Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Заботиной Н.М.
при секретаре Виляйкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о запрете выполнения полетов,
У С Т А Н О В И Л:
Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете полетов на беспилотных воздушных судах всех типов в воздушном пространстве класса «А», «С», «G» без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения, органов местного самоуправления и направления планов (графиков) полетов в названный орган обслуживания воздушного движения.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что /дата/ в прокуратуру поступил материал УМВД России по городу <данные изъяты> (Отдел полиции № «Центральный»), указывающий на факт незаконного использования воздушного пространства ФИО1 Как установлено, под управлением ФИО1/дата/ выполнен полет беспилотного воздушного судна типа «квадрокоптер» массой порядка 1,3 кг в <адрес> (театр Оперы и Балета) в отсутствие разрешения органов управления воздушным движением и органов местного самоуправления, без плана полета. Факт полета указанного устройства под его управлением в отсутствие разрешительных документов ФИО1 не оспаривался, подтверждался материалами проверки. В этой связи Новосибирской транспортной прокуратурой в отношении ФИО1/дата/ было возбуждено административное производство, предусмотренное ч.2 ст.11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства). /дата/ Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) постановление прокурора рассмотрено, по его результатам ФИО1 был признан виновным в незаконном использовании воздушного пространства, назначен штраф 5000 руб. При назначении наказания ФИО1, УГАН НОТБ СФО Ространснадзора учтено отягчающее вину обстоятельство - повторное совершение однородного административного правонарушения. Так, под управлением ФИО1/дата/ в период с 19.25 до 19.40 был выполнен полет беспилотного воздушного судна типа «квадрокоптер» массой порядка 1,3 кг в <адрес> (театр Оперы и Балета). В этой связи, ФИО1 был задержан сотрудниками полиции. По результатам прокурорской проверки названного факта, было установлено, что полет выполнялся незаконно: без разрешения органов ОрВД, направления плана полета, в связи с чем, в отношении ФИО1/дата/ Новосибирской транспортной прокуратурой было возбуждено административное производство. Постановлением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от /дата/№ФИО1 по данному факту был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 3000 руб. Таким образом, ФИО1 умышленно, целенаправленно, на системной основе допускает нарушения законодательства в сфере использования воздушного пространства. Осуществление незаконных полетов на летательном аппарате типа «квадрокоптер» заведомо создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц в связи с тем, что данный летательный аппарат является источником повышенной опасности. Выполнение полетов над густонаселенной частью города - Оперным театром, расположенным в <адрес>, без разрешения органов управления воздушным движением, создает угрозу для неопределенного круга лиц. Примененные ранее меры прокурорского реагирования в отношении ФИО1 к положительным результатам не привели, в связи с чем, с целью исключения нежелательных последствий, возникла необходимость в применении запретительных мер судом.
В судебном заседании представитель истца помощник Новосибирскоготранспортного прокурора Дечко Е.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить заявленные истцом требования, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
Судебные извещения возвращены в суд за истечением срока хранения, при этом неявка ответчика на отделение связи за получением почтовой корреспонденции является выражением воли лица, которому адресована корреспонденция, и не может свидетельствовать о невыполнении судом всех мер для обеспечения процессуальных гарантий прав лиц, участвующих в деле.
Представитель третьего лица филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Суд, с согласия истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, выслушав пояснения истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что под управлением ФИО1/дата/ в период с 19.25 до 19.40 и /дата/ были выполнены полет беспилотного воздушного судна типа «квадрокоптер» массой порядка 1,3 кг в воздушном пространстве над территорией <адрес>, а именно в <адрес> (театр Оперы и Балета) без разрешения органов управления воздушным движением и органов местного самоуправления, без плана полетов.
Факт полета указанного устройства под его управлением в отсутствие разрешительных документов ФИО1 не оспаривался, подтверждается материалами дела.
В силу ст.11 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Согласно ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя установление структуры и классификации воздушного пространства.
В силу ст. 15 ВК РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ст.17 ВК РФ использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от /дата/№ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (далее Постановление) воздушное пространство над территорией Российской Федерации классифицируется следующим образом:
а) класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
б) класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;
в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.
В соответствии с п.п. 109-112 Постановления, адресование заявок на полеты воздушных судов осуществляют органы ОВД аэродрома вылета. План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации
Состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного плана определяются табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации
Сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.
Согласно п. 116 Постановления для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации устанавливается разрешительный порядок использования воздушного пространства.
Полеты беспилотных летательных аппаратов, в силу ст. 49 Постановления, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
На основании п. 12 Правил пользователь воздушного пространства обязан осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями ВК РФ и других нормативных правовых актов РФ, регламентирующих использование воздушного пространства; своевременно подавать заявки на использование воздушного пространства; осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями; своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД.
Судом также установлено, что в отношении ФИО1/дата/ Новосибирской транспортной прокуратурой было возбуждено административное производство; постановлением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от /дата/№ФИО1 по данному факту был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 3000 руб.
Кроме того, /дата/ Новосибирской транспортной прокуратурой в отношении ФИО1 было возбуждено административное производство, предусмотренное ч.2 ст.11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства). /дата/ Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) постановление прокурора рассмотрено, по его результатам ФИО1 был признан виновным в незаконном использовании воздушного пространства, назначен штраф 5000 руб.
Согласно п. 99 Правил планирование использования воздушного пространства осуществляется:
а) главным центром Единой системы - в воздушном пространстве классов А и С над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым главный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "а" пункта 117 настоящих Федеральных правил;
б) зональным центром Единой системы - в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым зональный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "б" пункта 117 настоящих Федеральных правил;
в) районным центром Единой системы - в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдает разрешение на использование воздушного пространства в порядке, определенном подпунктом "в" пункта 117 настоящих Федеральных правил.
Согласно объяснениям филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в Новосибирский зональный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации ФИО1 управляя полетом беспилотного воздушного судна типа «квадрокоптер» массой порядка 1,3 кг в <адрес> (театр Оперы и Балета) в нарушение требований действующего законодательства, не подавал планов полета, не получал разрешение органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и не получал разрешение органа местного самоуправления на использование воздушного пространства Российской Федерации, полеты выполнял в отсутствии аэронавигационной и метеорологической информации, необходимой для полетов в воздушном пространстве класса С.
Таким образом, ответчик ФИО1/дата/, /дата/ при запуске квадрокоптера в полет над Оперным театром, расположенным в <адрес> нарушил установленный законом порядок осуществления полета в воздушном пространстве.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Ответчик ФИО1 не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца о неправомерном использовании им воздушного пространства у театра Оперы и Балета в <адрес>.
При этом, судом учитывается, что закон не освобождает пользователей воздушного пространства от необходимости получения разрешений и предоставления плана полетов в уполномоченный орган беспилотного воздушного судна, в том числе квадрокоптера, и отсутствии государственной регистрации, бортового номера летательного аппарата.
В силу п. 1 Правил "беспилотный летательный аппарат" - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.
Таким образом, принадлежащий ответчику квадрокоптер согласно положениям вышеприведенного законодательства является беспилотным летательным аппаратом, при его использовании подлежат соблюдению нормы, регулирующие разрешительный порядок.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым наложить запрет на осуществление ответчиком полетов на беспилотных воздушных судах всех типов в воздушном пространстве класса «А», «С», «G» без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения, органов местного самоуправления и направления планов (графиков) полетов в названный орган обслуживания воздушного движения.
Проанализировав представленные доказательства, руководствуясь подлежащими применению нормами материального и процессуального права, суд признает заявленные исковые требования обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей (как по иску, поданному прокурором в защиту неопределённого круга физических лиц), от уплаты которой истец был освобождён.
Руководствуясь ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить ФИО1 выполнять полеты на беспилотных воздушных судах всех типов в воздушном пространстве класса «А», «С», «G» без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения, органов местного самоуправления и направления планов (графиков) полетов в названный орган обслуживания воздушного движения.
Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в <данные изъяты> областной суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение суда изготовлено /дата/.
Судья Заботина Н.М.