РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
02 августа 2022года
Пушкинский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.
при секретаре Ромахиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Иванищевой М. Б. к АО «Вагонная ремонтная компания -1» о взыскании ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями к ответчику, с учетом уточнения, л.д. 157, о взыскании невыплаченной ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне, за период работы с октября 2013 года до августа 2021 год 798290 руб., процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда 70000 руб.
В обоснование требований истец указала, что с октября 2013 года до августа 2021 года работала у ответчика в должности начальника отдела управления персоналом и социальных вопросов. Данная должность подразумевает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, истец имела доступ к таким сведениям, однако за весь период работы ей не выплачивалась ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал, пояснив, что приказа о допуске к государственной тайне не издавалось, дополнительных соглашений не заключалось, имеется только общий пункт в трудовом договоре, однако доступ к государственной тайне фактически предоставлялся.
Ответчик в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в отношении истца допуск к государственной тайне не оформлялся, соответствующий приказ не принимался, доступ к сведениям, содержащим государственную тайне не предоставлялся.
Суд в порядке статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Статьей 21 Закона РФ от N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 названного Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных указанным Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец в период с по работала в должности начальника отдела управления персоналом и социальных вопросов ОАО «ВРК-1» л.д. 21, 124,127 оборот, 128 оборот;
Согласно Номенклатуре должностей работников ОАО «Вагонная ремонтная компания-1», подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, должность начальника отдела управления персоналом и социальных вопросов включена в номенклатуру под п. 10 л.д. 182.
Истец полагает, что она имела допуск к государственной тайне, в связи с чем, работодатель должен был производить выплату ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" в размере 5% к должностному окладу.
Отсутствие начисления и выплаты ежемесячных процентных надбавок истцу стороной ответчика не отрицается.
В соответствии с пунктом 1 Правил выплаты надбавок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.
При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" установлено, что допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются граждане, которым в установленном порядке (т.е. с соблюдением проверочных мероприятий) оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей степени секретности и на которых решением руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части возложена обязанность работать со сведениями, составляющими государственную тайну, установленная должностными регламентами (должностными обязанностями).
Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года.
Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" установлено, что выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя (командира) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, воинской части (далее - приказ (распоряжение, указание) о работе гражданина на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, соответствующей степени секретности в соответствии с должностными регламентами (должностными обязанностями).
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд не находит установленным факт допуска истца к государственной тайне на постоянной основе, поскольку допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей степени секретности в отношении истца в установленном порядке не оформлен, решением руководителя организации на истца не возлагалась обязанность работать со сведениями, составляющими государственную тайну, должностным регламентом такая обязанность не установлена л.д. 131,178. То обстоятельство, что допуск в установленном порядке не оформлялся, стороной истца не отрицается.
Ссылка истца на то обстоятельство, что она имела доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, не свидетельствует о наличии допуска ее к работе с такими сведениями и не порождает обязанность работодателя по выплате испрашиваемой надбавки, поскольку в рассматриваемом случае документально подтвержденного доступа к государственной тайне именно на законных основаниях не имеется.
Суд учитывает представленную ответчиком выписку из карточки на допуск граждан к государственной тайне л.д. 215, в которой указано на допуск к работам и документам по 3 форме.
Вместе с тем, выплаты производятся не на основании имеющейся у работника формы допуска, а по степени секретности сведений, с которыми гражданин фактически работает (имеет доступ).
Из материалов дела не следует, что истец работала со сведениями, составляющими государственную тайну. Представитель ответчика пояснил, что третья форма допуска (без проверочных мероприятий) оформлялась на случай действий в экстренной ситуации.
Кроме того, в соответствии Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от N 63 допуск граждан к государственной тайне предусматривает:
а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 7).
Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2) (п. 10).
Как усматривается из Трудового договора л.д.124 и дополнительного соглашения л.д. 127 оборот указанные обязательства не отражены, руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске истца к сведениям, составляющим государственную тайну, не принималось, вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий не определялся. Изложенный в трудовом договоре п. 9 пп. 9 о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, является общим, не отражает обязательства работника перед государством, кроме того, данный пункт применяется в случае, если гражданин допущен в установленном порядке к государственной тайне. Представитель истца в судебном заседании не оспаривал, что каких-либо дополнительных соглашений, связанных с государственной тайной не заключалось, приказа о допуске не принималось.
При таких обстоятельствах, исковые требования, в том числе и производные о взыскании процентов и компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Иванищевой М. Б. к АО «Вагонная ремонтная компания -1» о взыскании ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено
Судья И.А. Голубятникова