Дело № 2-3123/22 73RS0001-01-2022-004434-50 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июля 2022 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой, при секретаре А.Н. Чуваковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизаровой Оксаны Викторовны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о признании решения незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение члена семьи ветерана боевых действий УСТАНОВИЛ: Елизарова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о признании решения незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение члена семьи ветерана боевых действий, указав, что вступила в брак ДД.ММ.ГГГГ с Крюковым Олегом Николаевичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Совместных детей в браке у них не было. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг умер от . Крюков О.Н. служил в Афганистане, получал пенсию как участник боевых действий, также ее муж стоял на льготной очереди на получение земельного участка. После его смерти она обращалась устно в социальную защиту Чердаклинского района по поводу получения льгот после смерти ее мужа, а именно получение статуса вдовы ветерана боевых действий. В соцзащите Чердаклинского района в получении данного статуса ей отказали, так как в моей квартире прописаны двое детей от предыдущего брака, которые с ней длительное время совместно не проживают. Дочь - Шханукова Милана Мухамедовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает повременной прописке в , где проходит обучение по очной форме на факультете гуманитарных наук Нижегородского филиала ФГАОУ ВО Национальный исследовательсткий университет "Высшая школа экономики", Свидетельство о регистрации по месту ее пребывания выдано с 12.09.2020 года по 30.06.2024 года под № 1886 на период ее обучения в Высшей школе экономики в Нижегородском филиале, сын - Елизаров Владислав Мухамедович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает в по договору краткосрочного найма жилого помещения, заключенного 02.04.2022 года на срок по 02.03.2024 года, где осуществляет свою трудовую деятельность. В апреле 2022 года обратилась с письменным заявлением в Министерство семейной демографической политики и социального благополучия населения Ульяновской области (далее, - Административный Ответчик) по вопросу выдачи мне удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, но получила отказ от 26.04.2022 года в выдаче такого удостоверения по причине регистрации по месту моего жительства двоих детей от предыдущего брака. Просила суд признать незаконным Отказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 26.04.2022 года в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий. Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 26.04.2022 года устранить нарушения прав Административного Истца путем выдачи ей удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий. В судебном заседании истица полностью поддержала исковые требования и доводы иска. Представитель ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске в судебном заседании не присутствовала, ранее исковые требования не признавала, указывала, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации (Положение о Министерстве). Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее-Департамент) является территориальным органом Министерства, созданным для осуществления полномочий Министерства в административно-территориальных единицах Ульяновской области. Министерство по данным исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку решение о выдаче/отказе удостоверения вдовы умершего ветерана боевых действий принимает, согласно своему Положению. Согласно Положению Департамент осуществляет полномочия в области социальной поддержки населения в том числе выдает справки и удостоверения о правах на социальные гарантии в соответствии с законодательством. Истицей представлены паспорт Елизаровой О. В., свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Олега Николаевича, свидетельство о заключении брака с Крюковым О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти Крюкова О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» в жилом помещении по адресу: зарегистрированы Елизарова О.В. и двое детей от предыдущего брака. Исходя из вышеизложенного и согласно предоставленным Истицей документов было принято решение об отказе Елизаровой О.В. в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. В связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт одинокого проживания, выдать указанное льготное удостоверение не представлялось возможным. Таким образом, отказ Департамента в выдаче удостоверения члена семьиумершего ветерана боевых действий от 26.04.2022, является законными обоснованным, выводы, изложенные в нем, основаны на положениях действующего законодательства. Считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, просила в иске отказать. Представитель ответчика Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее-Закон), пунктом 1 статьи 28 которого закреплено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации. Порядок и условия выдачи удостоверения членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий регламентируются инструкцией, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2013 года N 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» (далее- Инструкция). Елизарова Ольга Викторовна ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: , обращалась в Аппарат Правительства Ульяновской области 11.04.2022, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области 11.04.2022 с обращением о выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий. К обращению прилагались следующие документы: паспорт Елизаровой О.В свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Олега Николаевича, свидетельство о заключении брака с Крюковым О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти Крюкова О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 21 Федерального Закона ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» удостоверение членам семей погибших (умерших участников боевых действий выдается супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраст 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения ими возраста 18 лет или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения. В представленной справке МО «Октябрьское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ сведения о совместно зарегистрированных гражданах указано, что на жилой площади по адресу: зарегистрировано три человека Елизарова Оксана Викторовна ДД.ММ.ГГГГ г.р Елизаров Владислав Мухамедович ДД.ММ.ГГГГ -сын, Шханукова Милана Мухамедовна ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь. Дети от предыдущего брака Елизаровой О.В. зарегистрированы на указанной площади по настоящее время. В выдаче удостоверения было отказано в связи с отсутствием сведений подтверждающих факт одинокого проживания. Считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, просила в иске отказать. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОГКУСЗН Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон. В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В судебном заседании установлено, что истица и Крюков Олег Николаевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Крюков О.Н. умер, что подтверждается свидетельством о смерти. Крюков О.Н. являлся ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением и не оспаривается сторонами. Истица обратилась с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий, приложив необходимые документы. К обращению прилагались следующие документы: паспорт Елизаровой О.В свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ Крюкова Олега Николаевича, свидетельство о заключении брака с Крюковым О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти Крюкова О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, подписанного первым заместителем министра Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске и подготовленного руководителем Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске истице в выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий отказано. Отказ мотивирован тем, что с ней зарегистрированы двое детей и она не является одиноко проживающей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. В соответствии с пунктом 1 названной инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения. По смыслу закона, меры социальной поддержки предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по потери кормильца или имеющим право на ее получение, либо независимо от трудоспособности - родителям и супруге погибшего (умершего). При этом, действующим законодательством предусмотрена возможность выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, лицам, не получающим пенсию, а единственным условием для получения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", пережившей супругой является не вступление в повторный брак и одинокое проживание, либо проживание с несовершеннолетним ребенком, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 21 названного Федерального закона. Истица в повторный брак не вступила. Согласно справке администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» в жилом помещении по адресу: зарегистрированы Елизарова О.В. и двое ее детей: Дочь - Шханукова Милана Мухамедовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Елизаров Владислав Мухамедович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Истицей в обоснование доводов о том, что она является одиноко проживающей представлены сведения временной регистрации Шхакуновой М.М. в , где последняя проходит обучение по очной формена факультете гуманитарных наук Нижегородского филиала ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Свидетельство о регистрации по месту ее пребывания выдано с 12.09.2020 года по 30.06.2024 года под № 1886 на период ее обучения в Высшей школе экономики в Нижегородском филиале), и договор краткосрочного найма жилого помещения в , заключенного 02.04.2022 года Елизаровым В.М. на срок по 02.03.2024 года, где осуществляет свою трудовую деятельность. Справка, предоставленная истицей и подписанная Елизаровым В.М., указывающая на то, что он осуществляет трудовую деятельность в в должности генерального директора ООО «» и договор краткосрочной аренды жилого помещения в не могут свидетельствовать о наличии права у истца в силу п. 4 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". Жилое помещение по адресу: принадлежит на праве общей долевой собственности истице и Шхакуновой М.М. по ? доли каждой. Шхакунова М.М. не достигла возраста 23 лет. В соответствии со ст. 1 ч. 2 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В соответствии со ст.30 ЖК РФ, ст.288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными ЖК РФ; гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Елизаров В.М. является членом семьи истицы, вселен в жилое помещение как сын, от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался, о чем представлено нотариально удостоверенное согласие. Таким образом, Елизаров В.М. не утратил право пользования жилым помещением по указанному адресу. Достоверных доказательств того, что дети истицы не пользуются жилым помещением, в котором зарегистрированы, не имеется. Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Из взаимосвязанных положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 2 и 3 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. С учетом вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу, что дети истца имеют право пользования жилым помещением по адресу: вправе находится по указанному адресу любое количество времени. При таких обстоятельствах истица не может считаться одиноко проживающей, и как следствие ей не может быть выдано удостоверение члена семьи ветерана боевых действий. Таким образом, решение ответчиков принято законно и обоснованно, при этом, требования истицы о признании незаконным Отказ от 26.04.2022 года в выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий суд не расценивает как исковые, фактически они являются обоснованием заявленных требований о выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств. руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198,199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Елизаровой Оксаны Викторовны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о возложении обязанности выдать удостоверение члена семьи ветерана боевых действий отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Т.Л. Грачева |