ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3124/2014 от 16.09.2014 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

  2-3126/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Томск 16 сентября 2014 года

 Советский районный суд г. Томска в составе:

 председательствующего судьи Ткаченко И.А.

 при секретаре Лысовой В.А.

 с участием:

 представителя заявителя ... - Голодникова В.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киселевой Е.С. об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности включить Киселеву Е.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

установил:

 Киселева Е.С. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГопределением Арбитражного суда Томской области она включена в реестр требований ООО «...», находящегося в процедуре банкротства, о передаче жилых помещений однокомнатной квартиры, строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенной на 5 этаже в 14 подъезде 13-ти этажной части 10-12-13-16-ти этажного жилого 22-подъездного кирпичного дома по строительному адресу , 1-я очередь. Заявитель обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ей было отказано в удовлетворении заявления на основании п. 1,2 и 4 Раздела 1Y Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», на том основании, что Киселевой Е.С. не в полном объеме представлены документы – отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты по договору уступки прав требования, а заключенный с ней предварительный договор долевого участия в строительстве не подпадает под действие указанного приказа.

 С отказом Киселева Е.С. не согласна, так как считает, что попадает под критерий отнесения граждан, чьи права нарушены на основании п. 9 Приложения № 1 вышеуказанного приказа Минрегионразвития № 403 – ликвидация лица, привлекшего денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, введение процедуры банкротства или ликвидации. Просит признать решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№незаконным и возложить на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность включить Киселеву Е.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

 Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

 Представитель заявителя Голодников В.М., в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что на момент заключения договора уступки права требования, заявителю было известно, что в отношении ООО «...» введена процедура банкротства и многоквартирный дом по  не строится с ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО6 супруг Киселевой Е.С., является директором ООО «...» в , данная организация является головным предприятием для ООО «...».

 Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил. В ранее представленном отзыве на заявление представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области просил о рассмотрении заявления без его участия, указал, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства, каких-либо нарушений при его вынесении допущено не было. ДД.ММ.ГГГГмежду ФИО8 и Киселевой Е.С. заключен договор уступки прав требования по предварительному договору участия в долевом строительстве жилого дома по адресу:  на строительство одной однокомнатной квартиры (строительный номер №) общей площадью ... кв.м., заключенному ДД.ММ.ГГГГмежду ООО «...» и ООО «...». Согласно предварительному договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между застройщиком и ООО «...» стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора участия в строительстве жилого дома, таким образом, предметом отношений выступает право требовать от застройщика заключения в последующем договора участия в долевом строительстве объекта, а не обязанность застройщика передать объект долевого строительства. В представленных документах отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.

 Суд на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованного лица.

 Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «  О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

 В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

 В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

 Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Оспариваемое решение №вынесено 10.06.2014, настоящее заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГг., т.е. в установленных законом 3-х месячный срок.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГмежду ООО «...» и ООО «...» заключен предварительный договор участия в долевом строительстве, по условиям которого стороны договорились о заключении в последующем договора долевого участия в строительстве и передаче доли в виде однокомнатной квартиры, строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенной на 5 этаже в 14-м подъезде в 13-ти этажной части 10-13-16 этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу , 1-я очередь. Размер оплаты по договору составляет 1567500 руб. Оплата произведена ДД.ММ.ГГГГв полном объеме.

 Решением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГООО «...» признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.

 Строительство дома по  в г. Томске не осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтвердил в судебном заседании представитель заявителя, который является руководителем юридической службы ООО «...».

Определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГтребование ООО «...» о передаче однокомнатной квартиры строительный №, общей площадью ... кв.м., расположенной на 5 этаже в 14-ом подъезде в 13-ти этажной части 10-13-16 этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: , 1-я очередь, включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «...».

ДД.ММ.ГГГГООО «...» на основании договора уступки права требования уступило ФИО8 право (требование) к ООО «...» по предварительному договору участия в долевом строительстве жилого дома по адресу:  на строительство однокомнатной квартиры строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенной на 5 этаже в 14-ом подъезде в 13-ти этажной части 10-13-16 этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома 1-я очередь. Размер оплаты по договору составил   ... руб.

 Определением Арбитражного суда  от ДД.ММ.ГГГГв реестре требований о передаче жилых помещений ООО «...» произведена замена ФИО8 правопреемником Киселевой Е.С. с требованием о передаче жилого помещения однокомнатной квартиры строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенной на 5 этаже в 14-ом подъезде в 13-ти этажной части 10-13-16 этажного 21-подъездного кирпичного жилого дома строительный адрес: .

 Указанные обстоятельства установлены из пояснений лиц, участвующих в деле и подтверждаются материалами дела.

 ДД.ММ.ГГГГКиселева Е.С. обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее Реестр), приложив к заявлению все необходимые документы.

 Оспариваемым решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№Киселевой Е.С. отказано в удовлетворении заявления о включении в Реестр на основании п.1, п.2, п.4 раздела IV Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п.10 указанных правил, а также, поскольку привлечение денежных средств заявителя происходило в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 1 ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (л.д. 8).

 Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (редакция от 28.12.2013 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

 Из положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 г. № 26 следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

 В целях ведения реестра граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, чьи права были нарушены Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 определен перечень критериев признания таких граждан пострадавшими.

 В соответствии с п. 9 ч. 2 Приложения № 1 к приказу Минрегиона № 403 от 20.09.2013 г. критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены является ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

 В соответствии с п. 13 Раздела III Приложения № 1 Приказа № 403 контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в Реестр и направляет заявителю копию указанного решения

 Согласно пп.1, 2, 4 п. 14 Раздела IV Приложения № 1 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 основаниями для отказа во включении заявителя в реестр является в том числе: несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только названными в нем способами:

 1) на основании договора участия в долевом строительстве;

 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

 В соответствии со ст. 4 ФЗ № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

 Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

 Поскольку Киселевой С.Е. не был заключен договор долевого участия в строительстве, а лишь предварительный договор долевого участия в строительстве, регистрация указанного договора произведена не была, кроме того документы, подтверждающие факт оплаты по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве от ..., заключенному между ООО «...» и ФИО8, заявителем представлены не были,Департамент архитектуры и строительства Томской области вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания его незаконным суд оснований не усматривает.

 При разрешении требования Киселевой Е.С. возложить на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность включить Киселеву Е.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд исходит из следующего.

 Исходя из положений ч.1 ст. 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько связанных между собой исковых требований.

 Суд считает, что указанное требование, заявленное в рамках Главы 25 ГПК РФ не может быть рассмотрено во взаимосвязи с оспариваемым решением и подлежит рассмотрению как исковое требование.

 В силу ст. 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

 Согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 Участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации), и одновременно - один из способов реализации права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

 Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости").

 Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у них правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только указанными в нем способами:

 1) на основании договора участия в долевом строительстве;

 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, жилищных сертификатов;

 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

 Исходя из ч.ч. 1 и 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», данный Федеральный закон регулирует основанные на договоре участия в долевом строительстве отношения, связанные с привлечением денежных средств, в частности, граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу – начиная с 1 апреля 2005 г.

 Действие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» распространяется также на отношения, возникшие при совершении начиная с указанной выше даты сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.).

 Одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших согласно пп.9 ч.2 Приложения № 1 к приказу Минрегиона № 403 от 20.09.2013, является ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

 Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом действующего законодательства, исходя из фактически сложившихся между сторонами отношений, суд приходит к выводу, что требование Киселевой Е.С. не подлежит удовлетворению, поскольку предварительный договор участия в долевом строительстве жилого дома по адресу:  на строительство однокомнатной квартиры строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенной на 5-м этаже в 14-м подъезде в 13-ти этажной части 10-12-13-16 этажного 22-подъездного кирпичного жилого -я очередь, был заключен между ООО «...» и ООО «...», дочерним предприятием ООО «...», директором которого является ФИО8, до введения в отношении застройщика ООО ...» процедуры банкротства. На момент заключения договора уступки права (требования) от ДД.ММ.ГГГГмежду ФИО8 и Киселевой Е.С., последней было известно, что строительство дома не ведется уже несколько лет, а в отношении застройщика ООО «...» уже была введена процедура банкротства.

 Таким образом, Киселева Е.С.. не попадает под перечень лиц, подлежащих включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку не соответствует критериям, предусмотренным ч. 2 Приложения № 1 к приказу Минрегиона № 403 от 20.09.2013.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

 В удовлетворении заявления Киселевой Е.С. об оспаривании решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ 08-06-116/2014, возложении обязанности включить Киселеву Е.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены отказать.

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Судья ...

 ...

 ...

 ...

 ...