФИО1 судом не установлено, то оснований для взыскания с ответчика в её пользу компенсации морального вреда также не имеется и в этой части иска также следует отказать.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что осуществленные в декабре 2017г. выплаты являлись задолженностью по заработной плате за все предыдущие периоды, поскольку оно опровергаются собранными по делу доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств №2 города Астрахани» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2018г.

Судья: