Дело № 2-3125/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2017 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Охотиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кирова о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кирова о возложении обязанности проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Город Киров», и предоставлении сведений о границах зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «город Киров» в управление защиты населения и территорий администрации г. Кирова. В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Кирова проверки выявлены грубые нарушения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в действиях администрации г. Кирова, что предоставляет прокурору прав об ращения в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию муниципального образования «город Киров» произвести землеустроительные работы по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «город Киров», после проведения землеустроительных работ представить в управление защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области сведения о границах зон затопления, подтопления на территории муниципального образования «Город Киров», которые должны содержать текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, а также обосновывающие материалы с предложениями об определении границ зон затопления, подтопления на территории муниципального образования, сформированные с учетом пункта 4 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования прокурора полагал обоснованным. Настаивал на рассмотрении дела к заявленному ответчику, которого полагал надлежащим.
Представитель ответчика – администрации г. Кирова ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Приобщила отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании. Полагала, что прокурором необоснованно заявлены требования о возложении обязанности, относящейся к полномочиям федеральных органов, к органу местного самоуправления. Пояснила, что денежные средства из федерального бюджета на выполнение работ, указанных в исковом заявлении прокурором, в бюджет муниципального образования «город Киров» не поступали.
Представитель третьего лица – управления защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Пояснила, что определение границ зон затопления и подтопления является обязанностью федеральных органов, но выполнение землеустроительных работ по их определению должен осуществлять орган местного самоуправления. Приобщила отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании.
Представители третьих лиц - Федерального агентства водных ресурсов, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерство охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Причины неявки неизвестны.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что на территории муниципального образования «город Киров» не проведены работы по установлению границ зон затопления, подтопления, отсутствуют документы, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат не определены.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Зоны затопления, подтопления в силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), зоны с особыми условиями использования территорий (ч.5 ст.30 ГрК РФ). К таким зонам, в частности, относятся зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 статьи 1 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Водным кодексом РФ императивно определено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса РФ). Которым в настоящее время является Федеральное агентство водных ресурсов.
Правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Правила) установлена методологическая основа для отнесения территорий к зонам затопления, подтопления, а также определен порядок действий органов государственной власти федерального и регионального уровня для согласования границ соответствующих он в целях последующего внесения о них в государственный кадастр недвижимости.
В частности, пунктом 3 Правил предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
При этом, как следует из ст.7 Градостроительного кодекса РФ деятельность по определению границ зон затопления, подтопления осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности в рамках подготовки и утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации и в силу Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По мнению суда, выполнение землеустроительных работ по описанию местоположения границ зон затопления, подтопления является составной частью определения их границ, что в силу ст.7 Градостроительного кодекса РФ, 86 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органа местного самоуправления не отнесено.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ именно собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а, следовательно и проводить работы по определению границ зон затопления. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, т.е. являются федеральной собственностью, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию.
Между тем, как установлено в судебном заседании и вопреки ст.56 ГПК РФ не опровергнуто прокурором, на территории муниципального образования «город Киров» не имеется водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования «город Киров», а доводы прокурора в судебном заседании об отнесении реки Вятка к собственности муниципального образования «Город Киров» противоречат ст.8 Водного кодекса РФ.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на орган местного самоуправления в лице администрации г. Кирова обязанности по выполнению работ, поименованных прокурором в исковом заявлении, а также передача результата этих работ органу власти субъекта Российской Федерации, фактически направлены на установление расходных обязательств муниципального образования «Город Киров», сопряженных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, что противоречит ст.86 Бюджетного кодекса РФ, ст.8, 67.1 Водного кодекса РФ и является недопустимым, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.2 Водного кодекса РФ, ч.3 ст.196 ГПК РФ суд, не разрешая вопрос о законности правового акта, основываясь исключительно на положениях федерального законодательства, отклоняет доводы прокурора об обоснованности заявленных им требований в силу постановления правительства Кировской области от 11.08.2015 № 53/436 «Об утверждении порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Кировской области».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кирова отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 06.10.2017