ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3128/2016 от 24.11.2016 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2- 3128/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2016 года Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шуваловой И.С., при секретаре ФИО6, с участием адвоката ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Б.Л. к ПО «Арзамасские электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» о понуждении демонтировать коллективный общедомовой прибор учета электрической энергии, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец является владельцем 1/3 доли 2-этажного жилого дома общей площадью 283,50 кв.м., который находится по адресу: <адрес>. Другими собственниками в общей долевой собственности данного <адрес> являются: ФИО2 - 1/3 доля, ФИО3 -1/6 доля, ФИО4 - 3/18 долей. <адрес> является частным (не многоквартирным) жилым домом с 4 сособственниками в вышеуказанной долевой собственности. Однако, Арзамасское отделение ПО «Арзамасские электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» без согласия собственников жилого <адрес> на незаконном основании <дата> установило коллективный (общедомовой) прибор учета и ежемесячно присылают квитанции об уплате ОДН по коллективному прибору учета, что является незаконным. Установка ответчиком коллективного (общедомового) прибора учета и начисление платежей за ОДН по коллективному прибору учета в нашем жилом частном <адрес> является незаконным. По данному факту в ноябре 2015 г. истцом была подана жалоба в Прокуратуру г. Арзамаса. <дата> заместителем городского прокурора ФИО7 было выявлено, что <адрес> не является многоквартирным. В нарушении законодательства ПО «Арзамасский электрические сети» <дата> на опоре установили коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии. <дата> заместителем городского прокурора ФИО7 по выявленным нарушениям федерального законодательства было подготовлено предписание для внесения начальнику ПО «Арзамасский электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго». Срок рассмотрения представления - 1 месяц со дня поступления. Между тем, начальником ПО «Арзамасский электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» требование (предписание) прокурора в месячный срок не были исполнены. В ноябре 2016 г. истец повторно обратился с заявлением в прокуратуру <адрес> по вопросу законности начисления платы на ОДН за электроэнергию. <дата> городским прокурором ФИО8 была проведена проверка по данному факту, было установлено, что <адрес> не является многоквартирным. В нарушении законодательства ПО «Арзамасский электрические сети» <дата> на опоре установили коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии. Допущенные нарушения недопустимы, поскольку влекут за собой нарушение жилищных прав собственников жилого <адрес>. <дата> городским прокурором ФИО8 по выявленным нарушениям федерального законодательства начальнику ПО «Арзамасский электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» ФИО9 было выдано предписание об устранении допущенных нарушений федерального законодательства РФ, принятии мер к недопущению подобных нарушений впредь, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения и принятых мерах письменно сообщить в Арзамасскую городскую прокуратуру в месячный срок. Начальник ПО «Арзамасский электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» ФИО9 целых два раза умышленно злостно не исполняет представление прокурора, нарушает жилищные и конституционные права. Между тем, в настоящее время по прежнему ежемесячно присылают квитанции об уплате ОДН по коллективному прибору учета, на опоре № 16 до сих пор в нарушении жилищных прав собственников <адрес> установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии, что является незаконным, нарушает жилищные права. Истец понес имущественный ущерб в размере 516,29 рублей, которые он был вынужден оплатить, иначе ответчик прекратит подачу электроэнергии.

Истец просит суд: обязать ПО «Арзамасские электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», произвести демонтаж коллективного общедомового прибора учета электрической энергии <адрес>, установленный на опоре и взыскать в пользу истца 516,29 рублей, расходы по оплате услуг адвоката в размере 10 000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

В порядке ст.39 ГПК РФ истец увеличил заявленные требования, просит суд: обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» произвести демонтаж коллективного общедомового прибора учета электрической энергии <адрес>, установленный на опоре ; взыскать 516 рублей 47 копеек, расходы по оплате услуг адвоката, компенсацию морального вреда 7000 рублей; обязать надлежащего ответчика производить истцу начисление за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес>, исходя из данных индивидуального прибора, установленного в части дома истца.

Определением суда от <дата> в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФИО3, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ПАО «ТНС энерго НН».

Представитель истца по ордеру адвокат ФИО10 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Истец в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика на основании доверенности ФИО11 заявленные требований не признала в полном объеме, поскольку общедомовой прибор установлен законно.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС энерго НН» на основании доверенности ФИО12 считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Остальные участники по делу в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц..

Суд, выслушав мнение явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого дома (жилого помещения) общей площадью 293,50 кв.м по адресу: <адрес>.

В соответствии с актом от <дата>, в эксплуатацию был допущен общедомовой (коллективный) прибор учета по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации

Согласно ч.1 ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п.12 ст.13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ (ред. от <дата>) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до <дата> (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до <дата> (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до <дата> (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После <дата> (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после <дата> (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после <дата> (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Указанный дом имеет один общий ввод электроэнергии в дом рядом с изоляторами на внешней стене дома, выходящей на ул. Кирова. Иных вводов в отдельные квартиры нет, общим имуществом является электрическая сеть от внешней стены до внутренней разводки по отдельным квартирам.

Согласно п.144 постановления Правительства РФ от <дата> N 442: «Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки... .В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

На основании указанного постановления с учетом технической возможности прибор учета электроэнергии был установлен на опоре 16 максимально приближенном к границе балансовой принадлежности сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.п.7,8 Постановления Правительства РФ от <дата> N 491 (ред. от <дата>) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В связи с тем, что ОДПУ установлен не на границе балансовой принадлежности, при начислении потребления вычитаются потери электроэнергии в проводах (-1,55%) от места установки прибора учета до границы на внешней стене многоквартирного жилого дома, понесенные потери распределялись между всеми собственниками <адрес>, в настоящий момент ОДН уже не начисляется.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о демонтаже коллективного общедомового прибора учета электрической энергии и взыскании денежных средств, выплаченных истцом за ОДН, соответственно, не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда, поскольку не установлено нарушение прав истца, и расходов на оплату услуг представителя.

Требования истца о проведении начислений за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес>, исходя из данных индивидуального прибора, установленного в части дома истца, также не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что начисления за ОДН уже не производятся.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Г.Б.Л. к ПО «Арзамасские электрические сети» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» о понуждении демонтировать коллективный общедомовой прибор учета электрической энергии, взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья: И.С.Шувалова