ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3125/17 от 14.12.2017 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 14 декабря 2017 года

№ 2-3125/2017

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи Хромовой С.А.,

при секретаре Фольмер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района, Администрации Тюменского муниципального района к ФИО1 об обязании выполнить работы по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация <данные изъяты> муниципального образования Тюменского района обратилась в суд с иском к ответчику об обязании обустроить земельный участок. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в собственность истца поступил земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения инженерных сетей и сооружений, площадью <данные изъяты> кв.м.. Основанием для поступления в муниципальную собственность послужил п. 1.1. ст. 19 ЗК РФ, согласно которому земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью сельского поселения. Собственником указанного земельного участка, до отказа от права собственности являлся ответчик. Ранее земельный участок с кадастровым номером являлся частью общего земельного участка, площадью <данные изъяты> га и образовался в результате проекта планировки территорий в районе <адрес>, разработанного на основании распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке документации по планировке территории, расположенной в <адрес>», градостроительного задания на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в <адрес> с градостроительными планами земельный участков, утвержденного заместителем главы Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Проект планировки разработан в целях размещения объектов капитального строительства – индивидуальных жилых домов и общественных зданий. Заказчиком проекта является ответчик. Истец не осуществлял предоставление гражданам земельных участков, расположенных в границах вышеуказанных земельный участков. Граждане приобрели права на земельные участки в результате заключения гражданско-правовых договоров с собственником земельного участка. Реализованные гражданам земельные участки были образованы путем раздела земельного участка, произведенного в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, расположенной в районе <адрес>, утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. Схема размещения инженерных сетей и сооружений, входящих в состав графических материалов обосновывающих утверждаемой части проекта планировки, предусматривает исполнение улично-дорожной сети в твердом покрытии. Дорога, расположенная в границах спорного земельного участка, в собственности истца не находится, в связи с чем, у муниципального образования отсутствуют правовые основания для строительства дороги на спорном земельном участке. Эта обязанность возложена на правообладателя земельного участка, предназначенного для размещения дороги, вне зависимости от того предусмотрено это или нет в договорах купли-продажи земельных участков для строительства жилых домов, доступ и подъезд к которым должен осуществляться через земельный участок, предназначенный для размещения дороги. Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности по ведению дорожной деятельности является недопустимым и нарушает интересы истца, а также права и законные интересы граждан. На основании этого истец просит суд обязать ответчика обустроить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> автомобильными дорогами с твердым покрытием, придорожными отводами и канавами, тротуарами шириной <данные изъяты> м.

ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Тюменского муниципального района.

В судебном заседании судом по ходатайству Администрации Тюменского муниципального района в качестве истца привлечена Администрация Тюменского муниципального района.

Представитель истца - Администрации <данные изъяты> муниципального образования ФИО2 ФИО9 действующий на основании прав по должности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просит суд обязать ответчика выполнить работы по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения на земельном участке с кадастровым номером с твердым покрытием, придорожными отводами, канавами и тротуарами шириной <данные изъяты> м.

Представитель истца - Администрации Тюменского муниципального района – Подушко ФИО10 действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 ФИО11 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель ответчика ФИО3 ФИО12 действующая на основании доверенности (л.д.44), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д.45), суду пояснила, что строительство улично-дорожной сети в границах земельного участка с кадастровым номером было предусмотрено не документацией по планировке территории, разработанной по инициативе его собственников, а генеральным планом Новотарманского сельского поселения, ответчик не принимал на себя обязательства по строительству дорог на земельном участке, который ответчику не принадлежит. Учитывая, что земельный участок кадастровым номером предназначен для размещения автомобильной дороги местного значения, обязанность по ее строительству не может быть возложена на ответчика.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО13 являлся собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктом, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ФИО14. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктом, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.55).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ФИО15 является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, категория земель: земли населенных пунктом, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района было вынесено постановление «О подготовке документации по планировке территории, расположенной в <адрес>», согласно которому постановлено осуществить по инициативе физических лиц подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории, расположенной в <адрес> с градостроительными планами земельный участков (л.д.51-52).

ООО <данные изъяты> был подготовлен проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе <адрес> (л.д.10-25).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <данные изъяты> муниципального района было вынесено постановление «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в <адрес>» (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 ФИО16, ФИО4 ФИО17 и ФИО5 ФИО18 было заключено соглашение о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности, согласно которому ФИО1 ФИО19 выделены земельные участки с кадастровыми номерами: . ФИО4 ФИО20 выделены земельные участки с кадастровыми номерами: . ФИО5 ФИО21 выделены земельные участки с кадастровыми номерами: (л.д.57-61).

Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером , назначение объекта: земли населенных пунктов, для размещения инженерных сетей и сооружений, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> являлся ФИО1 ФИО22 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время собственником вышеуказанного земельного участка является Администрация <данные изъяты> муниципального образования (л.д.8).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> муниципальное образование Тюменского района Тюменской области является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктом, разрешенное использование: для размещения инженерных сетей и сооружений, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании <данные изъяты> ЗК РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ (л.д.27).

В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги местного значения.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

Судом установлено, что ответчик не принимал на себя обязательств по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения на земельном участке с кадастровым номером , проект планировки территорий в районе <адрес>, разработанный по заказу, в том числе ответчика, не возлагает на ответчика обязанности по проектированию и строительству автомобильной дороги. Предусмотренное ст.41 ГрК РФ обязательное наличие подъездов и подходов к земельным участкам при разделе земельного участка, не свидетельствует об обязанности собственника разделяемого земельного участка построить автомобильную дорогу. Данная норма лишь предусматривает наличие реального подъезда и подхода к вновь образованным участкам, с тем, чтобы на участки возможно было попасть.

Учитывая, что в соответствии с ФЗ РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, оснований для возложения данной обязанности на ответчика, не имеется, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.194-199, 56 ГПК РФ, ст.8 ГК РФ, ст.3,5, 15 ФЗ РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст.41 ГрК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района, Администрации Тюменского муниципального района к ФИО1 об обязании выполнить работы по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения с твердым покрытием, придорожными отводами и канавами, тротуарами на земельном участке с кадастровым номером – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Федеральный судья (подпись) Хромова С.А.

Мотивированное решение изготовлено судом 25.12.2017 года.

Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-3125/2017 в Тюменском районном суде Тюменской области.

Решение вступило в законную силу «____» ____________2018 года

Копия верна.

Судья Хромова С.А.